Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
Вследствие ошибок при выставке курса и накапливающихся уходов гироскопа гироагрегата в полете необходимо периодически контролировать правильность выдачи гироскопического (ортодромического) курса и при необходимости выполнять коррекцию этого курса. Следует помнить, что на скорость ухода, гироагрегата в азимуте оказывает влияние выполнение самолетом разворотов, полет с набором высоты или снижением.
Так как обычно выполнение полета начинается с набора заданной высоты, происходящего с максимальными ошибками в определении и выдерживании курса, то при выходе на курс следования в первой точке коррекции необходимо сравнить показание курса ГПК с показанием курсовых приборов, индицирующих астрономический или гиромагнитный курс. Сравнение следует проводить в прямолинейном горизонтальном полете с установившейся постоянной скоростью в районах намеченных контрольных ориентиров (точек коррекций), причем исправление (корректировка) показаний должно выполняться лишь в том случае, когда погрешности в курсе по ГПК становятся сравнимы с точностями курсовой системы при работе ее в режимах коррекции.
В районе устойчивой работы индукционног.0 датчика ИД-3 ортодромический курс, выдерживаемый в режиме ГПК, контролируют следующим образом:
— на полетной карте измеряют значение истинного путевого угла ортодромии (ИПУо) в пролетаемой точке;
— с полетной карты снимают значение магнитного склонения в пролетаемой точке и вычисляют значение магнитного путевого угла ортодромии: МПУо-ИПУо—ДМ;
— на КМ-5 устанавливают вычисленное значение МПУо и согласовывают показания ГМК;
— сравнивают показания приборов, получающих ортодромический курс от контролируемого гироагрегата с показаниями приборов, индицирующих гиромагнитный курс; их показания должны быть одинаковы, так как
ОК=ГМК—МПУо.
Примечания. 1. Дополнительная погрешность (от изменения вектора Т, при наличии остаточной полукруговой девиации) вычисляется и учитывается при расчете МПУо.
Рис9.63а. Вариант показаний, индицируемых на навигационных приборах
при полете на ППМ
Рис 9.63б. Вариант показаний, индицируемых на навигационных приборах
при полете на ППМ.
Рис. 9.64а. Вариант показаний, индицируемых на навигационных приборах при полете на ППМ.
Рис. 9.64б. Вариант показаний, индицируемых на навигационных приборах при полете на ППМ.
2. Точки контроля (коррекции) ГПК курсовой системы, как правило, намечают заранее, при подготовке к полету. Вычисленные значения МПУо для этих точек наносят на полетную карту.
При использовании астрокомпаса выполняется сравнение показаний приборов, индицирующих ортодромический (гироскопический) курс, и приборов, получающих ортодромический курс непосредственно от астрокомпаса. На самолетах, оборудованных курсовой системой ТКС-П и астроориентатором БЦ-63, контроль за правильностью выдерживания ортодромического курса ведется путем сравнения показаний стрелки «К» на УШ-3 или стредки «К» на КУШ-1 с показаниями ортодромического курса по стрелке «1» указателя КУШ-1 или по указателю курса, входящему в комплект БЦ-63.
При отклонении самолета от выбранной главной ортодромии будут возникать методические ошибки при измерении ортодромического курса, выдерживаемого в режиме ГПК относительно главной ортодромии. Величина ошибки зависит от величины уклонения самолета от главной ортодромии и расстояния, пройденного самолетом параллельно главной ортодромии за время уклонения.
9.15ВЫПОЛНЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ГИРОАГРЕГАТОВ СИСТЕМЫ ТКС-П2, РАБОТАЮЩИХ В РЕЖИМЕ ГПК
После выполнения контроля текущего курса при необходимости выполняют коррекцию курса. Коррекцию гироскопического курса выполняют в горизонтальном прямолинейном полете с установившейся скоростью и лишь в том случае, если величина ухода гироагрегата сравнима с точностями работы устройства, используемого для коррекции курса. При этом нуль отсчета гироскопического (ортодромического) курса корректируется относительно выбранного начального направления. Наибольшая точность коррекции курса достигается при автоматической коррекции гироагрегата от корректирующего устройства.
