Игра в жертву или в мученика.

«Жертва» и «мученик» — две наиболее опасные игры, в которые может играть Эго. Это игры, которые разрушают нашу жизнь, если только мы не откажемся в них играть.

Энни была классическим примером жертвы. Ее били в детстве, она была приемным ребенком в нескольких семьях подряд, и она вышла замуж за мужчину, который регулярно ее избивал. Когда она была беременна третьим ребенком, муж швырнул ее о комод, а потом пинал ногами, и ее увезли в госпиталь с тремя сломанными ребрами. Что удивительно, ребенок выжил. Был приглашен работник социальной службы, и при его большой поддержке Энни переехала в женский приют, а затем на маленькую квартиру. Несколъко месяцев у нее были жестокие финансовые трудности, тогда она и сошлась с другим мужчиной, который, подобно ее друзьям, имел случаи проявления жестокости. «Я знаю, что я — дура,— она говорит, —, но мне казалось, что я не могу себе помочь.» Энни прекрасно осознавала, что портит собственную жизнь, но продолжала вести себя легкомысленно. «Если б только у меня было хорошее детство, может быть, ничего подобного и не случилось...» Тем временем бессчетное число помощников-профессионалов суетились вокруг, пытаясь помочь ей, в результате чего она чувствовала себя все более и более беспомощной...

Как бедная Энни, многие люди находят, что быть в кризисе — их единственный способ попросить любви и заботы. Они боятся, что если жизнь пойдет хорошо, если они будут способны справиться сами, то все их покинут. Когда они плачут и рыдают, они надеются, что кто-то их спасет, разберется с их проблемами, полюбит их. Конечно, Энни не хотела, чтобы ее избивали, но она не чувствовала, что заслуживает чего-нибудь лучшего, и потому привлекала жестоких мужчин в свою действительность.

«Жертвы» — магниты для несчастий. «О, я знаю, я не должна себя жалеть. Это все так ужасно, — вот их постоянный рефрен. Жертвы создают проблему за проблемой, а потом сидят в сторонке, пока другие стараются помочь им — и не могут. «Жертвы» живут в прошлом, веря, что, если бы только имели любящих родителей или если бы только не родилась маленькая сестренка, если бы только они не вышли замуж за того-то и того-то, тогда все было бы распрекрасно. Они выражают свой гнев разрушением собственных жизней и этим причиняют боль другим, а сами выглядят наивными и невинными.

Плохо то, что каждый играется в жертву время от времени. Когда мы виним удачу, судьбу, обстоятельства, наследственность, наше детство, общество, правительство, других людей или Бога — за все, что случается в нашей жизни, мы принимаем психологию жертвы и сами себя лишаем сил.

Компенсация для жертвы проста: она позволяет избежать ответственности за собственную жизнь и наказать других, упиваясь жалостью к себе, вместо того, чтобы о себе позаботиться. Это не значит, что жертвы сознательно играют в эту игру. Скорее всего, они научились так жить и не знают, как жить по-другому.

Следовательно, если мы встречаемся с жертвой, мы не должны пытаться решить ее проблемы, так как это только укрепляет их идею, что они беспомощные игрушки обстоятельств, не имеющие собственных сил и ресурсов. Это лишает их сил еще больше. И мы не должны винить их за возникшую проблему. Вместо этого мы должны подтолкнуть их взять ответственность за собственные жизни; затем — если и когда они готовы — помочь понять им их нерешенные проблемы и скрытые задачи, чтобы они могли сделать выбор и прекратить играть в эту разрушительную игру.

Мученичество еще более изощренно и тонко, и поэтому еще более угрожает жизни, потому что оно может быть не распознано. А тем временем мы все имеем мучеников в себе. Лазарис считает, что, если мы когда-нибудь переживали что-нибудь из нижеследующего, значит, это показался наш мученик, украдкой выскользнувший из своего укрытия:

· Чувство, что тебя не понимают.

· Чувство, что тебя недооценивают

· Чувство безнадежности.

· Чувство, что тебе предъявляют невыносимые требования.

· Чувство, что ты навьючен неразрешимыми проблемами.

· Чувство непричастности.

· Чувство, что тебя осуждают или обращаются не должным образом.

