Понятие определенного интеграла.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ
Р Г Г М У
Санкт-Петербург
Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ
УДК 51
Веретенников В. Н. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуального задания. Определенный интеграл. – СПб.: Изд. РГГМУ. 2007. – 30 с.
Активизация познавательной деятельности студентов, выработка у них способности самостоятельно решать достаточно сложные проблемы может быть достигнута при такой организации учебного процесса, когда каждому студенту выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с обязательным последующим контролем их выполнения и выставлением оценок.
Предлагаемое пособие адресовано преподавателям и студентам и предназначено для проведения практических занятий и самостоятельных (контрольных) работ в аудитории и выдачи ИДЗ.
© Веретенников В. Н.
© Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2007.
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Математика" является не только мощным средством решения прикладных гидрометеорологических задач, но также и элементом общей культуры. Именно в рамках математического образования студент получает навыки творческого подхода к решению интеллектуальных проблем, точному пониманию средств возможностей решения проблем, знакомится с современными информационными технологиями.
Целью математического образования является:
1. Воспитание достаточно высокой математической культуры.
2. Привитие навыков современных видов математического мышления.
3. Привитие навыков использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности.
Воспитание у студентов математической культуры включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке студента. Он должен выработать представление о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре, уметь логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений.
В пособии приведены основные теоретические сведения, отражающие базисные понятия по разделу "Определенный интеграл"; базисные методы решения основных задач; приведен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен владеть студент; указана используемая литература.
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ИНТЕГРАЛА.
ВЫЧИСЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИНТЕГРАЛОВ
Аддитивность определенного интеграла
4. Если функция интегрируема на наибольшем из отрезков , то она интегрируема на двух других отрезках, причем
при любом расположении точек .
Интегрирование четных и нечетных функций в пределах симметричных
Приложение определенных интегралов к задачам геометрии
Определенный интеграл, вследствие абстрактности его понятия, широко применяется для вычисления различных геометрических и физических величин.
Величины, которые можно найти с помощью определенного интеграла, должны обладать свойством аддитивности.
Величина называется аддитивной относительно , если
вытекает .
Аддитивными величинами являются площадь, объем, длина дуги, площадь поверхности вращения, работа, давление и др.
Существуют две схемы применения определенного интеграла для определения различных величин. Одна из них, повторяющая алгоритм получения определенного интеграла по заданной функции, наиболее приемлема в теории. Другая схема носит название дифференциального метода и наиболее приемлема в практике.
Для определения какой-либо величины по дифференциальному методу нужно:
1. Найти дифференциал этой величины из условий задачи, как главную часть приращения функции
2. Определить пределы интегрирования, если они не заданы, .
3. Вычислить интеграл .
O a dx b x
Область правильная относительно оси .
Если область , правильная относительно оси , проектируется на ось в отрезок , то ее граница разбивается на две линии: нижнюю границу области, задаваемую уравнением и верхнюю, задаваемую уравнением .
Тогда область определяется системой неравенств
а площадь вычисляется по формуле
.
y
d
dy
c
O x
Область правильная относительно оси .
Если область , правильная относительно оси , проектируется на ось в отрезок , то ее граница разбивается на две линии: левую границу области, задаваемую уравнением и правую, задаваемую уравнением . В этом случае область определяется системой неравенств
а площадь вычисляется по формуле
.
Задача 7.1.1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями .
▲ – парабола; – прямые линии.
Найдем точки пересечения данных линий:
Построение очевидно.
y
B
A
O dx C x
Найдем .
Область , правильная относительно оси , определяется системой неравенств
. ▼
Замечание. Единицы измерения площадей всюду опускаются (для простоты).
Задача 7.1.2. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями .
▲ – парабола, которая строится по трем точкам: вершина определяется из условия .
.
Точки пересечения с осью : .
– прямая, которая строится по двум точкам, в качестве которых возьмем точки пересечения данных линий:
.
y
C 10
4
–2 O dx 2 B x
A D
1) Имеем: .
2) Область , правильная относительно оси , определяется системой неравенств
3) . ▼
Задача 7.1.3. Найти площадь фигуры, ограниченную параболой и осью .
▲ – парабола, которая строится по трем точкам: вершина определяется из условия .
Точки пересечения с осью :
.
y
C
A
dy
B
O x
1) Найдем .
