АГРЕГАТ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ. Агрегат газоперекачивающий ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 (в дальнейшем – агрегат), представляет собой автоматизированный агрегат в блочно-контейнерном исполнении с
ГПА-Ц1-16Л/76-1,44
ОПИСАНИЕ И РАБОТА
Назначение агрегата
Агрегат газоперекачивающий ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 (в дальнейшем – агрегат), представляет собой автоматизированный агрегат в блочно-контейнерном исполнении с газотурбинным конвертированным авиационным двигателем АЛ-31СТ мощностью 16 МВт с малоэмиссионной камерой сгорания, центробежным газовым компрессором на конечное давление 7, 45 МПа (76 кгс/см) и отношением давлений 1, 44, системой автоматического управления и регулирования (САУ и Р) на базе программно-технических средств МСКУ-5000 фирмы «Система-Сервис»*, с антипомпажным регулированием.
Агрегат изготавливается в климатическом исполнении «УХЛ» категории размещения 1 по ГОСТ 15150 и обеспечивает нормальную работоспособность при температуре окружающего воздуха от 218 К (-55 °С) до 318 К (+45 °С) и относительной влажности до 100 %, а также при наличии осадков (дождь, снег, туман).
Сейсмичность района установки агрегата – до 7 баллов по шкале MSK-64.
Пример записи обозначения агрегата при заказе: «Агрегат газоперекачивающий ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 345.0000.000 ТУ»,
где ГПА – газоперекачивающий агрегат;
Ц – центробежный компрессор;
1 – тип корпуса центробежного компрессора (длина корпуса L=2200 мм);
16 – мощность газотурбинного двигателя, МВт;
Л – двигатель газотурбинный, авиационного типа разработки НТЦ им.А.Люльки;
76 – давление конечное номинальное, абсолютное, кгс/см ;
1,44 – отношение давлений.
Требования к климатическому исполнению, основные технические требования; требования к безопасности, к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению – в соответствии с ТУ УЗ.20-05747991-036-98 «Агрегаты газоперекачивающие типа ГПА-Ц-16С».
– резервный вариант типа САУ и Р – на базе ПТС «Series-5» ф. «ССС».
Технические характеристики Технические характеристики приведены в таблице 4. Таблица 4. Основные параметры на номинальном режиме и размеры агрегата | |
Наименование параметра или размера, единица измерения | Норма для агрегата ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 |
Производительность, приведенная к температуре 293 К (20 °С) и давлению 0, 101 МПа (1, 033 кгс/см2), м3/с (млн м3/сутки), не менее | 372, 68 (32, 2) |
Производительность по условиям всасывания,м/с (м/мин.) | 6, 48 (389, 1) |
Давление начальное, МПа (кгс/см): – номинальное – минимальное | 5, 17 (52, 78) 2,89 (29,42) |
Давление конечное, МПа (кгс/см): – номинальное – минимальное | 7, 45 (76, 00) 8, 57 (87, 4) |
Отношение давлений, расчетное | 1, 44 |
Продолжение табл. 4
Частота вращения выходного вала СТ и ротора компрессора, с-1 (об/мин) | 87, 5 (5250) |
Политропный КПД компрессора, % | 85, 0 |
Температура газа на входе в компрессор, К (°С), расчетная | 288, 0 (15) |
Повышение температуры газа в компрессоре на номинальном режиме, К | |
Номинальная (расчетная) мощность, потребляемая компрессором, кВт | |
Время пуска агрегата (время от момента подачи команды на пуск двигателя до выхода на режим) без учета предпусковой подготовки, мин., не более | |
Межцентровое расстояние между патрубками на входе и выходе компрессора, мм | |
Первая критическая частота вращения ротора компрессора, с-1 (об/мин.) | 54, 6 (3280) |
