В электронных системах управления автомобилем
Регуляторы частоты вращения коленчатого вала подразделя-
ются на биметаллические клапаны дополнительного вала, поворотные
электродвигатели, шаговые двигатели, регулирующие поток воздуха
непосредственно и посредством поворота дроссельной заслонки.
Клапан дополнительного воздуха обеспечивает проход дополни-
тельного количества воздуха мимо дросселя на холодном двигателе
для увеличения частоты вращения во время прогрева двигателя.
83
Клапан установлен в воздушном тракте, параллельно корпусу дрос-
сельной заслонки. Клапан имеет тепловой контакт с двигателем и
дополнительно имеет электроподогреваемый биметаллический вы-
ключатель, отключающий клапан по достижении двигателем нор-
мальной рабочей температуры. Конструкция клапана дополнитель-
ного воздуха представлена на рис. 3.17.
Рис. 3.17. Конструкция клапана дополнительного воздуха:
а – открытое положение клапана; б – закрытое положение клапана:
1 – нить нагрева: 2 – биметаллическая пластина; 3 – ось заслонки; 4 – заслонка;
5 – подача дополнительного воздуха
Электромагнитные форсунки представляет собой электромаг-
нитные клапаны с распылителями. Они установлены на впускном
коллекторе в непосредственной близости к впускным клапанам. К
ним под определенным давлением подается топливо, а электрические
импульсы, поступающие от блока управления, открывают и закры-
вают игольчатый клапан по специальной программе. Чем дольше от-
крыта форсунка, тем больше обогащается топливная смесь. Время
открытия форсунок вычисляется в зависимости от выходных сигна-
лов датчиков. Когда блок управления включает форсунку, то клапан
форсунки поднимается и открывает в направляющей пластине отвер-
стия, через которые распыляется топливо. Коническая струя тонко
распыленного топлива впрыскивается на впускной клапан. Здесь
84
топливо испаряется, соприкасаясь с нагретыми деталями, и в парооб-
разном состоянии попадает в камеру сгорания, что обеспечивает об-
разование хорошо перемешанной горючей смеси на такте впуска.
Устройство форсунки впрыска представлено на рис. 3.18.
Рис. 3.18. Устройство форсунки впрыска:
1 – насадка; 2 – игла; 3, 9 – корпуса; 4 – обмотка катушки; 5 – топливный штуцер
с фильтром; 6 – крышка; 7 – пружина; 8 – сердечник
В корпусе находится обмотка электромагнита и канал к игле рас-
пылителя. В обесточенном состоянии игла распылителя прижата пру-
жиной к ее седлу. Если на электромагнит подается импульс тока, иг-
ла поднимается примерно на 0,1 мм над седлом и топливо выходит
через калиброванную кольцевую щель. Для более мелкого распыли-
вания топлива передний конец иглы, входящий в отверстие распыли-
теля, имеет специальную коническую форму. Время открытия и за-
крытия форсунки находятся в диапазоне от 1 до 1,5 мс. Для обеспе-
чения хорошего распыливания топлива с малыми потерями на кон-
85
денсацию, площадь контакта струи топлива со стенками впускного
трубопровода должно быть минимальным. Это достигается путем
подбора для каждого двигателя определенного угла впрыска и опре-
деленного расстояния от форсунки до впускного клапана. Форсунки
установлены на специальных кронштейнах, положение форсунки в
кронштейне задается резиновыми деталями. Достигаемая таким об-
разом теплоизоляция устраняет парообразование и способствует хо-
рошему пуску горячего двигателя. Кроме того, благодаря резиновому
кронштейну, форсунка защищена от сильной вибрации. Сопротивле-
ние обмотки форсунки при температуре 20 ºС составляет 11,8 Ом.
Электрогидравлические форсунки отличаются от электромагнит-
ных, наличием гидравлического усилителя в связи с высоким дав-
лением в системе. Примером может служить форсунка системы
впрыска Common rail (рис. 3.19).
86
Рис. 3.19. Устройство электрогидравлической форсунки:
1 – крестообразная направляющая; 2 – игла; 3 – распылитель; 4 – пружина запира-
ния иглы; 5 – мультипликатор запирания; 6 – втулка мультипликатора; 7 – жиклер
камеры гидроуправления; 8 – шариковый управляющий клапан; 9 – шток; 10 – якорь;
11 – электромагнит; 12 – пружина клапана
Электрический топливный насос представляет собой шибер-
ный насос с рабочими органами в виде роликов, приводимый в дей-
ствие постоянно работающим электродвигателем. На поверхности
ротора, эксцентрично расположенного в корпусе насоса, находятся
металлические ролики, которые под действием центробежной силы
прижимаются к корпусу насоса. Они действуют как уплотнения. В
образующиеся полости между роликами поступает топливо. Элек-
тродвигатель омывается топливом. Опасность взрыва отсутствует,
т. к. в корпусе двигателя и насоса нет способной к воспламенению
топливовоздушной смеси. Насос подает топлива больше, чем нужно
двигателю для того, чтобы мог надежно работать регулятор дав-
ления и обеспечивался бы постоянный слив топлива. Слив необхо-
дим для охлаждения элементов системы впрыска и удаления воз-
можных загрязнений.
Конструкция топливного насоса представлена на рис. 3.20. Прин-
цип действия насоса поясняется рис. 3.21. Вал якоря электродвига-
теля соединяется с ротором через пластмассовую муфту, чтобы в
случае заклинивания ротора не нагревался электродвигатель (что
недопустимо при подаче бензина), а ломалась бы муфта. Обратный
клапан насоса предотвращает попадание топлива в бак, редукцион-
ный клапан сбрасывает излишнее давление. Электрический топлив-
ный насос установлен возле топливного бака.
87
Рис. 3.20. Устройство электрического топливного насоса:
1 – всасывающая часть; 2 – предохранительный клапан; 3 – шиберный насос; 4 – якорь
двигателя; 5 – обратный клапан; 6 – нагнетательная часть
а
б
Рис. 3.21. Секция подачи топлива электрического топливного насоса
в процессе нагнетания:
а – всасывание топлива: 1 – всасывающая часть; 2 – ротор; 3 – ролик; 4 – корпус насоса;
5 – нагнетательная часть; б – нагнетание топлива
Выполнение работы
Исполнительные механизмы проверятся путем имерения сопро-
тивления и индуктивностей их обмоток, определением реакции на
возмущающие факторы в виде величине тока и наряжения, а также
методом функциональной диагностики по адекватности работы дви-
гателя автомобиля в зависимости от заданного режима. Перед вы-
полнением проверки необходимо ознакомиться с устройством конк-
ретного исполнительного механизма, определить его принцип дейст-
вия, назначение, функциональные параметры и параметры диагно-
стики. Рассмотрим несколько примеров.
Проверка топливного насоса производится по величине сопро-
тивления обмотки якоря, величине силы тока, потребляемого насо-
сом в режиме холостого хода и при наибольшем давлении топлива.
Подключение производится в соответствии с рис. 3.22.
При проверке топливного насоса по функциональным парамет-
рам требуется измерять давление топлива и производительность в
характерных условиях. Для насоса BOSCH 0 580 453 012 давление
88
подачи топлива должно быть не менее 3 кг/см2, а производитель-
ность при напряжении питания на выводах 12 В – 500 см3/30 с.
а
б
Рис. 3.22. Проверка топливных насосов:
а – по величине сопротивления; б – по величине силы потребляемого тока: U – источ-
ник питания постоянного тока с напряжением 12 В; M – двигатель топливного насоса