Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира

Понятие материи и сознания тесно связаны с понятием бытия. Проблема «осознания бытия в целом» связана, как отмечает немецкий философ и культуролог Карл Ясперс с завершением мифологической и началом совсем другой эпохи-эпохи рационального переосмысливания всей жизни человечества, включая и переосмысливание мифов как основополагающих смысловых структур того периода.

К. Ясперс отмечает: «В это время были выработаны основные категории, посредством которых мы мыслим до сих пор, и были созданы мировые религии, опираясь на которые, люди живут и поныне». Благодаря описываемому процессу были поставлены под вопрос воззрения, нравы и положения, которые до этого ценились неосознанно. Все завертелось в водовороте и этот период, который с точки зрения концепции аналитического естествознания, можно назвать протонаучным, охватил эпохи античной натурфилософии и средневековой схоластики и раннего Ренессанса, т.е. с VI в. до н.э. и до второй половины XVI в.

При этом было осознанно, что бытие есть единство субъективной и объективной реальностей, что нашло отражение в основных сегментах Мира (Универсума) в виде пересечения Логоса, Природы и Человека (см. схему 17).

Схема 17. Основные сегменты сферы Мира (Универсума).

Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира - student2.ru Мир - это все познанное, существующее; бытие физическое (материя, пространство, время) и духовное; форма существования - пространство событий.

Наблюдаемую сторону Мира назовём Природой, чувственную сторону свяжем с Человеком (Субъектом) и, наконец, к познаваемой стороне Мира отнесём Логос, имеющий многозначность в переводах с греческого языка- это Разум, Слово, Отношение, Учение, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу Мира. В отношении Субъекта к объектам Мира познаются и сущность, и ценность событий и явлений Мира. Истина- знание объекта, открывающее для субъекта возможность удовлетворения потребностей.

Парные фундаментальные понятия: объективная и субъективная реальности и образуют двустороннее взаимодействие материи и сознания. При этом познающая система должна быть сложнее познаваемой.

Субъективная реальность- это продукт деятельности человека, точнее его высокоразвитого сложного мозга. Высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира в форме знания и передачи знания другим людям в форме слов, математических символов, кодов и т.д. связывается с сознанием. Познать в полном понятийном, эмпирическом и теоретическом смысле, что такое сознание весьма сложно и это затрудняет его терминологическое, а тем более понятийное определение. Более строго, по крайней мере, в классическом естествознании можно определить материю, как объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, познаваемую и отражаемую им. Однако, в последнее время становится ясно, что не все доступно человеку в его ощущениях.

Материя - бесконечное множество всех существующих в мире объектов, систем и структур, совокупность их свойств, связей и взаимодействий, отношений и форм движения. Она включает в себя не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые не даны человеку в его ощущениях. Итак, понятие материи не может быть рассмотрено в отрыве от понятий движения и взаимодействия.

Мы рассмотрим развитие представлений о материи, движении и взаимодействии схематически, опираясь на историю естествознания и выделяя в ней фундаментальную идею эволюции физики. Отразим прежде всего представления о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира (см. схему 18). Внимательный и вдумчивый анализ протонаучной картины мира явно указывает, что, несмотря на умозрительный характер античной натурфилософии и средневековой патристики и схоластики, возникшие подходы к концептуальным научным программам, абстрактному моделированию и к рациональной методологии научного метода, особенно в концепции эмпиризма, явно задали последующее развитие классического, а в определенной степени и неклассического естествознания.

Наши рекомендации