Тема 8. Химия и геология в современном естествознании

I. Самостоятельная работа студентов (10 часов)
Задание 1 по работе с учебником
Изучить главу 5 «Химическая наука об особенностях взаимодействия атомно-молекулярного уровня организации материи»по основному учебнику [1].По материалам темы приготовить доклад.
Задание 2 по работе с учебником и конспектом лекций
В словарь «Терминов и понятий» выписать все термины изучаемой темы и их определения: химия, химический элемент, валентность, реакционная способность, катализатор, биологические катализаторы, эндогенные факторы, экзогенные факторы.
Задание 3 по работе с учебником и конспектом лекций
Для химических элементов определите число протонов, нейтронов и электронов, порядковый номер в периодической системе Д. И. Менделеева: а) водород, б) Тема 8. Химия и геология в современном естествознании - student2.ru , в) Тема 8. Химия и геология в современном естествознании - student2.ru
Задание 4 по работе с учебником и конспектом лекций
Заполните схему-конспект «Строение атома». Тема 8. Химия и геология в современном естествознании - student2.ru  
Задание 5 по работе с учебником и конспектом лекций
Составьте схему-конспект «Этапы развития химического знания» и кратко охарактеризуйте каждый этап.
Тема 8. Химия и геология в современном естествознании - student2.ru    
Задание 6 по работе с учебником и конспектом лекций
Для каждого процесса определите фактор, которым он является (эндогенный или экзогенный): (ветер, водные потоки, вулканизм, вулканы, выветривание, деятельность морей и океанов, деятельность подземных вод, землетрясение, криогенные процессы выветривание, лавины, обвалы, образование пещер, оползни, процессы выветривания, работа ветра, распад радиоактивных элементов Земли, тектонические движения), заполнив схему-конспект:
Тема 8. Химия и геология в современном естествознании - student2.ru    
Тесты (контрольные задания для самопроверки)
1. Тесты с одним вариантом ответа (Выберите один правильный ответ)
1.1. Атом – это квантовомеханическая система, образованная в результате: 1. гравитационного притяжения электронов к ядру. 2. электромагнитного взаимодействия электронов и ядра. 3. сильного ядерного взаимодействия. 4. действия химической связи.
1.2. Систематизирующий фактор, который был взят за основу Д.И. Менделеевым при разработке им периодической системы химических элементов: 1. атомная масса. 2. заряд ядра атома. 3. масса ядра атома. 4. заряд атома.
1.3. Индивидуальность химического элемента обусловлена: 1. массовым числом. 2. числом нейтронов в ядре атома. 3. зарядом ядра атома. 4. числом электронов в ядре атома.
1.4. Изотопы - это разновидности атомов: 1. обладающие одинаковым массовым числом, но разным зарядом ядра. 2. одного химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа. 3. обладающие одинаковым числом протонов и нейтронов. 4. обладающие одинаковым числом нейтронов, но разным числом протонов.
1.5. Система, состоящая из большой совокупности атомов или молекул одного вида, представляет собой: 1. элемент. 2. тело. 3. вещество. 4. смесь веществ.
1.6. Экзотермические реакции характеризуются: 1. поглощением энергия. 2. выделением энергии. 3. упрощением структуры молекулы. 4. усложнением структуры молекулы.
1.7. Реакционная способность химического элемента определяется: 1. количеством нейтронов в ядре. 2. массой атома химического элемента. 3. количеством электронов во внешней оболочке атома. 4. общим количеством электронов в атоме.
1.8. Свойства химических соединений определяются: 1. структурой и составом соединения. 2. массой химического соединения. 3. только структурой химического соединения. 4. только химическим составом соединения.
1.9. В иерархическую систему современной химии входят учение о составе, структурная химия, эволюционная химия и …. 1. атомно-молекулярное учение. 2. учение о периодичности свойств элементов и их соединений. 3. учение о химическом строении вещества. 4. учение о закономерностях химических процессов.
1.10. Эволюционная химия, как один из уровней химического знания, изучает: 1. происхождение различных веществ. 2. эволюцию химических знаний. 3. самоорганизацию и саморазвитие химических систем. 4. историю развития химии.
1.11. Внутреннее строение Земли: 1. однородное. 2. слоистое. 3. жидкое. 4. твердое.