«Но меня, действительно, недооценивают!» Может быть так, но вы сами создали эту реальность. Зачем вы это сделали?

В течение десяти лет я работала в Национальной службе здоровья и видела бессчетное число мучеников. И добрая часть из них — это сам штат больницы. Разговоры в служебных комнатах часто крутились вокруг трудностей со списком очередности, вокруг темы о количестве пациентов за день, «безнадежных случаев», вокруг недостатка внимания от управления, отсутствия поддержки и о неизбежности бесчисленных неоплаченных сверхурочных за счет персонала. «Бедные, бедные мы!» — было невысказываемое единодушное мнение. Рабочие собрания сопровождались единодушными вздохами (мученики любят вздыхать), а ведь мы пытались помочь нашим клиентам, уладить их жизни! Неудивительно, что мы редко определяли наших клиентов как мучеников. Они были слишком похожи на нас.

Мученики редко открыто жалуются на свою судьбу. Они обычно отрицают, что жалеют себя: «Нет, всё прекрасно!» — но они ясно дают понять, что жизнь для них — пытка. Они считают, что загружены обязанностями, но редко принимают какую-нибудь помощь. («Я сделаю это сама») Они связывают страдания с праведностью. Если жертва живет в прошлом — мученик живет в будущем, золотое время, когда они поднимут свою ношу, их усилия будут признаны, и они будут полностью реабилитированы. Но почему-то это будущее никогда не приходит.

Пока я писала эту книгу, я на пару недель заползла в своего мученика. И я работала по четырнадцать часов в день, едва отрываясь, чтобы передохнуть, и с нетерпением ожидала, когда закончу книгу, чтобы жизнь моя могла начаться опять — жить на полную, а не получать удовольствие от ежедневного процесса письма. Мой внешний мир стал показывать, что не все в порядке: буря разрушила сад, колесо у машины спустило, и несколько раз ко мне звонили по ошибке. Я боролась некоторое время, пытаясь понять метафоры, пока внутренний голос не сказал мне во время медитации: «Ты мученица с этой книгой». Внезапно это все обрело смысл! Я взглянула на свои убеждения и незаконченные дела, заново организовала свое рабочее расписание, сделала несколько загородных прогулок — и почувствовала огромное облегчение.

Лазарис описывает мученичество, как «тихий и справедливый гнев, который ищет тихой и справедливой мести». Он полагает, что мучеников нельзя наказывать. Они уверены: они единственные, кто страдает. Мученики отказываются видеть, какое влияние они имеют на других. Мученики не бывают неправыми. Они всегда обосновывают и оправдывают свое поведение. Это всегда другие виноваты, а их просто не поняли и не оценили.

Мученики-родители учат своих детей, как играть в эту игру. («Посмотри, что я для тебя сделала, а как ты себя ведешь! Нет, выйди и поиграй со своим отцом. А я останусь и помою полы на кухне, постираю твою одежду и приготовлю тебе обед.») Дети хорошо развитых мучеников узнают, что это плохо — наслаждаться жизнью, плохо удовлетворять свои нужды, плохо выражать гнев прямо, что «любовь» означает самопожертвование. Дети, которые участвуют в этой игре, сами вырастают жертвами и мучениками. Мученики взращивают мучеников.

Джесика была дочерью мученицы и узнала игру хорошо. В семнадцать лет она забеременела от пожилого мужчины, который тут же бросил ее. Семья тоже отвергла Джесику, и она переехала в другой город, где приложила все усилия, чтобы воспитать своего сына одна и без поддержки. Когда ее сын сильно пострадал в дорожной аварии, она ухаживала за ним до полного изнеможения, отказываясь от посторонней помощи и утешая себя мыслью, что если бы ее семья знала, через что она проходит, то они бы ринулись ее спасать.

Она сошлась с женатым мужчиной, который, в конце концов, прекратил отношения, но и десять лет спустя Джесика все еще была убеждена: однажды он поймет, что любит ее, и прибежит к ее дверям с кольцом, и они будут жить счастливо долгие годы. Платяные шкафы в ее доме были забиты новой одеждой, обувью, парфюмерией и косметикой, и все это она берегла для своего нафантазированного будущего. А сама тем временем носила одни и те же старые тряпки неделю за неделей, жила в бедности, была «преданной» своему бывшему любимому.

