Правила техники безопасности при проведении
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Каждое рабочее место должно быть оснащено исправным технологическим оборудованием, инструментом и принадлежностями; технологическими картами и инструкциями; описью поста и краткой инструкцией по технике безопасности; противопожарными средствами и правилами их применения.
На рабочих местах запрещено: работать учащимся, не прошедшим
инструктаж; пользоваться открытым огнем; включать приборы и установки без
разрешения преподавателя; хранить горюче-смазочные материалы; включать
двигатели и приборы, минуя заводские выключатели; пользоваться неисправным
инструментом, заводными рукоятками, применять этилированный бензин,
пускать двигатель или стенды при утечке топлива или газа, производить в
помещении электротехнические, сварочные и другие тепловые ремонтные
работы.
Все рабочие места и вентиляторы двигателей должны иметь индивидуальные металлические ограждения и трафареты с надписями «Двигатель не пускать».
Электропроводы должны иметь надежную изоляцию. На клеммах и
розетках необходимо указать напряжение.
Отделение лаборатории по диагностированию двигателей должно иметь
надежную вентиляцию с кратностью обмена воздуха не менее 1:1; достаточную
освещенность рабочих мест-500 лк, уровень громкости шума не более 75 дБ.
Установки и приборы с электропитанием от сети должны иметь общее
заземление, а рабочие двигатели - выводы отработавших газов в атмосферу
через специальные глушители.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ И РЕЛЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.
Цель работы: изучение методики и определение технического состояния
регулятора
холостого
хода
и
электромагнитных
форсунок
системы
топливоподачи впрысковых автомобилей и получение навыков работы.
Задание: провести диагностирование регулятора холостого хода и
электромагнитных форсунок системы топливоподачи впрыскового автомобиля,
определить
причины
возможных
неисправностей
по
характерным
их
признакам, дать техническое заключение.
Техническое оборудование: мультиметр цифровой модели «Электроника
ММЦ-1», тестер электромагнитных форсунок ТДФ-1, тестер регулятора
холостого хода (РХХ) модели ТРДХ-1, комплект для проверки цепей и
соединений J-35616, набор ключей и отверток, набор мерных стаканов, объект
исследования (автомобиль с впрысковым двигателем и ЭСУД).
Назначение, устройство и работа регулятора холостого хода
Диагностика регулятора холостого хода
Признаки неисправности:
1) двигатель неустойчиво работает на холостом ходу и может
глохнуть;
2) обороты холостого хода выше или ниже нормы.
Предварительно необходимо проверить, что воздушный фильтр чистый,
подсос воздуха в воздушный тракт отсутствует.
Для проверки мест возможного подсоса воздуха можно использовать
аэрозольный баллончик с жидкостью для облегчения зимнего пуска двигателя.
При обрызгивании жидкостью негерметичных мест произойдет увеличение
оборотов двигателя.
Свои функции РХХ может выполнять только при условии, что остальные
устройства и системы ЭСУД, влияющие на холостой режим работы двигателя,
исправны. Для устранения неисправностей, не относящихся к РХХ, но
влияющих на работу двигателя на холостом ходу, следует выполнить
следующие проверки:
- Переобедненная смесь - в этом случае обороты холостого хода могут быть
высокими,
низкими
или
колебаться.
Следует
проверить
систему
топливоподачи на падение давления топлива (см. Лабораторную работу № 1),
засорение форсунок (см. п. 5.3 настоящей лабораторной работы) или наличие
воды в топливе.
- Переобогащенная смесь - в этом случае обороты холостого хода низкие.
Следует проверить систему топливоподачи на повышенное давление (см.
Лабораторную работу № 1), на герметичность форсунок (см. п. 5.3 настоящей
лабораторной работы).
- Система вентиляции картера - проверить засорение жиклера в дроссельном
патрубке и шлангов системы вентиляции картера.
Схемы соединений РХХ блоков управления BOSCH MP 7.0H и
Январь-5.1 показаны на рис. 5.4 и 5.5 соответственно.
Рис. 5.4. Схема соединений РХХ (БУ BOSCH MP 7.OH)
Рис. 5.5. Схема соединений РХХ (БУ М 1.5.4N, Январь-5.1)
Порядок и описание проверок
1. Проверяется исправность обмоток шагового двигателя. Отсоединить
колодку жгута от РХХ. Мультиметром измерить сопротивление обмоток
шагового двигателя между контактами «А» и «В», «С» и «D» колодки РХХ.
