Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций

Цель занятия - научиться брать интегралы вида Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , где R- рациональная функция относительно Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Интегралы вида J находили в конце прошлого занятия в примерах Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru где использовались тригонометрические подстановки. Разобранные там примеры были достаточно простые. В общем же случае вопрос решает следующая теорема.

Теорема. Всякий интеграл J с помощью подстановки Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru приводится к интегралу от рациональной дроби.

Доказательство.Из подстановки следует, что Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru . Кроме того, используем известные формулы тригонометрии:

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

После замены Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru их значениями получим интеграл от рациональной дроби относительно t. Подстановка Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru в силу ее всеобщности называется универсальной тригонометрической подстановкой.

Пример. Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение. После замены Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru их значениями, получим

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , где Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример. Найти самостоятельно интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Универсальная подготовка (в силу ее всеобщности) зачастую приводит к рациональным дробям, интегрирование которых достаточно сложно и громоздко. Кроме того, во многих случаях к цели приводят более простые методы. Приведем некоторую классификацию частных случаев.

Интегралы вида Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru.

Здесь возможны следующие случаи.

1. Оба показателя степени: m и n – четные положительные числа (один из них может быть нулем). Тогда к цели приводят так называемые формулы понижения степени:

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример.Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Так как Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru и заменяем Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

После упрощений получим Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

2. Хотя бы одно из чисел m или n – нечетное положительное число. Тогда применяем метод отщепления от нечетной степени Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru и используем формулы Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример. Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример. Решите самостоятельно Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

3. Если m и n – целые отрицательные числа одинаковой четности,то к цели

приводит метод отщепления.

Пример. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

4. В некоторых случаях эффективно использование тождества Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

или даже Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример.Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение.

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Интегралы вида Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , где m – целое положительное число, находятся с помощью тождеств Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

Пример. Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Следующие три интеграла берутся с помощью известных формул тригонометрии Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример. Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Подстановка Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru рекомендуется для нахождения интеграла Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , а

также в тех случаях, когда в интеграле Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru числа m и n - четные (положительные или отрицательные). Здесь используются известные формулы тригонометрии: Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Пример.Найти интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Решение. Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru ,

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru . Так как Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , то окончательно

получим Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Замечание. Для интегралов Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru где k- натуральное число, методом интегрирования по частям можно получать рекуррентные соотношения, приведенные в таблице интегралов.

Решить самостоятельно

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Выше были рассмотрены основные приемы и формулы для нахождения неопределенных интегралов. Следует отметить, что многие функции не интегрируются в конечном виде. Так, например, функция Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru непрерывна в промежутке Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , однако, интеграл от нее Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru (интегральный синус) не выражается в конечном виде через элементарные функции. То же самое относится к

интегралам Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru (интегральный косинус), Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru (интегральный

логарифм).

Замечание. Во многих случаях заданный интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru может быть найден различными способами. Так, например, интеграл Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru с помощью подстановки Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru дает Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , где Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru . С другой стороны, если возьмем подстановку Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru , то Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Поэтому Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Окончательно Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru . Этот результат лишь формой отличается от предыдущего, так как

Занятие № 6. Интегрирование тригонометрических функций - student2.ru .

Наши рекомендации