Рабочие характеристики двигателей

Рабочие характеристики двигателей делятся:

· на электромеханические;

· электротяговые;

· тяговые;

· характеристики мощности.

Электромеханические характеристики – зависимость частоты вращения n, вращающего момента M и коэффициента полезного действия Рабочие характеристики двигателей - student2.ru от тока Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Электротяговые характеристики – это зависимости скорости движения локомотива V, касательной силы тяги F и кпд Рабочие характеристики двигателей - student2.ru на ободе движущих колес от тока Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Тяговой характеристикой называют зависимость силы тяги двигателя (или локомотива) от скорости движения локомотива.

Характеристикой мощности называют зависимости мощности от скорости движения локомотива.

Электромеханические характеристики

Частота вращения двигателя определяется по формуле

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – сопротивление цепи тока тягового двигателя.

Электромагнитный вращающий момент может быть получен из уравнения электромагнитной мощности

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru или Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ;

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Часть момента тратится на преодоление внутренних сил сопротивления

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – механические потери; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – потери на перемагничивание в стали; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – потери на вентиляцию.

Вращающий момент на валу двигателя

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Электротяговые характеристики

Скоростная характеристика получается из зависимости Рабочие характеристики двигателей - student2.ru путем несложных пересчетов

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Касательная сила тяги на ободе колеса

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – КПД зубчатой передачи; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – диаметр бандажа колеса.

4.4. Коэффициент полезного действия и потери
в двигателе

Потери в тяговых двигателях (как и вообще в электрических машинах) складываются из электрических Рабочие характеристики двигателей - student2.ru магнитных Рабочие характеристики двигателей - student2.ru добавочных Рабочие характеристики двигателей - student2.ru и механических Рабочие характеристики двигателей - student2.ru потерь

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Естественно, что для расчета этих потерь необходимо определить все составляющие приведенной формулы.

Электрические потери

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – сопротивление всех обмоток двигателя; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – падение напряжения в щёточных контактах (обычно 2…3 В).

Магнитные потери возникают при перемагничивании сердечника якоря. Их определяют по удельным потерям в зубцах и теле якоря:

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – коэффициент магнитных потерь в стали якоря.

Это эмпирический коэффициент, учитывающий увеличение потерь в стали из-за неидеальности шихтовки, наклепа при штамповке и добавочных потерь холостого хода

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – удельные потери в электротехнической стали при индукции 1,5 ТЛ и частоте 50 Гц (Вт/кг); Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – масса стали ярма якоря; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – масса стали зубцового слоя якоря; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – удельные магнитные потери в ярме якоря; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – удельные магнитные потери в зубцовом слое якоря.

Масса ярма (или тела) якоря определяется по формуле

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – высота паза якоря; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – диаметр отверстия под втулку, на которую набирается сердечник якоря, м; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – количество вентиляционных каналов; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – диаметр вентиляционных каналов, м.; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – коэффициент заполнения пакета якоря сталью; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – длина якоря; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru = 7850 кг/м3 – плотность.

Аналогично определяется масса зубцового слоя

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Z – число зубцов якоря; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – ширина паза якоря, м.

Удельные потери в ярме якоря могут быть определены по формуле

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

и в зубцах

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – частота перемагничивания якоря,

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ;

где р – число пар полюсов; n – частота вращения.

Механические потери в двигателе зависят от следующих факторов:

· потерь на трение в якорных подшипниках;

· потерь на трение щеток о коллектор;

· потерь на трение о воздух и вентиляцию при самовентиляции.

Потери на трение в якорных подшипниках качения составляют примерно 0,2 % от часовой мощности тягового двигателя

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru , КВт.

Вторые из перечисленных потери зависят от силы трения щеток о коллектор, а так же от скорости вращения и могут быть определены

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – коэффициент трения щеток о коллектор; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – общая площадь щеток; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – давление щеток на коллектор.

Тогда потери могут быть определены, как

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – линейная скорость коллектора.

Это потери при часовом режиме.

В случае изменения режима, а так же при построении характеристик кпд, потери в подшипниках и от трения щеток о коллектор будут определятся, по формуле

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где n, Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – частоты вращения в заданном и часовом режимах.

В случае самовентиляции возникают дополнительные потери, вызванные сопротивлением воздуха

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Q – расход воздуха м3/с; Н – напор кг·с/м2; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – кпд вентилятора.

К добавочным потерям Рабочие характеристики двигателей - student2.ru обычно относят потери, связанные с вихревыми токами в меди обмотки якоря. Вызваны они, как правило, искажением магнитного поля реакции якоря.

