Понятие определенного интеграла.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

Р Г Г М У

Санкт-Петербург

Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ

УДК 51

Веретенников В. Н. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуального задания. Определенный интеграл. – СПб.: Изд. РГГМУ. 2007. – 30 с.

Активизация познавательной деятельности студентов, выработка у них способности самостоятельно решать достаточно сложные проблемы может быть достигнута при такой организации учебного процесса, когда каждому студенту выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с обязательным последующим контролем их выполнения и выставлением оценок.

Предлагаемое пособие адресовано преподавателям и студентам и предназначено для проведения практических занятий и самостоятельных (контрольных) работ в аудитории и выдачи ИДЗ.

© Веретенников В. Н.

© Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2007.

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Математика" является не только мощным средством решения прикладных гидрометеорологических задач, но также и элементом общей культуры. Именно в рамках математического образования студент получает навыки творческого подхода к решению интеллектуальных проблем, точному пониманию средств возможностей решения проблем, знакомится с современными информационными технологиями.

Целью математического образования является:

1. Воспитание достаточно высокой математической культуры.

2. Привитие навыков современных видов математического мышления.

3. Привитие навыков использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности.

Воспитание у студентов математической культуры включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке студента. Он должен выработать представление о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре, уметь логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений.

В пособии приведены основные теоретические сведения, отражающие базисные понятия по разделу "Определенный интеграл"; базисные методы решения основных задач; приведен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен владеть студент; указана используемая литература.

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ИНТЕГРАЛА.

ВЫЧИСЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИНТЕГРАЛОВ

Аддитивность определенного интеграла

4. Если функция понятие определенного интеграла. - student2.ru интегрируема на наибольшем из отрезков понятие определенного интеграла. - student2.ru , то она интегрируема на двух других отрезках, причем

понятие определенного интеграла. - student2.ru

при любом расположении точек понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Интегрирование четных и нечетных функций в пределах симметричных

Приложение определенных интегралов к задачам геометрии

Определенный интеграл, вследствие абстрактности его понятия, широко применяется для вычисления различных геометрических и физических величин.

Величины, которые можно найти с помощью определенного интеграла, должны обладать свойством аддитивности.

Величина понятие определенного интеграла. - student2.ru называется аддитивной относительно понятие определенного интеграла. - student2.ru , если

понятие определенного интеграла. - student2.ru вытекает понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Аддитивными величинами являются площадь, объем, длина дуги, площадь поверхности вращения, работа, давление и др.

Существуют две схемы применения определенного интеграла для определения различных величин. Одна из них, повторяющая алгоритм получения определенного интеграла по заданной функции, наиболее приемлема в теории. Другая схема носит название дифференциального метода и наиболее приемлема в практике.

Для определения какой-либо величины понятие определенного интеграла. - student2.ru по дифференциальному методу нужно:

1. Найти дифференциал этой величины понятие определенного интеграла. - student2.ru из условий задачи, как главную часть приращения функции понятие определенного интеграла. - student2.ru

2. Определить пределы интегрирования, если они не заданы, понятие определенного интеграла. - student2.ru .

3. Вычислить интеграл понятие определенного интеграла. - student2.ru .

O a dx b x

понятие определенного интеграла. - student2.ru

Область правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Если область понятие определенного интеграла. - student2.ru , правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru , проектируется на ось понятие определенного интеграла. - student2.ru в отрезок понятие определенного интеграла. - student2.ru , то ее граница разбивается на две линии: нижнюю границу области, задаваемую уравнением понятие определенного интеграла. - student2.ru и верхнюю, задаваемую уравнением понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Тогда область понятие определенного интеграла. - student2.ru определяется системой неравенств

понятие определенного интеграла. - student2.ru

а площадь понятие определенного интеграла. - student2.ru вычисляется по формуле

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru y

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru d

                 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru   понятие определенного интеграла. - student2.ru   понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru   понятие определенного интеграла. - student2.ru   понятие определенного интеграла. - student2.ru




понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru dy понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

           
    понятие определенного интеграла. - student2.ru   понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru c

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

O x

Область правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Если область понятие определенного интеграла. - student2.ru , правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru , проектируется на ось понятие определенного интеграла. - student2.ru в отрезок понятие определенного интеграла. - student2.ru , то ее граница разбивается на две линии: левую границу области, задаваемую уравнением понятие определенного интеграла. - student2.ru и правую, задаваемую уравнением понятие определенного интеграла. - student2.ru . В этом случае область понятие определенного интеграла. - student2.ru определяется системой неравенств

понятие определенного интеграла. - student2.ru

а площадь понятие определенного интеграла. - student2.ru вычисляется по формуле

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Задача 7.1.1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – парабола; понятие определенного интеграла. - student2.ru – прямые линии.

