Ii. организационно-методические указания

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия

по учебной дисциплине «Военная топография»

Тема № 3. «Ориентирование на местности без карты».

Занятие №2. «Ориентирование на местности по азимутам».

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

по ВУС-131

«26 » сентября 2015 г., протокол № 3

г. Красноярск 2015 г.

I. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Учебные и воспитательные цели

Изучить

1. Ориентирование на местности по магнитным азимутам.

2. Подготовка данных для движения по азимуту.

3. Порядок обхода препятствий.

4 Воспитывать у студентов ответственность за качественное изучение материала.

Время: 90 минут. Место проведения: класс согласно Вид: практическое расписания.

I Введение   5 мин.
II Учебные вопросы:  
  1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. 2. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий.   40мин.   40 мин.    
III Заключение 5 мин.  

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационно-методические указания по подготовке к занятию

Руководитель занятия накануне занятия подбирает литературу, учебные пособия, фильмы по данной тематике. За 3-5 дней преподаватель изучает тематический план , расписание занятий, уясняет тему занятия, учебные вопросы, цели, время, место, последовательность отработки учебных вопросов готовит методическую разработку. Затем готовит методическую разработку и план занятия, представляет эти документы для утверждения начальнику кафедры.

Методические указания по вводной части

Занятие проводится в оборудованном классе или любой аудитории.

Руководитель занятия принимает рапорт от дежурного по взводу, проверяет

наличие и готовность студентов к занятию, объявляет тему, занятие, цель занятия, называет учебный вопрос и порядок его изучения.

Методические указания по основной части

Й учебный вопрос. «Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы».

Руководитель доводит основные положения изучаемого вопроса:

- что такое магнитный азимут и дирекционный угол;

-ориентирование на местности по магнитному азимуту,

-определение магнитных азимутов на местные предметы и ориентиры.

Учебный вопрос. «Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий».

Руководитель доводит основные положения изучаемого вопроса:

-порядок подготовки данных для движения по азимуту;

- напоминает назначение и порядок работы с компасом;

- выдерживание указанного направления движения и расстояния,

- порядок обхода препятствий;

Методические указания по заключительной части

Руководитель подводит итоги занятия, отвечает на неясные вопросы, дает задание на самоподготовку, объявляет тему следующего занятия.

III. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

1.Учебник сержанта мотострелковых войск. М.О.: Воениздат, 2003.

2. Военная топография. Учебник. Воениздат,1980.

Наглядные пособия:

1. Карта учебная М1:25000 – каждому студенту

Технические средства обучения:

1. Ноутбук.

2. Интерактивная доска.

IV. МАТЕРИАЛ К УЧЕБНЫМ ВОПРОСАМ.

Вопрос № 2 «Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий»

Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.

Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.

Подготовка данных для движения по азимутам включает:

 изучение местности по топографической карте;

 выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;

 определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;

 оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке - в пары шагов, при совершении марша на машинах - в показаниях спидометра. Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а при ее отсутствии составляют схему маршрута с таблицей.

Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:

У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение. Ii. организационно-методические указания - student2.ru

Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т.д.

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.

Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.

Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия

по учебной дисциплине «Военная топография»

Тема № 3. «Ориентирование на местности без карты».

Занятие №2. «Ориентирование на местности по азимутам».

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

по ВУС-131

«26 » сентября 2015 г., протокол № 3

г. Красноярск 2015 г.

I. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Учебные и воспитательные цели

Изучить

1. Ориентирование на местности по магнитным азимутам.

2. Подготовка данных для движения по азимуту.

3. Порядок обхода препятствий.

4 Воспитывать у студентов ответственность за качественное изучение материала.

Время: 90 минут. Место проведения: класс согласно Вид: практическое расписания.

I Введение   5 мин.
II Учебные вопросы:  
  1. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. 2. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий.   40мин.   40 мин.    
III Заключение 5 мин.  

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационно-методические указания по подготовке к занятию

Руководитель занятия накануне занятия подбирает литературу, учебные пособия, фильмы по данной тематике. За 3-5 дней преподаватель изучает тематический план , расписание занятий, уясняет тему занятия, учебные вопросы, цели, время, место, последовательность отработки учебных вопросов готовит методическую разработку. Затем готовит методическую разработку и план занятия, представляет эти документы для утверждения начальнику кафедры.

Наши рекомендации