Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения»

В классической физике понятия вещества и поля резко дифференцированы и опираются на разные концепции. Понятие вещества опирается на корпускулярную научную программу, и вещество определяется, как система частиц – корпускул: атомов, ионов, молекул. Различают четыре агрегатных состояний вещества: газ, жидкость, твердое тело и плазма, которые относительно детально Вы изучили в рамках среднего (полного) общего образования. Понятие поля опирается на континуалисткую научную программу и определяется, как материальный носитель взаимодействий. Наиболее полно раскрыты классические свойства электромагнитного поля на основе введения контролируемых силовых характеристик электрического поля Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru и магнитного поля Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru . Макроскопические свойства электромагнитного поля описываются уравнениями Максвелла, физический смысл которых детально подтвержден экспериментом. Мы сформулируем физический смысл уравнений. Первое уравнение Максвелла ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) выражает закон создания магнитных полей ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) действием электрических токов ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) и переменных электрических полей ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ). Второе уравнение Максвелла ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) выражает закон создания вихревых электрических полей ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) действием переменных магнитных полей ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ). Математическая операция Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru указывает на наличие в каждой точке электромагнитного поля связанных между собой вихревых переменных магнитных ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) и электрических ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) полей. Уравнения, которые по образному выражению Л. Больцмана «рукой Максвелла начертал сам Бог», лежат в основе теории электромагнитных волн и, следовательно, в физических основах радио- и телекоммуникаций, в том числе и информационной системы Internet. Кроме того, из них следует, что скорость передачи электромагнитного взаимодействия не может превышать скорости света в вакууме с, т.е. полевая теория близкодействия, которая была затем распространена на все фундаментальные поля взаимодействий и сменила господствующую до конца XIX в. гипотезу дальнодействия.

В классической физике были известны всего два фундаментальных взаимодействия: гравитационное и электромагнитное, базирующееся на положении, следующем из уравнений Максвелла: электричество и магнетизм – две стороны одной и той же электромагнитной силы.

Гравитационное и электромагнитное взаимодействия получили физическое описание в фундаментальных силах соответствующих взаимодействий, выраженных как в корпускулярной форме взаимодействия гравитационных зарядов (точечных масс): Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru (закон всемирного тяготения И. Ньютона) и точечных электрических зарядов: Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru (закон Ш. Кулона), так и в полевой форме: Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru , где Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru - локальное значение напряжённости гравитационного поля, совпадающее на планете Земля с ускорением свободного падения; Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru = Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru [ Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ] – обобщённая сила Лоренца.

В квантово-полевой физической исследовательской программе были открыты ещё два фундаментальных взаимодействия: сильное и слабое, а также исследованы основные сравнительные характеристики фундаментальных взаимодействий (см. схему 21).

Схема 21. Основные сравнительные характеристики фундаментальных взаимодействий.

Вид взаимодействия Примеры проявления взаимодействий Константа взаимодействия Радиус взаимодействия
Сильное Взаимодействие нуклонов в ядрах атомов, а также всех адронов   1,0   Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru м
Электромагнитное Взаимодействие электрических зарядов, токов, электрических и магнитных полей   Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru   Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru
Гравитационное Взаимодействие всех тел Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru

В 1964 году была выдвинута М. Гелл-Манном гипотеза о том, что адроны не являются элементарными, а составными частицами, состоящими из фундаментальных элементарных частиц – кварков, а в 1967 году С. Вайнберг, Ш. Глэшоу и А. Салам показали, что электромагнитное и слабое взаимодействия представляют собой одно и то же взаимодействие (электрослабое), что было подтверждено в 1983 году экспериментально на ускорителе в ЦЕРН при энергии Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Гэв.

Теория вводит дополнительные частицы (два разнозаряженных бозона Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru и Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru , а также нейтральный бозон Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) и новое поле особого типа (скалярное поле Хиггса). Эти открытия стимулировали теорию «Великого объединения» (ТВО) сильного и слабого взаимодействий, которые используют понятие единого калибровочного поля (единой теории элементарных частиц), а уровень будущих физических теорий строится на модели гипомира с соответствующими планковскими величинами. Структура ТВО отражена на схеме 22.

Схема 22. Структура теории «Великого объединения».

Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru

Сильное и слабое взаимодействия объединяются при очень высоких энергиях порядка Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Гэв. Для подтверждения ТВО необходимо экспериментально обнаружить распад протона (время жизни протона более Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru лет (возраст Вселенной ~ Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru лет).

Схема ТВО не включает объединения гравитационного взаимодействия с другими взаимодействиями из-за практически отсутствующего воздействия гравитации на интенсивность остальных взаимодействий и на ход реакций превращения элементарных частиц, хотя теоретические схемы такого «Сверхвеликого объединения» разрабатываются на основе объединения супергравитации с внутренней симметрией ОТО. Данная теория вводит частицы – переносчики со спином Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru (гравитоны) и частицы со спином Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru (гравитино). Важную роль в схемах такого объединения играет теория струн, а также новые представления о суперсимметрии, связывающей между собой бозоны (переносчики) и фермионы (кварки и лептоны). Объединение считается возможным при энергиях порядка Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Гэв, что соответствует температуре Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru (такие условия соответствуют ранней стадии возникновения Вселенной).

Характерно, что будущая теория строится на трёх основных мировых константах: Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru - скорости распространения взаимодействия (и информации); Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru - гравитационной постоянной и Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru - постоянной Планка, которые задают и общую структуру разделов теоретической физики (см. схему 23).

Схема 23. Общая структура разделов теоретической физики.

Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru

С другой стороны, мировые константы определяют границы применимости современных физических теорий. Мы особое внимание уделим концептуальным основам физических теорий, опирающихся фактически на одну из мировых констант. При этом нам представляется важным к основным константам ( Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru ) добавить ещё одну мировую константу K Б = Фундаментальные взаимодействия и теория «Великого объединения» - student2.ru Дж /K – постоянную Больцмана, которую можно рассматривать как минимальную энтропию, т.е. как минимальную меру Хаоса, и связать с ней взаимопроникновение Порядка и Хаоса в равновесной термодинамике закрытых термодинамических систем, а тем более, в неравновесной термодинамике открытых диссипативных систем и структур.

Как мы уже отмечали, понятия системы, структуры, Хаоса и Порядка имеют принципиальное значение для всего общего естествознания.