Найдем точки пересечения данных линий:

понятие определенного интеграла. - student2.ru

Построение очевидно.

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru y

понятие определенного интеграла. - student2.ru B

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru A

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

O dx C x

Найдем понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Область понятие определенного интеграла. - student2.ru , правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru , определяется системой неравенств

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Замечание. Единицы измерения площадей всюду опускаются (для простоты).

Задача 7.1.2. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – парабола, которая строится по трем точкам: вершина определяется из условия понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Точки пересечения с осью понятие определенного интеграла. - student2.ru : понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – прямая, которая строится по двум точкам, в качестве которых возьмем точки пересечения данных линий: понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

y

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru C 10

   
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru 4

                   
    понятие определенного интеграла. - student2.ru
    понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
    понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
      понятие определенного интеграла. - student2.ru   понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
 
 
    понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru

–2 O dx 2 B x

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru A D

1) Имеем: понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2) Область понятие определенного интеграла. - student2.ru , правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru , определяется системой неравенств

понятие определенного интеграла. - student2.ru

3) понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Задача 7.1.3. Найти площадь фигуры, ограниченную параболой понятие определенного интеграла. - student2.ru и осью понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – парабола, которая строится по трем точкам: вершина определяется из условия понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru

Точки пересечения с осью понятие определенного интеграла. - student2.ru :

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru y

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru C

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru A

dy

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru B

O x

1) Найдем понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2) Область понятие определенного интеграла. - student2.ru , правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru , определяется системой неравенств

понятие определенного интеграла. - student2.ru

3) понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Задача 7.1.4. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – парабола, которая строится по трем точкам: вершина определяется из условия понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Точки пересечения с осью понятие определенного интеграла. - student2.ru :

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – прямая, которая строится по двум точкам, в качестве которых возьмем точки пересечения данных линий:

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

y

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

C

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru A

понятие определенного интеграла. - student2.ru O B 4 x

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru dy

понятие определенного интеграла. - student2.ru –3 D

1) Имеем понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2) Область понятие определенного интеграла. - student2.ru , правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru , определяется системой неравенств

понятие определенного интеграла. - student2.ru

3) понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Вычисление площадей при параметрическом задании линий, ограничивающих фигуру. В задачах такого типа последовательность действий сохраняется, чаще всего усложняется отыскание пределов.

Пусть граница плоской области фигуры понятие определенного интеграла. - student2.ru – простая замкнутая кривая, заданная параметрически уравнениями понятие определенного интеграла. - student2.ru , причем точка понятие определенного интеграла. - student2.ru при изменении понятие определенного интеграла. - student2.ru границу области понятие определенного интеграла. - student2.ru так, что фигура понятие определенного интеграла. - student2.ru остается слева от движущейся точки. Тогда площадь фигуры понятие определенного интеграла. - student2.ru может быть вычислена по любой из следующих формул:

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Задача 7.1.5. Найти площадь эллипса: понятие определенного интеграла. - student2.ru .

▲ Чертеж очевиден.

понятие определенного интеграла. - student2.ru y

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru b

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

O dx a x

1) Имеем понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2) С учетом свойств симметрии фигуры при определении понятие определенного интеграла. - student2.ru пределы находим по изменению понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru
понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

3) понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Вычисление площадей в полярной системе координат. Вычисление площадей в полярной системе координат производится по дифференциальному методу без каких-либо изменений в его операциях и их последовательности.

Дифференциалом площади в полярной системе координат является площадь кругового сектора с бесконечно малым центральным углом понятие определенного интеграла. - student2.ru и переменным радиусом понятие определенного интеграла. - student2.ru :

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Форма записи дифференциала площади зависит от способа задания фигуры в полярной системе координат.

понятие определенного интеграла. - student2.ru I. понятие определенного интеграла. - student2.ru II. понятие определенного интеграла. - student2.ru

           
    понятие определенного интеграла. - student2.ru
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
      понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
 

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru dφ dφ

       
    понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru β β

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru α α

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

O p O p

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

Задача 7.1.6. Найти площадь фигуры, ограниченной лемнискатой Бернулли понятие определенного интеграла. - student2.ru .

▲ Напоминаем, что в полярной системе координат чертеж строится по точкам.

Сначала выясняется, где расположена линия по признаку понятие определенного интеграла. - student2.ru :

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Затем по периодичности косинуса находим количество петель. Здесь их 2.