Сопротивление должно быть в пределах 40-80 Ом. Если это не так,
необходимо заменить РХХ.
2. Проверяется наличие напряжения питания РХХ. Включить зажигание.
Мультиметром, соединенным с «массой», измерить напряжение на каждом
контакте колодки жгута РХХ. Напряжение должно быть в пределах 4-6 В. Если
это не так выяснить причину отсутствия питания, для этого провести
последовательно проверки № 3 и № 4.
3. Проверяются цепи питания на отсутствие обрыва. Отсоединить
«минусовую» клемму от АКБ. Отсоединить колодку жгута от БУ. Соединить
перемычками контакты «А» и «В», «С» и «D»
колодки жгута РХХ.
Мультиметром измерить сопротивление между контактами 54 и 39 (29 и 21), 22
и 4 (26 и 4) (см. рис. 5.4 и 5.5) колодки жгута БУ. Сопротивление должно быть
менее 1 Ом. Если это не так – устранить обрыв.
4.Проверяются цепи питания на отсутствие замыкания с «массой».
Удалить перемычки из колодки и измерить мультиметром сопротивление
каждого контакта относительно «массы», а также сопротивление между всеми
контактами колодки жгута РХХ. Сопротивление должно быть более 100 кОм.
Если это не так – устранить замыкание.
5. Если признак неисправности по-прежнему сохраняется − проверить
надежность контактов в колодках или неисправность БУ.
Порядок и описание проверок
1. Проверяется
герметичность форсунок. Включить зажигание.
Включить на 10 с бензонасос, подав напряжение +12 В от АБ на контакт «G»
(см. Лабораторную работу № 1, рис. 4.3) колодки диагностики. Форсунки во
время работы бензонасоса не должны пропускать топливо. Если это не так –
заменить форсунку, пропускающую топливо.
2. Проверяется баланс форсунок. Удерживая форсунки над мерными
стаканами, прокручивать двигатель стартером. Точность измерения зависит от
количества собранного топлива, поэтому прокручивать двигатель следует
достаточно долго. Конус распыла топлива каждой форсунки должен не
отличаться по форме от остальных. Количество топлива в мерных стаканах не
должно отличаться между наибольшим и наименьшим значениями более чем
на 20 %.
Лабораторная работа № 4
Общие положения
Исполнительных механизмов
Характеристики исполнительных механизмов приведены в табл. 3.3.
Таблица содержит сравнительные характеристики девяти различных
типов исполнительных механизмов, в том числе данные для компо-
нентов длиной 50–100 мм и диаметром от 20 до 50 мм. Сравнения
между роторными двигателями и линейными исполнительными ме-
ханизмами основаны на механизме преобразования винт-гайка (шаг
резьбы – 1 мм). Длина винта соответствует длине двигателя.
Рабочий диапазон (ход). Рабочим диапазоном является отноше-
ние хода к длине той части привода, где вырабатывается энергия.
80
Эффективный ход (70 % от длины шпинделя) принимается за диа-
пазон хода для двигателей вращения.
Таблица 3.3
Характеристики исполнительных механизмов
Сдвиг представляет собой линейную силу, соотнесенную с по-
верхностью, к которой она генерируется (поверхностью поперечно-
го сечения пьезоэлектрических устройств, поверхностью зазора ка-
81
|
тушки, внутренней поверхностью гидроцилиндра). Сила вращения
ротора и его поперечная поверхность используются для расчета бо-
кового сдвига в электродвигателях.
Скорость определяется как отношение величины управляющего
перемещения к продолжительности управляющего импульса. Для
роторных двигателей – окружная скорость ротора.
Средняя плотность управляющих сил (рис. 3.15) – термически
допустимая управляющая сила, отнесенная к единице объема.
Рис. 3.15. Средняя плотность управляющих сил некоторых исполнительных механизмов:
1 – гидроцилиндр; 2 – пневмоцилиндр; 3 – электродвигатель постоянного тока;
4 – ультразвуковой двигатель; 5 – пьезоэлектрический привод; 6 – проволока
с памятью; 7 – клапанный соленоид; 8 – магнитострикционный привод; 9 – соленоид,
включенный в течение 5 % времени
Плотность управляющей силы, приходящейся на такт, – это мак-
симальная управляющая сила, создаваемая в течение одного такта и
отнесенная к единице объема (рис. 3.16).