Вторая критическая частота вращения ротора компрессора, с-1 (об/мин.) | 124, 83 (7490) |
Эффективный КПД на выходном валу СТ двигателя в станционных условиях*, % | |
Эффективный КПД на выходном валу СТ двигателя на режиме работы 16 МВт, при Тн = 15 °С, давлении Рн = 1,033 кг/см", без учета потерь в системе всасывания и выхлопном устройстве агрегата, отборов воздуха и без утилизации тепла выхлопных газов, % | |
Расход топливного газа при низшей теплоте сгорания топлива 33494, 4 кДж/м3 (8000 ккал/м3), плотности 0, 68 кг/м3 и мощности 16 МВт на выходном валу СТ двигателя в станционных условиях*, кг/с, | 0, 902 |
Давление топливного газа на входе в двигатель на всех режимах, избыточное, МПа (кгс/см) | 2, 74 +02 (28 +2) |
Температура топливного газа, К (°С) | 293-333 (20-60) |
Давление топливного газа на входе в стартер при противодавлении не более 0,5 кгс/см, избыточное, МПа (кгс/см2) | 0,5±0,05 (5±0,5) |
Потребность в пусковом газе на один пуск, кг, не более | |
Потребность в пусковом газе при холодной прокрутке, кг | 50-90 |
Расход пускового газа, кг/с, не более | 1, 0 |
Окончание табл. 4
Безвозвратные потери масла, кг/ч, не более – по двигателю; – в системе смазки и уплотнения компрессора. | 0, 5 0, 3 |
Время пуска агрегата до выхода на номинальный режим (без учета предпусковой подготовки), мин., не более | |
Габаритные размеры агрегата, мм длина ширина высота | 22 100 16 460 28 070 |
Масса агрегата, кг, не более | 234 600 |
Примечания.
1. * Станционные условия для определения мощности и КПД:
– атмосферное давление, МПа (кгс/см2) – 0, 101 (1, 033);
– температура воздуха на входе в двигатель, К (°С) – 288 (15);
– сопротивление воздухозаборной системы
(до входного фланца компрессора двигателя),
Па (мм вод. ст.), не более – 1400 (150);
– сопротивление выхлопного устройства
(от фланца силовой турбины двигателя до среза
газоотвода агрегата), Па (мм вод. ст.),
не более – 1960 (200);
– без отборов воздуха из двигателя.
2. Справочные данные по двигателю АЛ-31СТ:
– максимальная температура газа на срезе газоотвода
двигателя на выходе из СТ) на номинальном режиме,
К (° С), не более – 763 (490);
- при Твх >15°С (при поддержании постоянной мощности)
допускается увеличение температур газа до К(°С) – 803 (530);
- объем дымовых газов при нормальных условиях, нм3/с – 149;
- содержание кислорода в дымовых газах, % – 15, 6;
- масса двигателя в состоянии поставки
(с рамой), кг, не более – 5000;
- масса модуля газогенератора, кг, не более – 2500.
Характеристики
Тип компрессора – центробежный двухступенчатый с вертикальным разъемом корпуса.
Запыленность газа, поступающего в компрессор, не должна превышать 5 мг/м, (при температуре +20 °С и атмосферном давлении 0, 101 МПа), размер механических частиц не – более 30 мкм.
Температура газа на всасывании от 243 до 318 °К (от минус 30 °С до +45 °С).
При кратковременной работе компрессора "на кольцо" допускается повышение температуры газа до 333°К (+60°С).
Система смазки компрессора – циркуляционная, под давлением. Охлаждение масла воздушное, непосредственное «масло-воздух». Емкость маслобака компрессора, м (л):
- рабочая – 2, 77 (2770);
- полная – 3, 94 (3940).
Система уплотнения компрессора – гидравлическая, масляная, щелевая с плавающими кольцами.
Системы смазки и уплотнения компрессора приспособлены для работы на следующих марках масел:
1) Тп-22С по ТУ 38.101821-83;
2) Тп-22Б по ТУ 38.401-58-18-92.
