Основной закон динамики вращательного движения
Основной закон динамики вращательного движения можно получить из второго закона Ньютона для поступательного движения твердого тела
, (1.6)
где F – сила, приложенная к телу массой m; а – линейное ускорение тела.
Если к твердому телу массой m в точке А (рис. 5) приложить силу F, то в результате жесткой связи между всеми материальными точками тела все они получат угловое ускорение и соответственные линейные ускорения, как если бы на каждую точку действовала сила . Для каждой материальной точки можно записать:
,
где , поэтому
, (1.7)
где mi – масса i-й точки; – угловое ускорение; ri – ее расстояние до оси вращения.
Умножая левую и правую части уравнения (1.7) на ri, получают
, (1.8)
где – момент силы – это произведение силы на ее плечо .
Плечом силы называют кратчайшее расстояние от оси вращения “ОО” (рис. 5) до линии действия силы .
Рис. 5. Твердое тело, вращающееся под
действием силы F около оси “ОО”
– момент инерции i-й материальной точки.
Выражение (1.8) можно записать так:
. (1.9)
Просуммируем левую и правую части (1.9) по всем точкам тела:
.
Обозначим через М, а через J, тогда
(1.10)
Уравнение (1.10) – основной закон динамики вращательного движения твердого тела. Величина – геометрическая сумма всех моментов сил, то есть момент силы F, сообщающий всем точкам тела ускорение . – алгебраическая сумма моментов инерции всех точек тела. Закон формулируется так: «Момент силы, действующий на вращающееся тело, равен произведению момента инерции тела на угловое ускорение».
Мгновенное значение углового ускорения , есть первая производная угловой скорости по времени , то есть
, (1.11)
где – элементарное изменение угловой скорости тела за элементарный промежуток времени .
Если в выражение основного закона (1.10) поставить значение мгновенного ускорения (1.11), то
или , (1.12)
где – импульс момента силы – это произведение момента силы на промежуток времени .
– изменение момента импульса тела, – момент импульса тела есть произведение момента инерции J на угловую скорость , а есть .
Поэтому основной закон динамики вращательного движения твердого тела формулируется так: “Импульс момента силы , действующий на вращательное тело, равен изменению его момента импульса ”:
или
МАЯТНИК ОБЕРБЕКА
Цель работы – изучение основного закона динамики вращательного движения, определение момента инерции системы грузов.
Приборы и принадлежности: лабораторный модуль ЛКМ-3 со стойкой и блоком, стержень с отверстиями, два круглых груза, груз наборный, нить длиной 55 см с крючком (синяя), измерительная система ИСМ-1 (секундомер), пластиковый фиксатор.
Краткая теория
Основной закон динамики вращательного движения твердого тела относительно неподвижной оси
(1)
связывает кинематическую характеристику движения – угловое ускорение с динамическими характеристиками – моментом силы и моментом инерции I (рис. 1).
Угловое ускорение характеризует изменение угловой скорости Рис. 1. Момент M силы F
во времени и направлено, как и момент силы, вдоль оси вращения. (2) .
Угловое ускорение связано с касательной составляющей линейного ускорения аτточки вращающегося тела соотношением
, (3)
где r –- кратчайшее расстояние от этой точки до оси вращения.
Моментом силы в общем случае называют векторную величину
, (4)
где – сила, лежащая в плоскости, перпендикулярной оси вращения; – вектор, соединяющий точку на оси c точкой приложения силы.
В уравнении (1) – сумма составляющих моментов сил вдоль направления оси вращения.
Момент инерции I характеризует распределение массы в твердом теле относительно оси вращения и является мерой инертности вращающегося тела. Момент инерции равен сумме произведений элементарных масс Δmi , на которые мысленно разбито тело, на квадрат их расстояний до оси вращения
I=ΣΔmi ri . (5)
Выражая Δmi через плотность тела: Δmi =ρ ΔVi ,где ΔVi – элементарный объем тела, и переходя к пределу при ΔVi → 0, получим
(6)
Формула (6) позволяет теоретически найти момент инерции любого тела. Например, момент инерции тонкого однородного стержня длиной l и массой т относительно оси, проходящей перпендикулярно стержню через его центр,
I = т l 2 / 12 .
Теорема Штейнера устанавливает связь между моментом инерции Iс твердого тела относительно оси, проходящей через центр инерции, и моментом инерции относительно другой оси, параллельной первой
I = Iс + та2 , (7)
где а – расстояние между осями, т – масса тела.
В настоящей работе экспериментально находится момент инерции маятника Обербека (рис.2). Он состоит из блока радиусом R, который может вращаться вокруг неподвижной горизонтальной оси. К блоку прикреплены симметрично относительнооси стержни, на каждом из которых могут свободно перемещаться грузы массами m1, что дает возможность изменять момент инерции маятника. Грузы m1 устанавливаются на одинаковом расстоянии от оси, так что центр инерции всей вращающейся части маятника находится на оси вращения.
К концу нити прикреплен груз массой m. Из закона динамики вращательного движения следует
. (8)
Момент силы М, создающийся силой натяжения нити, исходя из (4)
, (9)
где α – угол между вектором и отрезком R на рис. 2, равный 90°; sin α= 1.
Запишем второй закон Ньютона для поступательного движения груза m в проекции на направление ускорения а,
. (10)
рис. 2. Маятник Обербека
В этой формуле сила натяжения нити T, действующая на груз, по модулю равна силе натяжения нити, действующей на блок в формуле (9) (поэтому они обозначены одинаково). Это справедливо, если массой нити можно пренебречь по сравнению с массой груза т.
Из (9) и (10) получим
. (11)
Тангенциальное (касательное) ускорение точек участков нити, намотанной на блок, и точек на ободе блока равны, если нет проскальзывания нити по блоку, и равны ускорению груза m, если нить нерастяжима.
Тогда из (3) следует , (12)
(13)
Подставляя (11)и(12)в (8), получим
Из этой формулы следует, что ускорение (а) не зависит от времени, так как все остальные величины в этом уравнении постоянны, значит, движение маятника будет равноускоренным и при нулевой начальной скорости.
(14)
где h – путь, пройденный грузом т за время t.
В данной работе измеряется время одного полного оборота блока, и за это время груз массой m пройдет путь
h=2πR . (15)
Подставив (14) и (15) в (13), получим формулу для вычисления момента инерции маятника
(16)
Момент инерции маятника Обербека будет изменяться при изменении расстояния r от оси вращения маятника до центров грузов массами m1, перемещаемых вдоль стержней.
Согласно теореме Штейнера (7)
, (17)
где Ic – момент инерции всей вращающейся части маятника при условии, что центры грузов m1находились бы на оси вращения.
Из (17) следует, что зависимость от – линейная. В рассмотренной теории движения маятника Обербека не учитывались силы трения в подшипниках оси блока и сопротивление воздуха. Пренебрежение действием этих сил является главной причиной систематической погрешности измерения момента инерции.