Постановка учебной проблемы №2
Попробуйте «открыть» закон последовательного и параллельного соединений. Для открытия закона используем театрализованное представление, в котором ученики будут играть роль приборов, включенных в Эл. Цепь. Кто желает участвовать? Раздаем таблички с надписями «источник тока», «лампа 1», «лампа 2», «ключ». Руки будут исполнять роль соединительных проводов.
Задание 1. Постройте эл. цепь с последовательным соединением ламп. Далее следует подводящий диалог:
- Есть в такой цепи разветвление?
- Что вы можете сказать о силе тока в1-й и во 2-й лампах?
- А общее сопротивление ламп чему будет равно? Почему? (R = R1+ R2)
- Чему тогда будет равно напряжение на 1-й лампе? На 2-й лампе?
Общее напряжение на участке с последовательным соединением ламп?
Выражение решения
Выразите открытые знания в виде таблицы.
Законы последовательного соединения.
Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
J=J1= J2 | U=U1+ U2 | R=R1+ R2 |
Законы записаны в виде формул. Теперь сформулируйте эти законы словами.
Аналогично попробуйте открыть законы для параллельного соединения.
Задание 2. Вторая группа участников театрализованного представления строй цепь с параллельным соединением ламп.
- Какова особенность этого соединения?
- Сколько общих точек соединения имеют лампы?
- Что вы тогда скажете о напряжении на 1-й и на 2-й лампах?
- А сила тока в неразветвленной части цепи и в каждой лампе будет одинакова? Так какой будет закон для силы тока?
J=J1+J2
При параллельном соединении как бы увеличивается площадь поперечного сечения проводника.
o Как при этом изменится общее сопротивление цепи? (уменьшится)
Введение нового знания.
При параллельном соединении
Запишите закон в таблицу и сформулируйте их
Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
J=J1+J2 | U1=U2=U | ![]() |
- Где используются последовательные и параллельные соединения проводников?
- Докажите, что электроприборы в вашем доме соединены параллельно.
Постановка учебной проблемы №3
- А это какое соединение?
![]() |
Обсуждение гипотез
- Как будем рассчитывать такой участок цепи? Какой закон лежит в основе расчета электрической цепи?
Поиск решения
Создание алгоритма расчета участка цепи со смешанным соединением.
Реализация продукта (на доске).
Домашнее задание: §48,49. Упражнение 22 (1), упражнение 23 (1) по образцам. По желанию упражнение 23 (5).
Класс.
Тема. Сообщающиеся сосуды.
Цель: «открыть» новое знание о сообщающихся сосудах (на основе закона Паскаля) и их практическом использовании.
Новое знание: Сосуды, резервуары которых соединены между собой, называются сообщающимися.
В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при равенстве давлений воздуха над жидкостью).
При равенстве давлений высота столба с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Постановка учебной проблемы. (Проблемная ситуация «с затруднением»).
На доске представлены 3 модели кофейников. Какая из них является экономически обоснованной и наиболее удобной? Почему?
![]() |
Чтобы ответить на этот вопрос обоснованно, мы «открыли» сегодня новое знание.
На столе вы видите различные сосуды: мензурка, жидкостный манометр, отливный сосуд, стакан, чайник, прибор «сообщающиеся сосуды». Разделите их на 2 группы, выделив отличительные признаки (записываем на доске).
- Каковы же общие признаки манометра, чайника и учебного прибора (рис.109)?
Введение нового знания. Сообщающиеся сосуды – сосуды резервуары, которых соединены друг с другом.
- Так какова же тема нашего урока?
Демонстрация опыта по рис.107.
В трубку налить воды.
- Что произойдет, если открыть зажим?
- До какого уровня вода поднимется во 2 трубке?
- Получить условие равновесия однородной жидкости в сообщающихся сосудах.
Поиск решения:
- Кто покажет свой вывод на доске? (p1=p2, g
h1=g
h2
h1=h2).
Сформулируйте условия равновесия однородной жидкости в сообщающихся сосудах.
Проиллюстрируйте это условие на имеющихся сосудах.
Реализация продукта:
- Что изменится, если жидкости в сообщающихся сосудах будут неоднородными? Пример: Вода и керосин.
Обсуждение гипотез.
- Получите условие равновесия неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
, т.к.
,
, то
или
Демонстрация опыта по рис.110.
- Какое новое знание вы сегодня открыли? Вернемся к задаче, поставленной в начале урока. Так какая модель кофейника – является научно-обоснованной? Почему?
Продуктивные знания.
Вопросы:
- На основании чего вы получили условие равновесия жидкостей в сообщающихся сосудах?
- Предложить способ практического подтверждения условия равновесия неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
- Составьте 2-3 вопроса по теме урока.
Домашнее задание: §39, упр.16 (1,2,4), по желанию стр.95 задание 9.
КЛАСС