Находится понятие определенного интеграла. - student2.ru по условию понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Построение графика очевидно.

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru O 2 p

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

Далее все операции совпадают с действиями, рассмотренными раньше.

1) понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2) Пределы по условию существования функции понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Или с учетом свойств симметрии фигуры при определении понятие определенного интеграла. - student2.ru пределы находим: понятие определенного интеграла. - student2.ru .

3) понятие определенного интеграла. - student2.ru

Замечание. Кривые вида понятие определенного интеграла. - student2.ru называются розами. Розы имеют понятие определенного интеграла. - student2.ru лепестков (петель), если понятие определенного интеграла. - student2.ru , и понятие определенного интеграла. - student2.ru петель, если понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Например, понятие определенного интеграла. - student2.ru – трехлепестковая роза, понятие определенного интеграла. - student2.ru – четырехлепестковая роза.

При вычислении площадей, ограниченных розами, достаточно найти площадь одного лепестка и затем ее умножить на число лепестков.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ

1. Длина кривой.

Рассмотрим на плоскости кривую понятие определенного интеграла. - student2.ru , заданную параметрически:

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

где понятие определенного интеграла. - student2.ru – непрерывные функции на отрезке понятие определенного интеграла. - student2.ru , причем различным значениям понятие определенного интеграла. - student2.ru соответствуют различные точки понятие определенного интеграла. - student2.ru (т. е. нет кратных точек). Такую кривую назовем простой (плоской) незамкнутой кривой.

Если точки понятие определенного интеграла. - student2.ru совпадают, а остальные точки не являются кратными, то кривая понятие определенного интеграла. - student2.ru называется простой замкнутой кривой.

Длина дуги – аддитивная величина, следовательно, ее можно найти с помощью определенного интеграла.

Воспользуемся дифференциальным методом.

1. Найти дифференциал дуги понятие определенного интеграла. - student2.ru в зависимости от способа задания кривой.

2. Определить пределы интегрирования.

3. Вычислить интеграл от дифференциала дуги.

2. Длина кривой в декартовых координатах. Если кривая задана уравнением

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

причем функция понятие определенного интеграла. - student2.ru имеет на отрезке понятие определенного интеграла. - student2.ru непрерывную производную, то дифференциал дуги вычисляется по формуле

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

а длина кривой по формуле

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Если кривая задана уравнением

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

причем функция понятие определенного интеграла. - student2.ru имеет на отрезке понятие определенного интеграла. - student2.ru непрерывную производную, то дифференциал дуги вычисляется по формуле

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

а длина кривой по формуле

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

3. Длина кривой, заданной параметрически. Пусть кривая понятие определенного интеграла. - student2.ru задана параметрическими уравнениями понятие определенного интеграла. - student2.ru , причем функции понятие определенного интеграла. - student2.ru имеют на отрезке понятие определенного интеграла. - student2.ru непрерывные производные. Тогда дифференциал дуги выражается формулой

понятие определенного интеграла. - student2.ru

а длина кривой

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

4. Длина кривой в полярных координатах. Если кривая задана уравнением понятие определенного интеграла. - student2.ru , понятие определенного интеграла. - student2.ru , причем функция понятие определенного интеграла. - student2.ru имеет на отрезке понятие определенного интеграла. - student2.ru непрерывную производную, дифференциал дуги выражается формулой

понятие определенного интеграла. - student2.ru ,

а длина кривой

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Замечание. Задачи на вычисление длин дуг можно решать без чертежа.

Задача 7.3.1. Найти длину дуги кривой понятие определенного интеграла. - student2.ru .

▲ 1. понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2. Пределы заданы в условии задачи понятие определенного интеграла. - student2.ru .

3. понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Задача 7.3.2. Вычислить длину дуги одной арки циклоиды понятие определенного интеграла. - student2.ru .

▲ Кривая задана параметрически.

1. понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2. Пределы для переменной понятие определенного интеграла. - student2.ru определяются по пределам понятие определенного интеграла. - student2.ru из уравнения понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru
понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

3. понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Задача 7.3.3. Вычислить длину логарифмической спирали понятие определенного интеграла. - student2.ru .

▲ Кривая задана в полярной системе координат.

1. понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2. Пределы заданы по условию задачи: понятие определенного интеграла. - student2.ru .

3. понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Решение задачи III типового варианта

Вычислить (с точностью до двух знаков после запятой) площадь фигуры, ограниченной указанными линиями понятие определенного интеграла. - student2.ru .

▲ Найдем точки пересечения данных кривых:

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Сделаем чертеж.