Тип приводного двигателя – газотурбинный конвертированный, авиационный AJ1-31CT по техническим условиям 29.02ТУ, 3-я редакция и техническим условиям на поставку 29.24.81 ТУ (в дальнейшем по тексту – «двигатель»).
Направление вращения ротора СТ – против вращения часовой стрелки по ГОСТ 22378.
Максимальная влажность газа на всасывании – состояние насыщения при отсутствии капельной влаги.
В двигателе предусмотрена возможность отбора воздуха для технологических нужд агрегата с соответствующим снижением мощности и эффективности со следующими параметрами:
- для антиобледенительной системы с расходом воздуха 0, 9 кг/с, не бо-лее, температурой 653 К (380 °С), с избыточным давлением 11, 5 кгс/см2;
- для обогрева блоков ГПА и нужд маслосистемы ГПА с расходом воздуха 1,1 кг/с, не более, с температурой 633 К (360°С) и избыточным давлением 11, 5 кгс/см2.
Двигатель приспособлен для работы на следующих марках масла:
- основное – Петрим ТУ 38.401939-92,
- резервные – ИПМ-10 ТУ 38.1011299-90, Турбоникойль 210А ТУ 38.1011299-90, ВНИИНП 50-1-4У ТУ 38.401-58-12-91,
ВНИИНП 50-1-4Ф ГОСТ 13076-86.
Емкость маслобаков системы смазки двигателя и компрессора рассчитана на работу агрегата в течение 700 часов без дозаправки маслобаков. Аккумулятор масла должен обеспечивать уплотнение вала компрессора в течение 5 минут после отключения маслонасосов и открытия свечей с опорожнением его объема до 50 %.
Состав агрегата
Состав агрегата приведен в таблице 5.
Таблица 5. Перечень основных блоков и комплектов,
входящих в состав агрегата
Наименование | Обозначение | Кол-во | Примечания |
Сборочные единицы и детали общей сборки | 345.0000.000 | 1 к-т | |
Турбоблок | 345.1000.000 | 1 к-т | |
Блок маслоохладителей БМО | 345.0700.000 | ||
Блок фильтров топливного и пускового газа | 345.0900.000 | ||
Устройство воздухоочистительное | 336.2000.000-01 | ||
Шумоглушитель всаса | 233.2200.000-03 | ||
Проставка | 302.2100.000 | ||
Камера всасывания | 97.2600.000-01 | ||
Блок автоматики | 332.2300.000 | ||
Блок систем обеспечения (БСО) | 345.2700.000-06 | ||
Блок вентиляции | 213.2850.000 | ||
Опора выхлопной шахты | 208.3200.000 | ||
Диффузор | 208.3300.000 | ||
Труба | 309.3400.000 | ||
Переходник | 309.3500.000 | ||
Шумоглушитель выхлопа | 213.3600.000 | ||
Камера утилизатора | 208.3700.000 | ||
Диффузор | 208.3800.000 | ||
Конфузор | 208.4700.000 | ||
Контейнер блока системы промывки ГВТ двигателя | 303.4800.000-01 | ||
Система подогрева циклового воздуха | 345.4500.000 | ||
Система масляная (монтажные звенья) | 345.6000.000 | ||
Унифицированные узлы и детали компрессора 16ГЦ2-395/53-76С | 213.7000.00-04 |
Окончание табл. 5
Автоматизированная система управления | 345.8000.000 | ||
Комплект ЗИП (одиночный – на гарантийный срок эксплуатации) | 1 к-т | Поставляется с каждым агрегатом | |
Комплект инструментов и принадлежностей (групповой) | 1 к-т | Поставляется в объеме одного комплекта на группу машин в один адрес | |
Запасные части и инструменты системы противопожарной защиты | 1 к-т | ||
Имитационные приборы для на- ладки и комплексных испытаний системы противопожарной защиты | 1 к-т | Поставляется на группу ма- шин с первым агрегатом, поставляемым на КС | |
Одиночный и групповой комплекты запасных частей к САУ и Р | 1 к-т | ||
Одиночный и групповой комплекты запасных частей к двигателю | 1 к-т |
Устройство и работа агрегата
Агрегат газоперекачивающий ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 (рис. 103) состоит из отдельных блоков и сборочных единиц полной заводской готовности, из которых он монтируется на месте эксплуатации на специальном фундаменте, разработанном в соответствии с заданием на фундамент.