1.12. Достаточно точные данные о возрасте Земли получают: 1. на основе интерпретации данных сейсмической разведки. 2. при анализе радиоактивных превращений элементов Земли и метеоритов. 3. в результате анализа вулканических газов. 4. на основе длительности эволюции живых организмов.
1.13. Геодинамические процессы, связанные с внутренней динамикой Земли, называются: 1. эндогенными. 2. эндотермическими. 3. экзогенными. 4. экзотермическими.
1.14. Экзогенным геодинамическим процессом является: 1. землетрясение. 2. тектоническое движение. 3. вулканизм. 4. выветривание.
1.15. Одной из внутренних геосферных оболочек Земли является: 1. земная кора. 2. биосфера. 3. гидросфера. 4. атмосфера.
2. Тесты множественного выбора (Выберите несколько правильных ответов)
2.1. Определенный химический элемент – это атомы: 1. с определенным составом ядра. 2. определенного размера. 3. определенной массы. 4. с определенным количеством протонов в ядре. 5. с определенным количеством нейтронов в ядре.
2.2. Химические элементы в таблице Менделеева располагаются в порядке: 1. заполнения электронных оболочек атомов. 2. возрастания их химической активности. 3. их распространенности в природе. 4. возрастания их массы.
2.3. Номер химического элемента в Периодической таблице Менделеева определяется: 1. электрическим зарядом ядра. 2. количеством нейтронов в ядре. 3. массой атома. 4. размером атома. 5. количеством протонов в ядре.
2.4. Энергия химической связи атомов в молекулах определяется: 1. энергией электронно-ионного взаимодействия 2. кинетической энергией атомов. 3. энергией взаимодействия ядер атомов. 4. строением электронных оболочек атомов.
2.5. Катализатор это вещество: 1. ускоряющее химическую реакцию. 2. замедляющее химическую реакцию. 3. направляющее химическую реакцию. 4. запрещающее химическую реакцию. 5. не влияющее на химическую реакцию.
2.6. Биологически активными веществами, способными изменять скорость обмена веществ в организме являются: 1. гормоны. 2. ферменты. 3. углеводы. 4. витамины.
2.7. Основные внутренние геосферные оболочки Земли: 1. атмосфера. 2. гидросфера. 3. Земная кора. 4. мантия. 5. ядро.
2.8. Внутренними геосферными оболочками Земли являются: 1. внешнее ядро. 2. атмосфера. 3. магнитосфера. 4. мантия.
2.9. Следствием эндогенной геодинамической активности Земли являются: 1. землетрясения. 2. процессы выветривания. 3. образование пещер. 4. вулканы.
2.10. Экзогенными геодинамическими факторами являются: 1. ветер. 2. тектоническое движение. 3. оползни. 4. распад радиоактивных элементов внутри Земли.
4. Бинарные тесты (Оцените правомерность предлагаемых утверждений словами «верно/неверно»)
4.1. Внутреннее ядро Земли жидкое.
4.2. Самым простейшим по строению атомом является водород.
4.3. Катализатор ускоряет химическую реакцию.
4.4. При экзотермических реакциях тепло поглощается.
5. Тесты на упорядочение
5.1. Последовательность внутренних геосферных оболочек Земли (от центра): 1. Земная кора. 2. Внутренне ядро. 3. Мантия. 4. Внешнее ядро.
6. Тесты дополнения (Впишите на месте прочерка пропущенные слова)
6.1. Номер химического элемента в Периодической таблице Менделеева определяется количеством ___ в ядре атома.
6.2. Химические элементы с минимальной химической активностью находятся в таблице Менделеева в столбце с номером ___.
6.3. Валентность водорода равна ___.
6.4. Признаком экзотермической реакции является выделение ___.
II. Практическое занятие (2 часа)
1. Заслушивание докладов
2. Разбор определений основных понятий
3. Опрос студентов по заданиям практикума
Темы докладов
1. Предмет познания химической науки и ее проблемы.
2. Методы и концепции познания в химии.
3. Проблемы на уровне структурной химии.
4. Проблемы на уровне учения о химических процессах.
5. Эволюционная химия.
6. Внутреннее строение Земли. Геосферные оболочки Земли.

После изучения Тема 8.«Химия и геология в современном естествознании» студент должен:





иметь представление об:

· Земле как планете в целом;

· основных методах исследования Земли;

· о науке «Химия» ее объекте, предмете, методах исследования.

знать:

· внутренние геосферные оболочки Земли;

· основные этапы геологического развития Земли;

· понятие реакционной способности вещества;

· экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая.

уметь:

· доказывать неоднородное (слоистое) строение Земли;

· отличат эндогенные геодинамические факторы от экзогенных.

Наши рекомендации