Уровень эффективности равен подводимой энергии, деленной на
энергию, передаваемую исполнительному механизму, без учета по-
терь, связанных с действием электронных или других блоков управ-
ления. Рециркуляция энергии (в пьезоэлектрических исполнитель-
ных механизмах) не учитывается.
Гидроприводы, имеющие чрезвычайно высокие потенциальные
показатели хода, сдвига и вязкости предпочтительны для продол-
жительных и тяжелых режимов работы.
82
В электродвигателях небольшие силы магнитного поля компенси-
руются высокими скоростями вращения, таким образом можно полу-
чить высокий уровень плотности сил при продолжительном воздей-
ствии. Несмотря на ограниченный ход пьезоэлектрические исполни-
тельные механизмы способны создавать большие силы, поэтому они
наиболее подходят для получения коротких пиков высокой энергии.
Линейные соленоиды имеют значительные тепловые потери в
катушке; с охлаждением они развивают средний уровень плотности
сил, сопоставимых с уровнями твердотельных исполнительных ме-
ханизмов.
Рис. 3.16. Плотность управляющих сил на такт
для некоторых исполнительных механизмов:
1 – гидроцилиндр; 2 – пневмоцилиндр; 3 – электродвигатель постоянного тока;
4 – ультразвуковой двигатель; 5 – пьезоэлектрический привод; 6 – проволока с памятью;
7 – клапанный соленоид; 8 – магнитострикционный привод; 9 – соленоид, включенный
в течение 5 % времени
Примеры применения исполнительных механизмов
Выполнение работы
Исполнительные механизмы проверятся путем имерения сопро-
тивления и индуктивностей их обмоток, определением реакции на
возмущающие факторы в виде величине тока и наряжения, а также
методом функциональной диагностики по адекватности работы дви-
гателя автомобиля в зависимости от заданного режима. Перед вы-
полнением проверки необходимо ознакомиться с устройством конк-
ретного исполнительного механизма, определить его принцип дейст-
вия, назначение, функциональные параметры и параметры диагно-
стики. Рассмотрим несколько примеров.
Проверка топливного насоса производится по величине сопро-
тивления обмотки якоря, величине силы тока, потребляемого насо-
сом в режиме холостого хода и при наибольшем давлении топлива.
Подключение производится в соответствии с рис. 3.22.
При проверке топливного насоса по функциональным парамет-
рам требуется измерять давление топлива и производительность в
характерных условиях. Для насоса BOSCH 0 580 453 012 давление
88
подачи топлива должно быть не менее 3 кг/см2, а производитель-
ность при напряжении питания на выводах 12 В – 500 см3/30 с.
а
б
Рис. 3.22. Проверка топливных насосов:
а – по величине сопротивления; б – по величине силы потребляемого тока: U – источ-
ник питания постоянного тока с напряжением 12 В; M – двигатель топливного насоса
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Каждое рабочее место должно быть оснащено исправным технологическим оборудованием, инструментом и принадлежностями; технологическими картами и инструкциями; описью поста и краткой инструкцией по технике безопасности; противопожарными средствами и правилами их применения.
На рабочих местах запрещено: работать учащимся, не прошедшим
инструктаж; пользоваться открытым огнем; включать приборы и установки без
разрешения преподавателя; хранить горюче-смазочные материалы; включать
двигатели и приборы, минуя заводские выключатели; пользоваться неисправным
инструментом, заводными рукоятками, применять этилированный бензин,
пускать двигатель или стенды при утечке топлива или газа, производить в
помещении электротехнические, сварочные и другие тепловые ремонтные
работы.
Все рабочие места и вентиляторы двигателей должны иметь индивидуальные металлические ограждения и трафареты с надписями «Двигатель не пускать».
Электропроводы должны иметь надежную изоляцию. На клеммах и
розетках необходимо указать напряжение.
Отделение лаборатории по диагностированию двигателей должно иметь
надежную вентиляцию с кратностью обмена воздуха не менее 1:1; достаточную
освещенность рабочих мест-500 лк, уровень громкости шума не более 75 дБ.
Установки и приборы с электропитанием от сети должны иметь общее
заземление, а рабочие двигатели - выводы отработавших газов в атмосферу
через специальные глушители.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4