2) Область , правильная относительно оси , определяется системой неравенств
3) . ▼
Задача 7.1.4. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями .
▲ – парабола, которая строится по трем точкам: вершина определяется из условия .
.
Точки пересечения с осью :
.
– прямая, которая строится по двум точкам, в качестве которых возьмем точки пересечения данных линий:
.
y
C
A
O B 4 x
dy
–3 D
1) Имеем .
2) Область , правильная относительно оси , определяется системой неравенств
3) . ▼
Вычисление площадей при параметрическом задании линий, ограничивающих фигуру. В задачах такого типа последовательность действий сохраняется, чаще всего усложняется отыскание пределов.
Пусть граница плоской области фигуры – простая замкнутая кривая, заданная параметрически уравнениями , причем точка при изменении границу области так, что фигура остается слева от движущейся точки. Тогда площадь фигуры может быть вычислена по любой из следующих формул:
,
,
.
Задача 7.1.5. Найти площадь эллипса: .
▲ Чертеж очевиден.
y
b
O dx a x
1) Имеем .
2) С учетом свойств симметрии фигуры при определении пределы находим по изменению
3)
. ▼
Вычисление площадей в полярной системе координат. Вычисление площадей в полярной системе координат производится по дифференциальному методу без каких-либо изменений в его операциях и их последовательности.
Дифференциалом площади в полярной системе координат является площадь кругового сектора с бесконечно малым центральным углом и переменным радиусом :
.
Форма записи дифференциала площади зависит от способа задания фигуры в полярной системе координат.
I. II.
dφ dφ
β β
α α
O p O p
Задача 7.1.6. Найти площадь фигуры, ограниченной лемнискатой Бернулли .
▲ Напоминаем, что в полярной системе координат чертеж строится по точкам.
Сначала выясняется, где расположена линия по признаку :
.
Затем по периодичности косинуса находим количество петель. Здесь их 2.
Находится по условию .
Построение графика очевидно.
O 2 p
Далее все операции совпадают с действиями, рассмотренными раньше.
1) .
2) Пределы по условию существования функции .
Или с учетом свойств симметрии фигуры при определении пределы находим: .
3)
Замечание. Кривые вида называются розами. Розы имеют лепестков (петель), если , и петель, если .
Например, – трехлепестковая роза, – четырехлепестковая роза.
При вычислении площадей, ограниченных розами, достаточно найти площадь одного лепестка и затем ее умножить на число лепестков.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ
1. Длина кривой.
Рассмотрим на плоскости кривую , заданную параметрически:
,
где – непрерывные функции на отрезке , причем различным значениям соответствуют различные точки (т. е. нет кратных точек). Такую кривую назовем простой (плоской) незамкнутой кривой.
Если точки совпадают, а остальные точки не являются кратными, то кривая называется простой замкнутой кривой.
Длина дуги – аддитивная величина, следовательно, ее можно найти с помощью определенного интеграла.
Воспользуемся дифференциальным методом.
1. Найти дифференциал дуги в зависимости от способа задания кривой.
2. Определить пределы интегрирования.
3. Вычислить интеграл от дифференциала дуги.
2. Длина кривой в декартовых координатах. Если кривая задана уравнением
,
причем функция имеет на отрезке непрерывную производную, то дифференциал дуги вычисляется по формуле
,
а длина кривой по формуле
.
Если кривая задана уравнением
,
причем функция имеет на отрезке непрерывную производную, то дифференциал дуги вычисляется по формуле
,
а длина кривой по формуле
.
3. Длина кривой, заданной параметрически. Пусть кривая задана параметрическими уравнениями , причем функции имеют на отрезке непрерывные производные. Тогда дифференциал дуги выражается формулой
а длина кривой
.
4. Длина кривой в полярных координатах. Если кривая задана уравнением , , причем функция имеет на отрезке непрерывную производную, дифференциал дуги выражается формулой
,
а длина кривой
.
Замечание. Задачи на вычисление длин дуг можно решать без чертежа.
Задача 7.3.1. Найти длину дуги кривой .
▲ 1.
.
2. Пределы заданы в условии задачи .
3.
. ▼
Задача 7.3.2. Вычислить длину дуги одной арки циклоиды .
▲ Кривая задана параметрически.
