Тема 8. Химия и геология в современном естествознании
I. Самостоятельная работа студентов (10 часов) | ||
Задание 1 по работе с учебником | ||
Изучить главу 5 «Химическая наука об особенностях взаимодействия атомно-молекулярного уровня организации материи»по основному учебнику [1].По материалам темы приготовить доклад. | ||
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: химия, химический элемент, валентность, реакционная способность, катализатор, биологические катализаторы, эндогенные факторы, экзогенные факторы. | ||
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
Для химических элементов определите число протонов, нейтронов и электронов, порядковый номер в периодической системе Д. И. Менделеева: а) водород, б) , в) | ||
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
Заполните схему-конспект «Строение атома». | ||
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
Составьте схему-конспект «Этапы развития химического знания» и кратко охарактеризуйте каждый этап. | ||
Задание 6 по работе с учебником и конспектом лекций | ||
Для каждого процесса определите фактор, которым он является (эндогенный или экзогенный): (ветер, водные потоки, вулканизм, вулканы, выветривание, деятельность морей и океанов, деятельность подземных вод, землетрясение, криогенные процессы выветривание, лавины, обвалы, образование пещер, оползни, процессы выветривания, работа ветра, распад радиоактивных элементов Земли, тектонические движения), заполнив схему-конспект: | ||
Тесты (контрольные задания для самопроверки) | ||
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ) | ||
1.1. | Атом – это квантовомеханическая система, образованная в результате: | 1. гравитационного притяжения электронов к ядру. 2. электромагнитного взаимодействия электронов и ядра. 3. сильного ядерного взаимодействия. 4. действия химической связи. |
1.2. | Систематизирующий фактор, который был взят за основу Д.И. Менделеевым при разработке им периодической системы химических элементов: | 1. атомная масса. 2. заряд ядра атома. 3. масса ядра атома. 4. заряд атома. |
1.3. | Индивидуальность химического элемента обусловлена: | 1. массовым числом. 2. числом нейтронов в ядре атома. 3. зарядом ядра атома. 4. числом электронов в ядре атома. |
1.4. | Изотопы - это разновидности атомов: | 1. обладающие одинаковым массовым числом, но разным зарядом ядра. 2. одного химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа. 3. обладающие одинаковым числом протонов и нейтронов. 4. обладающие одинаковым числом нейтронов, но разным числом протонов. |
1.5. | Система, состоящая из большой совокупности атомов или молекул одного вида, представляет собой: | 1. элемент. 2. тело. 3. вещество. 4. смесь веществ. |
1.6. | Экзотермические реакции характеризуются: | 1. поглощением энергия. 2. выделением энергии. 3. упрощением структуры молекулы. 4. усложнением структуры молекулы. |
1.7. | Реакционная способность химического элемента определяется: | 1. количеством нейтронов в ядре. 2. массой атома химического элемента. 3. количеством электронов во внешней оболочке атома. 4. общим количеством электронов в атоме. |
1.8. | Свойства химических соединений определяются: | 1. структурой и составом соединения. 2. массой химического соединения. 3. только структурой химического соединения. 4. только химическим составом соединения. |
1.9. | В иерархическую систему современной химии входят учение о составе, структурная химия, эволюционная химия и …. | 1. атомно-молекулярное учение. 2. учение о периодичности свойств элементов и их соединений. 3. учение о химическом строении вещества. 4. учение о закономерностях химических процессов. |
1.10. | Эволюционная химия, как один из уровней химического знания, изучает: | 1. происхождение различных веществ. 2. эволюцию химических знаний. 3. самоорганизацию и саморазвитие химических систем. 4. историю развития химии. |
1.11. | Внутреннее строение Земли: | 1. однородное. 2. слоистое. 3. жидкое. 4. твердое. |
1.12. | Достаточно точные данные о возрасте Земли получают: | 1. на основе интерпретации данных сейсмической разведки. 2. при анализе радиоактивных превращений элементов Земли и метеоритов. 3. в результате анализа вулканических газов. 4. на основе длительности эволюции живых организмов. |
