Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта

Различают два основных вида переходных процессов:

1) электромеханические;

2) электрические.

Электромеханические процессы связаны с изменением нагрузки на валу тягового двигателя. Они, как правило, протекают при постоянном напряжении. Например, увеличение тяговой силы электровоза при выходе с ровного участка на подъем. Ток в двигателе изменяется, но это постепенные изменения, которые, как правило, не приводят к серьезным последствиям. Значительно сложнее электрические переходные процессы.

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru Причем электрические переходные процессы так же можно разделить на две группы:

1) эксплуатационные;

2) аварийные.

К эксплуатационным переходным процессам относят: трогание с места и разгон электровоза, переход с одного соединения на другое, изменение степени ослабления поля и т. д. К аварийным – броски напряжения в контактной сети, потерю питания с последующим восстановлением, режимы короткого замыкания, в частности круговой огонь на коллекторе.

Особенно опасны резкие толчки напряжения или отрывы токоприемника от контактного провода. При этом происходят процессы, пояснить которые можно диаграммой (рис. 6.27).

Из диаграмм следует, что при резком изменении напряжения ток падает до нуля, а магнитный поток до остаточного значения Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Мгновенное восстановление напряжения не сопровождается мгновенным возрастанием магнитного потока до Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru . Медленное нарастание магнитного потока обеспечено вихревыми токами. При этом ток двигателя мгновенно, или быстрее, нарастает, чем поток и достигает величины

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

В связи с этим бросок тока сопровождается нарушением коммутационного процесса. Нарушение коммутационного процесса вызвано еще и тем, что вихревые токи препятствуют нарастанию тока в дополнительных полюсах, а значит, нарушается баланс между реактивной и компенсационной эдс.

Итак, мы опять столкнулись с влиянием вихревых токов, только теперь уже при переходных процессах.

6.18. Влияние вихревых потоков в магнитопроводах
на протекание переходных процессов

Существует утверждение, что изменение магнитодвижущей силы постепенно продвигает магнитный поток вглубь сечения магнитопровода (рис 6.28), наводя эдс в условных контурах

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Под действием этой эдс возникают токи

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Вихревые токи, как бы образуют экран по внешнему контуру магнитопровода, препятствуя изменению потока по всей его площади (рис. 6.29).

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru     Рис. 6.28. Вихревые токи в магнитопроводе главных полюсов Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru   Рис. 6.29. Проникновение магнитного потока в магнитопровод: Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – глубина проникновения потока; Ву – индукция в зоне проникновения потока; а – ширина магнитопровода; б – длина магнитопровода в осевом направлении; Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – средний периметр сечения, занятого магнитным потоком

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru Средний периметр сечения

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – периметр сечения магнитопровода; а – величина; к – коэффициент, зависящий от отношения потока Ф в настоящий момент времени к установившемуся значению потока (рис. 6.30). При этом Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Сопротивление контура вихревого тока

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – удельное электрическое сопротивление магнитопровода, Ом∙см;
Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – длина магнитопровода, см.

Глубина проникновения потока

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

исходя из этого

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Изменение вихревого тока

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Это наиболее общая формула, характеризующая изменения вихревых токов в зависимости от остальных показателей.

При расчете конкретных участков магнитной цепи формула несколько модифицируется, в основном за счет добавления коэффициентов. Обозначив, постоянную часть приведенной формулы коэффициентом вихревых токов для данного магнитопровода Квихр, перейдем к другой форме записи

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Из формулы видно, что вихревой ток прямо пропорционален изменению магнитного потока и чем больше Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru , тем больше тормозящее действие вихревых токов.

На характер процессов, кроме вихревых токов,оказывают влияние как параметры двигателя, так и параметры внешней схемы. Вначале рассмотрим влияние индуктивности обмоток двигателя на характер переходных процессов. Почему именно индуктивности? Форма тока на активных сопротивлениях по существу не отличается от формы напряжения, а емкостные составляющие у двигателя невелики.

