Выбор сердечника, формы и числа пазов ротора
3.1.1. Внутренний диаметр ротора:
Конструкция сердечника ротора подобна конструкции статора. В машине без радиальных вентиляционных каналов сердечник ротора выполняется в виде сплошного цилиндра из листов электротехнической стали толщиной 0,35-0,5 мм. При непосредственной посадке сердечника на вал ротора внутренний диаметр ротора рассчитывается по формуле:
3.1.2. Материал к.з. клетки:
В качестве материала для заливки короткозамкнутых роторов применяется алюминий и его сплавы. Алюминиевые литейные сплавы с повышенным удельным сопротивлением применяются для асинхронных двигателей с повышенным скольжением, с повышенным пусковым моментом, многоскоростных и других специальных исполнений.
Материал: АКМ2-1.
3.1.3. Число пазов ротора Z2:
Число пазов ротора выбирают обычно с учетом числа пазов статора, и с учетом числа полюсов. Для того чтобы избежать больших асинхронных паразитных моментов, ухудшающих пусковые свойства двигателей, следует выбирать:
Таблица 6 – Рекомендуемые числа пазов короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей
2p | Число пазов статора | Число пазов ротора | ||
без скоса | со скосом пазов | оптимальное для малошумных двигателей | ||
10,14 15,16,17,32 26,44,46 34,50,52,54 34,38,56,58,62,64 50,52,68,70,74 | 18,22 16,18,20,30,33,32,35,36 24,27,28,30,32,34,45,48 33,34,38,51,53 36,38,39,40,44,57,59 48,49,51,56,64,69,71 | - - - - 24,26,28,44,46,48 34,36,38,40,55,58,60,62,64 - |
3.1.4. Форма пазов ротора:
Основные конфигурации пазов приведены на рисунке 6. Та или иная форма пазов определяется мощностью двигателя и требованиям к его пусковым характеристикам. В двигателях мощностью до 50-60 кВт наибольшее распространение получили овальные пазы (рисунок 6, а) с литой обмоткой из алюминия. Пазы других форм применяются в более мощных двигателях, а также в двигателях с улучшенными пусковыми характеристиками.
Рисунок 6 – Пазы ротора АД
Расчет обмотки ротора
3.2.1. Обмоточный коэффициент:
Особенностью короткозамкнутых обмоток ротора является то, что их обмоточный коэффициент:
3.2.2. Число фаз обмотки:
Число фаз равно числу пазов.
3.2.3. Число витков фазы:
3.2.4. Коэффициент К0:
Коэффициент, учитывающий влияние тока холостого хода и сопротивление обмоток:
3.2.5. Ток стержня:
3.2.6. Плотность тока в стержне ротора:
Для двигателей защищенного исполнения:
3.2.7. Сечение стержня:
3.2.8. Коэффициент приведения тока в к.з. кольце к току в стержне:
3.2.9. Ток к.з. кольца:
3.2.10. Плотность тока в к.з. кольца:
3.2.11. Сечение и размеры к.з. кольца:
Расчет зубцовой зоны ротора
Рисунок 7 – Размеры грушевидного паза
3.3.1. Зубцовое деление ротора:
3.3.2. Допустимая индукция в зубце ротора:
По таблице 4 выбираем допустимую индукцию в зубце ротора:
3.3.3. Ширина зубца:
3.3.4. Размеры шлицов в пазах:
3.3.5. Размеры паза ротора:
3.3.6. Ширина паза ротора:
3.3.7. Высота паза ротора:
3.3.8. Площадь сечения стержня (уточненная):
3.3.9. Расчетная высота зубца:
3.3.10. Высота спинки ротора:
- диаметр вентиляционного отверстия;
3.3.11. Магнитная индукция в ярме ротора:
3.3.12. Магнитная индукция в ярме:
По таблице 4 выбираем допустимую индукцию в ярме ротора:
3.3.13. Высота спинки ротора:
Высота спинки ротора, по которой замыкается магнитный поток, равна:
3.3.14. Высота паза:
3.3.15. Зубцовое деление на глубине паза:
3.3.16. Наибольшая допустимая ширина паза:
РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ
Магнитная цепь асинхронного двигателя представляет собой совокупность рассмотренных ранее элементов сердечника статора, ротора и воздушного зазора. Магнитная цепь двигателя симметрична, магнитные потоки каждой пары полюсов одинаковы, и поэтому рассчитывают магнитную цепь только одной пары полюсов. Расчет ведут для основного магнитного потока взаимоиндукции, сцепленного как с обмоткой статора так и с обмоткой ротора. Магнитные потоки рассеяния статора и ротора учитываются при определении индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток.
Расчет магнитной цепи заключается в определении намагничивающего тока I0μ, необходимого для создания в воздушном зазоре заданной магнитной индукции, а также коэффициента насыщения зубцов во всей магнитной цепи и в конечном итоге позволяет сделать заключение о правильности выбора геометрических размеров, о степени использования активных материалов, о КПД и cosφ.
4.1. Коэффициент Картера для статора:
4.2. Коэффициент Картера для ротора:
4.3. Общий коэффициент Картера:
4.4. Напряженность магнитного поля в зубцах:
Значения напряженностей магнитного поля в зубцах определяются в соответствии со значениями индукций по кривым намагничивания изображенным на рисунке 8.
Рисунок 8 – Кривые намагничивания для зубцов асинхронных двигателей
- статора:
- ротора:
4.5. Напряженность магнитного поля в ярмах:
Значения напряженностей магнитного поля в ярмах определяются в соответствии со значениями индукций по кривым намагничивания изображенным на рисунке 9.
Рисунок 9 – Кривые намагничивания для ярма асинхронных двигателей
- статора:
- ротора:
4.6. МДС воздушного зазора:
4.7. МДС зубцов статора:
4.8. МДС зубцов ротора:
4.9. МДС ярма статора:
- длина средней магнитной линии ярма статора;
4.10. МДС ярма ротора:
- средняя длина
магнитной линии в ярме ротора;
4.11. Суммарная МДС:
4.12. Коэффициент насыщения зубцовой зоны:
Номинальное насыщение зубцовой зоны при значениях коэффициента 1,1<Kz<1,5-1,6.
4.13. Коэффициент насыщения магнитной цепи:
Номинальное значение коэффициента насыщения обычно находится в пределах 1,1-1,7.
4.14. Намагничивающий ток холостого хода:
4.15. Относительное значение намагничивающего тока: