Выполнение радиодевиационных работ
Радиодевиационные работы проводятся штурманом с целью определения, компенсации радиодевиации и составления графика остаточной радиодевиации в следующих случаях:
1) при установке на самолет, нового радиокомпаса или отдельных его блоков;
2) после выполнения регламентных работ, при которых заменялись отдельные блоки радиокомпаса;
3) при обнаружении в полете ошибок в показаниях указателя курсовых углов.
Радиодевиационные работы включают следующие этапы:
а) подготовку к проведению радиодевиационных работ;
б) установку компенсатора радиодевиации в исходное положение;
в) устранение установочной ошибки рамки радиокомпаса;
г) определение радиодевиации;
д) компенсацию или декомпенсацию радиодевиации;
е) определение остаточной радиодевиации и составление графика радиодевиации.
Подготовка к проведению радиодевиационных работ
Подготовка к проведению радиодевиационных работ включает:
1. Подготовку девиационного пеленгатора, бланков протоколов выполнения радиодевиационных работ и бланков графиков.
2. Выбор для выполнения радиодевиационных работ площадки, удаленной не менее чем на 150—200 м от стоянок самолетов, строений и линий высоковольтных передач. Площадка должна быть горизонтальной, в направлении радиостанции не должно быть зданий и возвышенностей рельефа.
3. Выбор радиостанции, по которой будет проводиться определение радиодевиации. Для большей точности определения радиодевиации радиостанцию необходимо выбирать на удалении 100 —150 км от аэродрома. При использовании мощной РВС это расстояние может быть увеличено до 200—300 км. Частота, на которой работает радиостанция, должна находиться в пределах среднего диапазона волн радиокомпаса (310—640 кгц). Это требование обусловлено тем, что величина радиодевиации, хотя и в незначительной степени, зависит от частоты. Поэтому после определения радиодевиации на одной из крайних точек диапазона радиокомпаса может появиться заметная ошибка в пеленгации на другой точке диапазона.
Помимо основной радиостанции, необходимо намечать запасную, отвечающую всем вышеуказанным условиям, на случай выключения основной или наличия атмосферных помех.
Если невозможно подобрать радиостанции, удовлетворяющие указанным требованиям, если аэродром расположен в горном районе или вблизи аэродрома имеются значительные возвышенности, то для определения радиодевиации используют видимую радиостанцию, расположенную вблизи аэродрома, например, дальнюю приводную радиостанцию посадочной системы, причем мачта такой радиостанции должна быть хорошо видна с площадки для радиодевиационных работ, а ее удаление должно быть более трех длин волн.
4. Определение магнитных пеленгов выбранных радиостанций. При использовании невидимой радиостанции для определения МПР необходимо на карте масштаба 1:500000 по координатам, взятым из Регламента средств радиосвязи и радиотехнического обеспечения полетов, нанести точки расположения выбранных радиостанций и площадки, соединить их прямой линией и транспортиром, наложенным на центр площадки, измерить ИПР, затем снять с карты магнитное склонение аэродрома и определить МПР по формуле
МПР = ИПР — (± Δм).
При использовании видимой радиостанции МПР определяется с помощью девиационного пеленгатора из центра выбранной площадки. Измеренный МПО (мачты радиостанции) является магнитным пеленгом радиостанции.
5. Выбор и определение магнитных пеленгов удаленных ориентиров.
Определенные МПР и МПО записываются в протокол выполнения радиодевиационных работ.
6. Подготовку радиокомпаса, которая включает проверку исправности, прослушивание работы выбранных радиостанций, установку компенсатора радиодевиации в исходное положение.
Установка компенсатора в исходное положениепроизводится, если на самолете были заменены отдельные блоки радиокомпаса или обнаружены большие ошибки в его показаниях. Если радиодевиация была ранее скомпенсирована или на самолете установлен новый комплект радиокомпаса, то компенсатор в исходное положение не устанавливается.
Компенсатор радиодевиации устанавливается в исходное положение для того, чтобы исключить влияние механизма компенсатора на определение радиодевиации и выявить ее действительное значение для последующей компенсации.
Для установки компенсатора в исходное положение необходимо:
1. Снять кожух с блока рамки.
2. Отсоединить провода сельсинной системы от контактной панели компенсатора.
3. Вывернуть три винта, крепящие компенсатор к стойкам, и вынуть его из блока.
4. Поворотом диска компенсатора за поводок установить нулевoe деление шкалы радиодевиации против нуля шкалы ОРК и вращая специальной отверткой регулировочный винт, находящийся у нулевого деления, отвести указатель радиодевиации на 1—2° влево от нуля шкалы радиодевиации.
5. Выполнить такую же работу на остальных 23 делениях шкалы ОРК в такой последовательности: 345, 15, 330, 30, 315, 45, 300, 60, 285, 75, 270, 90, 255, 105, 240, 120, 225, 135, 210, 150, 195, 165 и 180°. При этом для предотвращения разрыва ленты лекала необходимо ввинчивать или вывинчивать регулировочные винты за один прием не более чем на 5° отклонения указателя радиодевиации. Если на отдельных ОРК величина радиодевиации более 5°, то указатель радиодевиации приводят на деление 1—2° влево от нуля в несколько приемов, соблюдая каждый раз указанную выше последовательность.
6. Проверить правильность установки компенсатора в исходное положение. При правильно выполненной установке указатель радиодевиации на всех 24 значениях ОРК должен находиться на 1—2° слева от нуля шкалы радиодевиации.
В результате такой установки лекало компенсатора приобретает форму правильной окружности, несколько растянутой относительно среднего положения.
7. Поставить скобу и привинтить ее так, чтобы загнутый конец удерживал указатель на нуле шкалы радиодевиации. В этом случае влияние механизма компенсатора на систему передачи углов поворота рамки будет исключено, так как ползун компенсатора отходит от лекала и не получает от него радиальных перемещений.
8. Привинтить винтами компенсатор к опорным стойкам блока рамки и присоединить провода в соответствии с расцветкой, обозначенной на контактной панели.