1.13. | Геодинамические процессы, связанные с внутренней динамикой Земли, называются: | 1. эндогенными. 2. эндотермическими. 3. экзогенными. 4. экзотермическими. |
1.14. | Экзогенным геодинамическим процессом является: | 1. землетрясение. 2. тектоническое движение. 3. вулканизм. 4. выветривание. |
1.15. | Одной из внутренних геосферных оболочек Земли является: | 1. земная кора. 2. биосфера. 3. гидросфера. 4. атмосфера. |
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов) | ||
2.1. | Определенный химический элемент – это атомы: | 1. с определенным составом ядра. 2. определенного размера. 3. определенной массы. 4. с определенным количеством протонов в ядре. 5. с определенным количеством нейтронов в ядре. |
2.2. | Химические элементы в таблице Менделеева располагаются в порядке: | 1. заполнения электронных оболочек атомов. 2. возрастания их химической активности. 3. их распространенности в природе. 4. возрастания их массы. |
2.3. | Номер химического элемента в Периодической таблице Менделеева определяется: | 1. электрическим зарядом ядра. 2. количеством нейтронов в ядре. 3. массой атома. 4. размером атома. 5. количеством протонов в ядре. |
2.4. | Энергия химической связи атомов в молекулах определяется: | 1. энергией электронно-ионного взаимодействия 2. кинетической энергией атомов. 3. энергией взаимодействия ядер атомов. 4. строением электронных оболочек атомов. |
2.5. | Катализатор это вещество: | 1. ускоряющее химическую реакцию. 2. замедляющее химическую реакцию. 3. направляющее химическую реакцию. 4. запрещающее химическую реакцию. 5. не влияющее на химическую реакцию. |
2.6. | Биологически активными веществами, способными изменять скорость обмена веществ в организме являются: | 1. гормоны. 2. ферменты. 3. углеводы. 4. витамины. |
2.7. | Основные внутренние геосферные оболочки Земли: | 1. атмосфера. 2. гидросфера. 3. Земная кора. 4. мантия. 5. ядро. |
2.8. | Внутренними геосферными оболочками Земли являются: | 1. внешнее ядро. 2. атмосфера. 3. магнитосфера. 4. мантия. |
2.9. | Следствием эндогенной геодинамической активности Земли являются: | 1. землетрясения. 2. процессы выветривания. 3. образование пещер. 4. вулканы. |
2.10. | Экзогенными геодинамическими факторами являются: | 1. ветер. 2. тектоническое движение. 3. оползни. 4. распад радиоактивных элементов внутри Земли. |
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно») | ||
4.1. | Внутреннее ядро Земли жидкое. | |
4.2. | Самым простейшим по строению атомом является водород. | |
4.3. | Катализатор ускоряет химическую реакцию. | |
4.4. | При экзотермических реакциях тепло поглощается. | |
5. Тесты на упорядочение | ||
5.1. | Последовательность внутренних геосферных оболочек Земли (от центра): | 1. Земная кора. 2. Внутренне ядро. 3. Мантия. 4. Внешнее ядро. |
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова) | ||
6.1. | Номер химического элемента в Периодической таблице Менделеева определяется количеством ___ в ядре атома. | |
6.2. | Химические элементы с минимальной химической активностью находятся в таблице Менделеева в столбце с номером ___. | |
6.3. | Валентность водорода равна ___. | |
6.4. | Признаком экзотермической реакции является выделение ___. | |
II. Практическое занятие (2 часа) | ||
1. | Заслушивание докладов | |
2. | Разбор определений основных понятий | |
3. | Опрос студентов по заданиям практикума | |
Темы докладов | ||
1. | Предмет познания химической науки и ее проблемы. | |
2. | Методы и концепции познания в химии. | |
3. | Проблемы на уровне структурной химии. | |
4. | Проблемы на уровне учения о химических процессах. | |
5. | Эволюционная химия. | |
6. | Внутреннее строение Земли. Геосферные оболочки Земли. |
После изучения Тема 8.«Химия и геология в современном естествознании» студент должен:
иметь представление об:
· Земле как планете в целом;
· основных методах исследования Земли;
· о науке «Химия» ее объекте, предмете, методах исследования.
знать:
· внутренние геосферные оболочки Земли;
· основные этапы геологического развития Земли;
· понятие реакционной способности вещества;
· экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая.
уметь:
· доказывать неоднородное (слоистое) строение Земли;
· отличат эндогенные геодинамические факторы от экзогенных.