Введение нового знания: автоколебания.
Так как же можно дополнить формулировку темы урока (словом «автоколебания»).
Каковы основные элементы автоколебательной системы? (источник энергии, устройство, регулирующее поступление энергии, колебательная система, обратная связь).
Изобразите блок-схему такой системы (продуктивное задание).
Далее следует представление продукта
блок-схемы с оценкой ее выполнения (точно ли передана информация, полная ли она, правильно ли установлены связи в схеме)
Обратная связь
Домашнее задание: §36, стр.101-102 примеры, по желанию – применение автоколебательных систем.
Класс.
Тема. Конвенция.
Цель: «окрыть» новое знание о явлении конвенции как способе теплопередачи.
Ход урока
I. Опрос.
1. Теплопроводность
2. Устный опрос по составленным дома вопросам
3. Защита коллекций по теплопроводности
II. Изучение нового материала.
· Так какая теплопроводность у воды, большая или малая?
· Тогда, как вы объясните этот опыт
(Проблемная ситуация «с затруднением»).
Демонстрационный опыт. Нагревание воды в колбе по рисунку 11 (Без кристаллов марганцовки). Результаты: вся вода прогревается.
· Кто может объяснить результат опыта?
· Вода нагрелась способом теплопроводности. Почему?
· А если нагревать воду в пробирке, нагревая ее в средней части?
Демонстрируем опыт.
· Почему на дне пробирки вода остается холодной?
· Так чем отличаются эти 2 опыта?
· Где расположены источники энергии в каждом случае?
Введение нового знания.
Латинское слово «конвенцио» - перенесение. В 1-ом случае вода нагревается конвенции.
· Какая тема нашего урока? (Конвенция)
· Что же такое конвенция?
Повторим опыт с нагреванием воды в колбе, добавив в воду кристаллы марганцовки.
· Что вы наблюдаете?
· Почему окрашенные струйки поднимаются вверх?
· Как изменяется плотность воды при нагревании?
· Под действием какой силы поднимаются нагретые слои жидкости?
· Так кто может дать определение конвенции?
Конвенция – это вид теплопередачи при котором энергия переносится струями вещества.
· А в газах конвенция может происходить? Докажите. (или «Почему батареи центрального отопления находится в нижней части помещения?»)
· А в твердых телах происходит конвенция? Почему?
· А в вакууме?
Продуктивные задания
1. Выделите на основе наблюдений особенности конвенции.
2. Сравните конвенцию и теплопроводность.
3. Составьте структурно-логическую схему «Ковенция».
4. Сформулируйте вопросы по теме урока (4-5).
5. Сообщение «Конвенция в природе и технике»
Постановка учебной проблемы
Поиск решения
§ А может человек искусственно создавать процесс конвенции?
Выдвижение гипотез и их обсуждение.
Поиск решения через столкновение 2-х точек зрения.
Демонстрационный опыт. Вынужденная конвенция в стакане (перемешиваем горячую и холодную воду ложкой).
Введение нового знания.
Вынужденная конвенция – получена путем создания струй вещества с помощью мешалок, насосов, вентиляторов.
Возврат к проблеме.
§ Вы как сначала думали, а как на самом деле?
Конвенция, происходящая без вмешательства человека называется естественной.
Подумайте, от каких факторов зависит скорость естественной конвенции?