Тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика

I. Самостоятельная работа студентов (10 часов)
Задание 1 по работе с учебником
Изучите текст главы №6 «Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики(пункты 6.5, 6.6)» по основному учебнику [1]. По материалам главы подготовить доклад по одной из тем выступления.
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: генетика, ген, РНК, ДНК, генотип, фенотип, наследственность, хромосома, мутация, генная инженерия, концепция происхождения жизни: панспермии, креационизм, стационарного состоянии, самопроизвольного зарождения, биохимической эволюции.
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Гипотезы происхождения жизни на Земле». Тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика - student2.ru
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Синтез белка», вписав основные стадии синтеза белка и кратко охарактеризовав каждый:
 
  Тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика - student2.ru

Задание 5. Аналитические задания
1) Белок состоит из 60 аминокислот. Определить число нуклеотидов одной цепи ДНК, шифрующих последовательность аминокислот в этом белке. 2) Молекула ДНК содержит информативный участок из 120 нуклеотидов, который кодирует первичную структуру белка. Определить число аминокислот, входящих в состав белка, который шифруется этим участком ДНК.
Задание 6 по работе с учебником и конспектом лекций
Тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика - student2.ru Перечислите свойства генетического кода, кратко охарактеризовав каждое, составив схему-конспект.     Тема 10. Проблема возникновения жизни на Земле. Генетика - student2.ru
Тесты (контрольные задания для самопроверки)
1. Тесты с одним вариантом ответа
1.1. Организмы, способные синтезировать питательные вещества из неорганических соединений: 1. гетеротрофы 2. хемотрофы 3. автотрофы 4. сапрофиты
1.2. Гипотеза, утверждающая, что проблемы зарождения жизни вообще не существует, что жизнь никогда не возникала, а существовала всегда, называется: 1. самопроизвольного зарождения жизни 2. биохимической эволюции 3. креационизм 4. стационарного состояния
1.3. Гипотеза панспермии утверждает: 1. земная жизнь имеет космическое происхождение. 2. проблемы зарождения жизни не существует. 3. жизнь возникла в результате процесса биохимической эволюции. 4. жизнь - результат божественного творения.
1.4. Индивидуальное развитие организмов, охватывающее все изменения от зарождения до смерти, называется: 1. онтогенез. 2. филогенез. 3. эволюция. 4. изменчивость.
1.5. Газ, который в экспериментах Миллер и Г. К. Юри, отсутствовал: 1. кислород. 2. водород. 3. азот. 4. аммиак.  
1.6. Материальный носитель наследственности, единица наследственной информации, отвечающая за формирование какого-либо признака, это: 1. ген 2. генотип 3. кариотип 4. генофонд
1.7. Совокупность всех генов организма, локализованных в его хромосомах, – это: 1. генофонд. 2. кариотип. 3. генотип. 4. фенотип.
1.9. Способность организмов приобретать новые признаки и свойства: 1. изменчивость. 2. наследственность. 3. раздражимость. 4. самосохранение.
1.9. Способность живых организмов передавать свои свойства и особенности из поколения в поколение: 1. изменчивость 2.раздражимость 3. размножение 4. наследственность 5. самосохранение
1.10. Различия по фенотипу у особей с одинаковым генотипом свидетельствуют о возникновении у них изменчивости: 1. мутационной. 2. комбинативной. 3. модификационной. 4. соотносительной.
1.11. Модификационные изменения, в отличие от мутационных изменений: 1. наследуются. 2. индивидуальны. 3. не наследуются. 4. необратимы.
1.12. Химическое соединение, входящее только в состав ДНК и отсутствующее в РНК: 1. нуклеотид. 2. фосфорная кислота. 3. дезоксирибоза. 4. азотистое основание.
1.13. Мономером нуклеиновых кислот является: 1. нуклеотид. 2. аминокислота. 3. основание. 4. белок.
1.14. Процесс биохимической реакции, называемой транскрипция, сопровождается образованием химического соединения: 1. белок 2. и-РНК 3. ДНК 4. полисахарид
1.15. Число нуклеотидов одной полинуклеотидной цепи ДНК, шифрующих последовательность аминокислот в белке из 90 аминокислот, равно:   1. 90 2. 30 3. 270 4. 360
2. Тесты множественного выбора
2.1. Основные типы питания живых организмов: 1. миксотрофный 2. автотрофный 3. гетеротрофный 4. хемотрофный
2.2. Биологические функции нуклеиновых кислот: 1. передача генетической информации. 2. ускорение протекания некоторых химических реакций. 3. хранение генетической информации. 4. самосохранение.
2.3. Свойства, характерные для генетического кода: 1. вырожденность. 2. однозначность. 3. триплетность. 4. универсальность. 5. уникальность.
2.4. Случайные изменения генетических программ при становлении фенотипа многократно усиливаются и подвергаются ... 1. исправлению 2. корректировке 3. естественному отбору 4. уничтожению
2.5. Известные концепции возникновения жизни на Земле: 1. биохимической эволюции 2. креационизма 3. панспермии 4. самопроизвольного зарождения 5. стационарного состояния 6. катастрофизма
3. Тесты на соответствие
3.1. Соответствие гипотезы происхождения жизни и ее основными положениями: 1. Панспермии. 2. Биохимической эволюции. 3. Креационизма. 4. Самопроизвольного зарождения. 5. Стационарного состояния. 1. Жизнь возникла в результате биохимической эволюции. 2. Жизнь занесена из Космоса. 3. Жизнь существовала всегда. 4. Жизнь возникла в результате самопроизвольного зарождения. 5. Жизнь возникла в результате божественного творения.
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно»)
4.1. ДНК и РНК – это нуклеиновые кислоты.
4.2. Самая древняя эра жизни это протерозой.
4.3. В настоящее время эра жизни – кайнозойская.
4.4. Наука о наследственности и механизмах ее передачи – это генетика.
5. Тесты на упорядочение
5.1. Эры жизни в хронологическом порядке: 1. архей 2. кайнозой 3. протеразой 4. антропоген 5. катархейская 6. палеозойская  
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова)
6.1. Участок молекулы ДНК, где закодирована информация о первичной структуре одного белка, называется ___.
6.2. Раздел молекулярной генетики, связанный с целенаправленным созданием In vitro новых комбинаций генетического материала, способного размножаться и синтезировать конечные продукты обмена, генетическая ___.
6.3. Доказано, что первичной нуклеиновой кислотой на Земле была молекула ___.
6.4. Единая система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов, которая определяет последовательность включения аминокислот в синтезируемую молекулу белка. генетический ___.
6.5. Синтез информационной РНК на основе матрицы ДНК называется ___.
6.6. Синтез белка на рибосомах на основе матрицы информационной РНК называется ___.
6.7. Структуры клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства организмов ___.
6.8 Все живое в органическом мире происходит только из ___.
6.9 Идея о том, что зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью и дать начало эволюции живого, связана с концепцией ___.
6.10. Американские ученые Миллер и Юри (1953) экспериментально доказали возможность ... синтеза органических веществ.
II. Практическое занятие (2 часа)
1. Заслушивание докладов
2. Разбор определений основных понятий
3. Опрос студентов по заданиям практикума
Темы докладов
1. Принципы биологической эволюции
2. Предмет генетики. Генетика и практика.
3. ДНК – основа генетического материала.
4. Генетический код.
5. Основные концепции происхождения жизни.




После изучения Темы 10.«Особенности биологического уровня организации материи» студент должен:

иметь представление:

· об эволюции живых систем;

знать:

· понятие РНК и ДНК;

· понятие генетика, ген, генотип.

Наши рекомендации