Есть несколько способов определения добавочных потерь. Самый простой из них, это определение потерь в процентном отношении от магнитных потерь по диаграмме (рис. 4.3).

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

Рис. 4.3. Зависимость отношения добавочных потерь от магнитных

Таким образом, имея потери в двигателе, можно определить, кпд отнесенный к валу двигателя как

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Если машина в генераторном режиме,

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

кпд отнесенный к ободам движущей колесной пары

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – кпд зубчатой передачи. Обычно Рабочие характеристики двигателей - student2.ru определяется по диаграмме в функции от мощности.

Таким образом определяются зависимости, описывающие электромеханические и электротяговые характеристики. Вид этих характеристик приведен на рис. 4.4.

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

Рис. 4.4. Общий вид электромеханических и электротяговых характеристик электродвигателя

Осталось определить тяговую характеристику, т. е. зависимость Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

При заданной скорости движения силу тяги можно определить, используя уравнения мощности, реализуемой на ободе колеса

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

так как Рабочие характеристики двигателей - student2.ru то,

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

5. Принципы регулирования режимов работы
тяговых двигателей

В условиях эксплуатации необходимо непрерывно менять режимы работы двигателя, поддерживая ток и силу тяги в допустимых или в необходимых пределах. Это же можно сказать и о скорости.

Для того чтобы было наглядно видно, какие из параметров тягового двигателя можно регулировать, запишем ещё раз формулу для расчета скорости

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Из этого уравнения видно, что регулировать скорость можно изменением напряжения на коллекторе, изменением тока и магнитного потока.

Допустим, что формула записана для одного значения скорости Рабочие характеристики двигателей - student2.ru и напряжения Рабочие характеристики двигателей - student2.ru тогда если напряжение стало Рабочие характеристики двигателей - student2.ru , то характеристику скоростную можно пересчитать по формуле

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

На электровозах переменного тока применяют либо ступенчатое регулирование напряжения за счет секционирования обмотки трансформатора (ВЛ80к), либо плавное регулирование – с использованием тиристорных регуляторов (ВЛ80р, ВЛ85).

На электровозах постоянного тока обычно используют два способа регулирования напряжения: это переключение числа последовательно включенных двигателей, т. е. изменение так называемой группировки двигателей (С, СП, П), либо включение в цепь двигателей пусковых реостатов и за счет падения напряжения на них, снижение напряжения на тяговых двигателях.

При этом напряжение на двигателе можно определить как

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – напряжение контактной сети; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – число последовательно включенных двигателей в сети; m – число параллельных двигателей; Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – сопротивление пускового реостата.

Тогда скорость при включении сопротивления будет определяться, как

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Как уже отмечалось, можно регулировать скорость и с помощью изменения магнитного потока, достигается это несколькими способами:

1) секционированием катушек главных полюсов;

2) изменением тока возбуждения (при независимом возбуждении);

3) шунтированием обмотки возбуждения резистором.

Первый способ очень дорог и не удобен, так как для его реализации требуется усложнение конструкции машины. Второй способ не может быть реализован у двигателей последовательного возбуждения.

Третий способ самый распространенный. Обмотка возбуждения шунтируется резистором и индуктивным шунтом, включенным с ним последовательно. Шунт ставят для защиты двигателей от резких бросков напряжения. Его наличие позволяет относительно плавно изменяться току в двигателе при бросках напряжения.

Степень регулирования оценивается коэффициентом возбуждения Рабочие характеристики двигателей - student2.ru :

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru – ток в обмотке при ослабленном и полном возбуждении.

Для получения скоростных характеристик при ослабленном возбуждении обычно используют метод, основанный на примерном равенстве магнитных потоков при одинаковой скорости движения в случае полного и ослабленного возбуждения (рис. 5.1).

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

Рис. 5.1. Скоростные характеристики при ослаблении поля

Получение зависимости силы тяги от тока при ослабленном возбуждении (рис. 5.2) основано на том, что при токах Рабочие характеристики двигателей - student2.ru Рабочие характеристики двигателей - student2.ru и Рабочие характеристики двигателей - student2.ru магнитные потоки приблизительно равны Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Степень ослабления поля зависит от допустимого межламельного напряжения. У машин с компенсационной обмоткой Рабочие характеристики двигателей - student2.ru .

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru

Рис. 5.2. Электротяговые характеристики при ослаблении поля

Регулировочные свойства машины принято оценивать коэффициентом регулируемости

Рабочие характеристики двигателей - student2.ru ,

где Рабочие характеристики двигателей - student2.ru = 1,6…2 – коэффициент насыщения.

6. Коммутация тяговых двигателей
постоянного тока

Наши рекомендации