понятие определенного интеграла. - student2.ru y

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru 1 B

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

A

понятие определенного интеграла. - student2.ru O 1 dx e x

1. Имеем: понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2. Пусть область понятие определенного интеграла. - student2.ru правильная относительно оси понятие определенного интеграла. - student2.ru :

понятие определенного интеграла. - student2.ru

3. понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Решение задачи IV типового варианта

Вычислить (с точностью до двух знаков после запятой) объем тела, полученного вращением вокруг оси абсцисс плоской фигуры, ограниченной параболами понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – парабола, строится по трем точкам:

Вершина определяется из условия понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Точки пересечения с осью понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru – парабола. Вершина определяется из условия понятие определенного интеграла. - student2.ru .

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Точек пересечения с осью понятие определенного интеграла. - student2.ru нет понятие определенного интеграла. - student2.ru .

Находим точки пересечения данных парабол:

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

y

       
  понятие определенного интеграла. - student2.ru
 
    понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru A

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru C D

понятие определенного интеграла. - student2.ru

B

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru dx x

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

1. Дифференциал объема:

понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru .

2. Пределы определяем из решения системы (пересечения парабол): понятие определенного интеграла. - student2.ru .

3. понятие определенного интеграла. - student2.ru . ▼

Знания и умения, которыми должен владеть студент

Умения в решении задач

Студент должен уметь:

1. Вычислять простые определенные интегралы, используя формулу Ньютона-Лейбница, замену переменной, формулу интегрирования по частям.

2. Вычислять по определению или устанавливать сходимость (расходимость) несобственных интегралов.

3. Строить и использовать формулы для нахождения площадей, длин дуг плоских кривых.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов В. Н., Максимов Ю. Д., Хватов Ю. А. Структурированная программа (базис). Типовые задачи для контроля, требования к знаниям и умениям студентов. Учебное пособие. – СПб.: СПБГТУ, 2001. – 56 с.

2. Краснов М. Л. и др. Вся высшая математика: Учебник. Т. 1, 2. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 328 с.

3. Зорич В. А. Математический анализ, часть 1. – М.: Наука, 1981. – 544 с.

4. Веретенников В. Н. Математический анализ: Учебное пособие (рукопись). – СПб.: РГГМУ, 2006.

5. Рябушко А. П. и др. Сб. индивидуальных заданий по высшей математике: Учебное пособие. Ч. 1. – Мн.: Выш. шк., 1990. – 270 с.

6. Виноградова И. А., Олехник С. Н., Садовничий В. А. Задачи и упражнения по математическому анализу. В 2 кн. – М.: Высш. шк., 2000.

7. Кузнецов Л. А. Сборник задач по высшей математике (типовые расчеты). – М.: Высш. шк., 1986.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Предисловие …………………………………………………………………………… 3

2. Понятие определенного интеграла. Вычисление определенного интеграла. ……… 4

Решение задач I типового варианта ………………………………………………… 9

3. Вычисление несобственных интегралов……………………………………………… 11

Решение задач II типового варианта ……………………………………………… 14

4. Приложение определенных интегралов к задачам геометрии……………………… 14

Решение задачи III типового варианта ……………………………………………… 25

Решение задачи IV типового варианта ……………………………………………… 26

5. Знания и умения, которыми должен владеть студент ……………………………… 27

6. Использованная литература …………………………………………………………… 28

Учебное издание

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ

Автор: Веретенников Валентин Николаевич.

Редактор И. Г. Максимова.

ЛЗ № 020309 от 30.12.96

понятие определенного интеграла. - student2.ru Подписано в печать ……… Формат понятие определенного интеграла. - student2.ru Бумага кн.-жур. Печать офсетная.

Печ. л. ……… Уч.-изд. л. ……… Тираж ……… Зак. ………

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

195196, СПб, Малоохтинский пр. 98. РГГМУ.

Отпечатано …………

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

понятие определенного интеграла. - student2.ru понятие определенного интеграла. - student2.ru

 
  понятие определенного интеграла. - student2.ru

Р Г Г М У

Санкт-Петербург

Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ

УДК 51

Веретенников В. Н. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуального задания. Определенный интеграл. – СПб.: Изд. РГГМУ. 2007. – 30 с.

Активизация познавательной деятельности студентов, выработка у них способности самостоятельно решать достаточно сложные проблемы может быть достигнута при такой организации учебного процесса, когда каждому студенту выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с обязательным последующим контролем их выполнения и выставлением оценок.

Предлагаемое пособие адресовано преподавателям и студентам и предназначено для проведения практических занятий и самос

Наши рекомендации