В зависимости от района и условий полета, а также от состава аппаратуры навигационно-пилотажного комплекса, можно выполнять:
— коррекцию гироагрегата от астрокомпаса;
— магнитную коррекцию гироагрегата;
— коррекцию гироагрегата по изображению точечного контрастного радиолокационного ориентира на экране радиолокационной станции обзора местности, используя режим выставки гироагрегата вручную курсозадатчиком на пульте управления курсовой системы.
Астрокоррекция ортодромического курса возможна с высокой точностью при соблюденииследующих условий:
— самолет выполняет полет по ортодромии, общей для курсовой системы и
астрокомпаса;
— текущие координаты места самолета вводятся в астрокомпас с высокой точностью.
Магнитную коррекцию гироагрегатов выполняют в районах устойчивой работы индукционного датчика.
Порядок выполнения астрокоррекции и магнитной коррекции гироагрегатов в полете аналогичен порядку выполнения указанных коррекций перед вылетом при начальной выставке гироагрегатов с особенностями, изложенными ниже.
Коррекцию гироагрегатов с помощью курсозадатчика на пульте управления курсовой системы выполняют в случаях, когда поправка в курс известна, но коррекция ГПК автоматически выполнена быть не может. Точность коррекции курсозадатчиком будет зависеть от точности отсчета курса по шкалам курсовых приборов при рысканье самолета и от точности определения поправки курса.
Если навигационным планом полета в какой-то точке маршрута предусмотрен переход к выставке гироагрегата (гироагрегатов) от новой главной ортодромии, то перед выходом самолета в эту точку выполняется астрономическая или магнитная коррекция гироагрегата. Для выполнения магнитной коррекции на коррекционном механизме КМ-5 устанавливают магнитный путевой угол новой главной ортодромии в точке коррекции.
Магнитная коррекция выполняется при устойчивых показаниях МК на КМ-5. При выполнении полета в этапно-ортодромической системе координат, с отсчетом курса от меридиана начальной точки каждогоэтапа, перед взятием курса следования на данном этапе выполняют выставку гироагрегата, работающего в режиме гирополукомпаса.
Кнопка согласования на пульте управления курсовой системы служит для ускоренного начального согласования показания гироагрегатов с индукционным датчиком или астрокомпасом. При коррекции ТКС в режимах АК или МК при нажатой кнопке согласования осуществляется ускоренное согласование гироагрегатов с астрокомпасом или индукционным датчиком. Сигналы изменения курса при этом в автопилот не поступают. При отпущенной кнопке автопилот отслеживает курс, меняющийся со скоростью коррекции. Отпускать кнопку можно только после окончания согласования показаний с тем или иным датчиком курса, при этом допускаются автоколебания в режиме согласования при нажатой кнопке. Поэтому переключение из режима МК или АК в режим ГПК производить не ранее чем через 0,5 мин после отпускания кнопки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Во избежание выхода из строя мотора азимутальной коррекции гироагрегата коррекцию гироагрегатов выполнять в течение не более 2—3 мин, после чего переключатель режимов работы на пульте управления курсовой системы вновь устанавливать вположение «ГПК.».
Кнопка согласования на указателе КУШ-1 служит для согласования сельсина-датчика гиромагнитного курса в этом указателе с индукционным датчиком. Ускоренное согласование блока БГМК-2 с ИД-3 по магнитному курсу осуществляется при работе системы в режиме ГПК кнопкой на ПУ-11.
Если при полете на малой высоте предполагается влияние магнитной аномалии или неустойчивая работа ИД-3 из-за болтанки самолета, то в этом районе при наличии на борту блока БГМК-2 коррекция блока по магнитному курсу дополнительным самолетным выключателем отключается. На приборах, получающих курс от блока БГМК-2, при этом будет индицироваться гироскопический курс, отсчитываемый от магнитного меридиана точки отключения коррекции с блока БГМК-2.