1.
.
2. Пределы для переменной определяются по пределам из уравнения
3. . ▼
Задача 7.3.3. Вычислить длину логарифмической спирали .
▲ Кривая задана в полярной системе координат.
1. .
2. Пределы заданы по условию задачи: .
3. .
Решение задачи III типового варианта
Вычислить (с точностью до двух знаков после запятой) площадь фигуры, ограниченной указанными линиями .
▲ Найдем точки пересечения данных кривых:
.
Сделаем чертеж.
y
1 B
A
O 1 dx e x
1. Имеем: .
2. Пусть область правильная относительно оси :
3.
. ▼
Решение задачи IV типового варианта
Вычислить (с точностью до двух знаков после запятой) объем тела, полученного вращением вокруг оси абсцисс плоской фигуры, ограниченной параболами .
▲ – парабола, строится по трем точкам:
Вершина определяется из условия .
.
Точки пересечения с осью .
.
– парабола. Вершина определяется из условия .
.
Точек пересечения с осью нет .
Находим точки пересечения данных парабол:
.
y
A
C D
B
dx x
1. Дифференциал объема:
.
2. Пределы определяем из решения системы (пересечения парабол): .
3. . ▼
Знания и умения, которыми должен владеть студент
Умения в решении задач
Студент должен уметь:
1. Вычислять простые определенные интегралы, используя формулу Ньютона-Лейбница, замену переменной, формулу интегрирования по частям.
2. Вычислять по определению или устанавливать сходимость (расходимость) несобственных интегралов.
3. Строить и использовать формулы для нахождения площадей, длин дуг плоских кривых.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов В. Н., Максимов Ю. Д., Хватов Ю. А. Структурированная программа (базис). Типовые задачи для контроля, требования к знаниям и умениям студентов. Учебное пособие. – СПб.: СПБГТУ, 2001. – 56 с.
2. Краснов М. Л. и др. Вся высшая математика: Учебник. Т. 1, 2. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 328 с.
3. Зорич В. А. Математический анализ, часть 1. – М.: Наука, 1981. – 544 с.
4. Веретенников В. Н. Математический анализ: Учебное пособие (рукопись). – СПб.: РГГМУ, 2006.
5. Рябушко А. П. и др. Сб. индивидуальных заданий по высшей математике: Учебное пособие. Ч. 1. – Мн.: Выш. шк., 1990. – 270 с.
6. Виноградова И. А., Олехник С. Н., Садовничий В. А. Задачи и упражнения по математическому анализу. В 2 кн. – М.: Высш. шк., 2000.
7. Кузнецов Л. А. Сборник задач по высшей математике (типовые расчеты). – М.: Высш. шк., 1986.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Предисловие …………………………………………………………………………… 3
2. Понятие определенного интеграла. Вычисление определенного интеграла. ……… 4
Решение задач I типового варианта ………………………………………………… 9
3. Вычисление несобственных интегралов……………………………………………… 11
Решение задач II типового варианта ……………………………………………… 14
4. Приложение определенных интегралов к задачам геометрии……………………… 14
Решение задачи III типового варианта ……………………………………………… 25
Решение задачи IV типового варианта ……………………………………………… 26
5. Знания и умения, которыми должен владеть студент ……………………………… 27
6. Использованная литература …………………………………………………………… 28
Учебное издание
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ
Автор: Веретенников Валентин Николаевич.
Редактор И. Г. Максимова.
ЛЗ № 020309 от 30.12.96
Подписано в печать ……… Формат Бумага кн.-жур. Печать офсетная.
Печ. л. ……… Уч.-изд. л. ……… Тираж ……… Зак. ………
195196, СПб, Малоохтинский пр. 98. РГГМУ.
Отпечатано …………
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ
Р Г Г М У
Санкт-Петербург
Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ
УДК 51
Веретенников В. Н. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуального задания. Определенный интеграл. – СПб.: Изд. РГГМУ. 2007. – 30 с.
Активизация познавательной деятельности студентов, выработка у них способности самостоятельно решать достаточно сложные проблемы может быть достигнута при такой организации учебного процесса, когда каждому студенту выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с обязательным последующим контролем их выполнения и выставлением оценок.
Предлагаемое пособие адресовано преподавателям и студентам и предназначено для проведения практических занятий и самос