Базовой сборочной единицей агрегата является турбоблок 13, в котором расположено основное оборудование ГПА (компрессор с приводным газотурбинным авиационным двигателем АЛ-31СТ), а также отдельные узлы вспомогательных систем обеспечения.
К передней торцевой стенке турбоблока пристыковывается блок систем обеспечения (БСО) 20, в котором для удобства обслуживания агрегата и выполнения требований техники безопасности размещены маслоагрегаты системы
Рис. 103. Агрегат газоперекачивающий ГПА-Ц1-16Л/76-1, 44 1– камера всасывания; 2 – шумоглушитель всаса; 3 – проставка; 4 – устройство воздухоочистительное; 5 – блок вентиляции; 6 – опора выхлопной шахты; 7 – камера утилизатора; 8 – конфузор выхлопа; 9 – шумоглушитель выхлопа; 10 – труба выхлопная; 11, 12 – диффузор; 13 – турбоблок; 14 – отсек компрессора; 15 – отсек двигателя; 16 – блок фильтров топливного и пускового газа; 17 – блок автоматики; 18 – блок системы промывки ГВТ; 19 – блок маслоохладителей; 20 – блок систем обеспечения; 21, 22 – переходник; 23 – устройство для монтажа вентиляторов |
маслоснабжения и оборудование системы пожаротушения. К блоку систем обеспечения пристыковывается камера всасывания 1.
Камера всасывания 1 вместе с шумоглушителем всаса 2, проставкой 3, а также устройством воздухоочистительным 4 образуют вертикальную всасывающую шахту, а последняя – с входным конфузором (лемнискатой) и уравнительным патрубком, расположенным в БСО, составляют всасывающий тракт двигателя.
Соединение блока систем обеспечения с турбоблоком и камерой всасывания осуществляется с помощью переходников 21, 22, позволяющих компенсировать неточности установки блоков при монтаже агрегата.
На опоре выхлопной шахты 6 агрегата установлены диффузоры 11, 12, камера утилизатора 7, конфузор выхлопа 8, шумоглушитель выхлопа 9, труба выхлопная 10, которые совместно с переходником и улиткой, входящими в турбоблок составляют вертикальный выхлопной тракт двигателя.
По отдельному договору с заказчиком в камеру утилизатора возможна установка утилизационных теплообменников, что позволяет использовать тепло выхлопных газов для бытовых и технологических целей на КС.
Соединение диффузора с переходником и турбоблоком осуществляется с помощью компенсатора, позволяющего компенсировать неточность установки блоков при монтаже агрегата, а также компенсировать тепловые перемещения блоков относительно друг друга вдоль вертикальной оси выхлопного тракта при работе агрегата.
На турбоблоке установлен блок вентиляции 5, предназначенный для обдува и охлаждения двигателя, с устройством для монтажа вентиляторов 23.
На блоке систем обеспечения установлен блок маслоохладителей 19 с комплектом воздушных теплообменников для охлаждения масла.
На отдельных фундаментах установлены блок автоматики 17, предназначенный для размещения в нем приборных щитов и электроаппаратуры вспомогательных электроприводных механизмов, обеспечивающих работу ГПА в составе КС в автономном режиме, и контейнер блока системы промывки ГВТ двигателя 18.
В системе топливообеспечения двигателя предусмотрен блок сдвоенных фильтров топливного и пускового газа 16, позволяющий производить их обслуживание без останова агрегата.