Ii. организационно-методические указания
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения практического занятия
по учебной дисциплине «Военная топография»
Тема № 3. «Ориентирование на местности без карты».
Занятие №2. «Ориентирование на местности по азимутам».
Обсуждено на заседании
предметно-методической комиссии
по ВУС-131
«26 » сентября 2015 г., протокол № 3
г. Красноярск 2015 г.
I. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Учебные и воспитательные цели
Изучить
1. Ориентирование на местности по магнитным азимутам.
2. Подготовка данных для движения по азимуту.
3. Порядок обхода препятствий.
4 Воспитывать у студентов ответственность за качественное изучение материала.
Время: 90 минут. Место проведения: класс согласно Вид: практическое расписания.
I | Введение | 5 мин. |
II | Учебные вопросы: | |
1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. 2. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий. | 40мин. 40 мин. | |
III | Заключение | 5 мин. |
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Организационно-методические указания по подготовке к занятию
Руководитель занятия накануне занятия подбирает литературу, учебные пособия, фильмы по данной тематике. За 3-5 дней преподаватель изучает тематический план , расписание занятий, уясняет тему занятия, учебные вопросы, цели, время, место, последовательность отработки учебных вопросов готовит методическую разработку. Затем готовит методическую разработку и план занятия, представляет эти документы для утверждения начальнику кафедры.
Методические указания по вводной части
Занятие проводится в оборудованном классе или любой аудитории.
Руководитель занятия принимает рапорт от дежурного по взводу, проверяет
наличие и готовность студентов к занятию, объявляет тему, занятие, цель занятия, называет учебный вопрос и порядок его изучения.
Методические указания по основной части
Й учебный вопрос. «Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы».
Руководитель доводит основные положения изучаемого вопроса:
- что такое магнитный азимут и дирекционный угол;
-ориентирование на местности по магнитному азимуту,
-определение магнитных азимутов на местные предметы и ориентиры.
Учебный вопрос. «Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий».
Руководитель доводит основные положения изучаемого вопроса:
-порядок подготовки данных для движения по азимуту;
- напоминает назначение и порядок работы с компасом;
- выдерживание указанного направления движения и расстояния,
- порядок обхода препятствий;
Методические указания по заключительной части
Руководитель подводит итоги занятия, отвечает на неясные вопросы, дает задание на самоподготовку, объявляет тему следующего занятия.
III. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1.Учебник сержанта мотострелковых войск. М.О.: Воениздат, 2003.
2. Военная топография. Учебник. Воениздат,1980.
Наглядные пособия:
1. Карта учебная М1:25000 – каждому студенту
Технические средства обучения:
1. Ноутбук.
2. Интерактивная доска.
IV. МАТЕРИАЛ К УЧЕБНЫМ ВОПРОСАМ.
Вопрос № 2 «Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий»
Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.
Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.
Подготовка данных для движения по азимутам включает:
изучение местности по топографической карте;
выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;
определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;
оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.
На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке - в пары шагов, при совершении марша на машинах - в показаниях спидометра. Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а при ее отсутствии составляют схему маршрута с таблицей.
Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:
У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение.
Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т.д.
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.
Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.
Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения практического занятия
по учебной дисциплине «Военная топография»
Тема № 3. «Ориентирование на местности без карты».
Занятие №2. «Ориентирование на местности по азимутам».
Обсуждено на заседании
предметно-методической комиссии
по ВУС-131
«26 » сентября 2015 г., протокол № 3
г. Красноярск 2015 г.
I. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Учебные и воспитательные цели
Изучить
1. Ориентирование на местности по магнитным азимутам.
2. Подготовка данных для движения по азимуту.
3. Порядок обхода препятствий.
4 Воспитывать у студентов ответственность за качественное изучение материала.
Время: 90 минут. Место проведения: класс согласно Вид: практическое расписания.
I | Введение | 5 мин. |
II | Учебные вопросы: | |
1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. 2. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий. | 40мин. 40 мин. | |
III | Заключение | 5 мин. |
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Организационно-методические указания по подготовке к занятию
Руководитель занятия накануне занятия подбирает литературу, учебные пособия, фильмы по данной тематике. За 3-5 дней преподаватель изучает тематический план , расписание занятий, уясняет тему занятия, учебные вопросы, цели, время, место, последовательность отработки учебных вопросов готовит методическую разработку. Затем готовит методическую разработку и план занятия, представляет эти документы для утверждения начальнику кафедры.