6.19. Влияние индуктивности обмоток тяговых машин
на переходные процессы

Если на время «отбросить» параметры внешней цепи, то с учетом влияния вихревых токов можно записать уравнение для двигательного режима машины

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru , (3)

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – индуктивность всех обмоток двигателя; Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – эдс самоиндукции обмотки возбуждения

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Индуктивность обмотки возбуждения очень велика и составляет примерно

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Теперь рассмотрим определение каждой составляющей формулы (3). Из уравнения (3) видно, что именно индуктивные составляющие будут влиять на характер протекания процессов в тяговом двигателе.

Полная индуктивность обмотки якоря

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru

состоит из: Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – индуктивности, обусловленной потоком реакции якоря; Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – индуктивности, вызываемой местными (в якоре) потоками рассеяния.

Не проводя промежуточных преобразований для равномерного воздушного зазора можно записать

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Кв – коэффициент воздушного зазора; Кн – коэффициент для учета насыщенности магнитной цепи (определяется по графикам в зависимости от индукции в зубцовом слое).

Индуктивность обмотки якоря, обусловленная местными потоками

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – проводимость рассеяния паза.

Индуктивность компенсационной обмотки определяется аналогично:

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – проводимость рассеяния, состоящая из рассеяния в пазах, по сторонам зубцов и в лобовых частях обмотки.

Индуктивность обмотки главных полюсов

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где i Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – ток намагничивания

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru .

Индуктивность обмотки добавочных полюсов

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где 1,3 – коэффициент, учитывающий распределение потока рассеяния по высоте; Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – коэффициент рассеяния дополнительного полюса.

Таким образом, определены факторы, влияющие на характер переходных процессов в двигателе.

6.20. Влияние параметров внешних цепей
на переходные процессы

Рассмотрим широко применяемую схему подключения тяговых двигателей на подвижном составе (рис. 6.31).

Назначение всех элементов схемы хорошо известно. Подробная схема (только с одним двигателем) уже рассматривалась. Сложность расчета связана с тем, что полученная схема нелинейна из-за сглаживающего реактора, индуктивного шунта и обмоток двигателя.

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru

Рис. 6.31. Схема подключения тяговых двигателей

Показанная схема, если сделать допущение о симметричности ветвей с тяговыми двигателями может быть описана следующей системой уравнений

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – индуктивность обмоток якоря, добавочных полюсов, компенсационной обмотки; Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – эквивалентное сопротивление якорной цепи;

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru = 0,07…0,12 Ом – эквивалентное сопротивление трансформатора; rш1, rш2, rв – активные сопротивления шунтирующих цепей и обмотки возбуждения, Ом; С – конструкционная постоянная машины.

По приведенным уравнениям можно сделать следующие замечания. Считается, что индуктивности зависят от токов, но при быстроизменяющихся процессах индуктивное сопротивление не успевает изменяться, поэтому в уравнения можно подставлять значения индуктивного сопротивления, которые были при установившихся значениях тока. Для учета влияния вихревых токов в эти уравнения можно включить и значение тока намагничивания

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ;

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

тогда

Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru ,

где Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru – нагрузочная характеристика.

Полученная система уравнений полностью описывает переходные процессы в цепи тягового двигателя. Решается она на ЭВМ методами интегрирования дифференциальных уравнений.

6.21. Мероприятия, направленные на облегчение
протекания переходных процессов

Расчеты переходных процессов дают возможность выбрать параметры силовой цепи электровоза таким образом, чтобы обеспечить надежную работу двигателя и электровоза в целом.

Поэтому, задаваясь значениями бросков токов, можно оценить максимально допустимые значения индуктивностей шунта и сглаживающего реактора. Это позволяет уменьшить металлоемкость оборудования и одновременно снизить потери.

Важен правильный выбор номинальности коэффициента возбуждения Неустановившиеся процессы в цепи тяговых двигателей высокоскоростного транспорта - student2.ru . Этот параметр существенно влияет на переходные процессы, в частности на амплитуду броска тока.

Снижение влияния выхревых токов можно достичь, используя следующие мероприятия:

1) шихтовку элементов магнитной цепи дополнительных полюсов;

2) образование второго зазора под дополнительными полюсами.

Выполняя второй зазор, следует не забывать о том, что это приведет к падению напряженности и необходимо будет увеличивать мдс за счет увеличения числа витков.

7. Нагревание и охлаждение тяговых
электрических машин

Наши рекомендации