Я наблюдала Джесику двенадцать месяцев, прежде чем она себе призналась, что любимый больше не вернется. А еще позднее она поняла, что не уверена, хочет ли, чтобы он возвращался. На это потребовалось много мужества и любви к себе — признать, что все страдания были понапрасну.

К сожалению, христианство построено на классическом образе мученичества: Христос на кресте. Страдай и получи вознаграждение на небесах! Эго — это лицемерный мученик внутри каждого из нас. Это — дьявол в нас. И если мы видим мученичество в друзьях, родственниках, коллегах, мы должны помнить: мир — это зеркало!

Мученичество

1. Рассмотрите семь признаков мученичества, перечисленных выше, и вспомните, когда у вас были подобные мысли и чувства, как вы себя вели в тех ситуациях? На кого вы сердились? Кого вы хотели наказать? (Это мог быть кто-нибудь, кого даже реально не существовало, как, например, ваш Родитель внутри вас.)

2. Запишите то, что вы получаете от мученичества. Почему вы играете в такую деструктивную игру? Вам нравится жалеть себя? Это делает вас особенным или лучше других? Кажется ли вам, что вас когда-нибудь наградят за мученичество? Не есть ли это один из ваших приемов быть «сильным»? Это ваш единственный способ выражения гнева? Как вы думаете, кого вы не способны простить? Вы верите, что жизнь полна страдания, и что страдать — значит быть праведным? Вы отказываетесь принимать помощь от других, чтобы не чувствовать себя зависимым или благодарным? Не есть ли это способ избежать ответственности за свою жизнь? Вы цепляетесь за проблемы, потому что не знаете, что еще думать и что еще обсуждать с друзьями? (Недостаточно просто сказать, что вы научились мученичеству у родителей. Вы сами выбрали для себя эту игру. Зачем?)

3. Теперь запишите цену вашего мученичества. Какую цену вы платите? Насколько другой была бы ваша жизнь, если бы вы отказались играть в эту игру? Как бы тогда вы себя чувствовали? Представьте, что вы подвергаетесь внезапному изменению, в котором мученичество навеки изгнано из вашей жизни. Как теперь «новый вы» ведете себя, думаете, чувствуете, разговариваете? Как изменение повлияло на ваши личные отношения, работу, финансы, досуг и здоровье?

4) И теперь примите решение: Вы готовы отказаться от ваших компенсаций ради того, чтобы избавиться от мученичества? Если так, то начинайте быть той новой личностью с этого момента и впредь. Когда можно, ловите себя на желании играть в мученика и вместо этого любите, прощайте, будьте честными, благодарными, ответственными, полными надежд и мужества.

Отрицание ответственности

Эго с отчаянием отрицает и избегает ответственности. Если что-то идет не так в нашей жизни, оно указывает пальцем на других: наших родителей, начальника, партнера, бывшего мужа, детей, Бога, судьбу, правительство... Всегда виноваты другие. Если кто-то сердится на вас, Эго вам говорит, что у того другого дурной характер, неразумное поведение. Если вы не успели вовремя сдать доклад, Эго протестует, что сроки были очень сжаты. Если лопается шина, то это — заводской брак. Эго вечно протестует!

Эго — большой специалист по защите, оправданию, обоснованию собственного поведения. Оно всегда видит себя беззащитной жертвой жестокого грубого мира. «Бедный я» — одна из фраз его словарного багажа. Эго получает большое удовольствие, купаясь в сожалении к себе и защищая себя от всех обязанностей, не обращая внимания на то, чего это стоит другим. Оно любит хитрить и манипулировать.

Обвинения к другим и увиливание от ответственности — это надежный знак, что Эго управляет вами. «Посмотри, что они мне сделали!» «Это не моя проблема» «Меня там никогда и вблизи не было!» «Я сделал так, как мне велели» «Правительство во всем виновато» «Это меня не касается» «Мужчины (женщины) — все одинаковы!» «Это она меня заставила!» «Я не могу этого сделать из-за него (нее)» «Это ты виноват» (Или в более покровительственной манере: «Да, я понимаю, что ты думаешь, будто я это сделал» — или еще хуже,— Да я тебя задел, но ты сам виноват!»)

Мы сами создаем нашу действительность, и поэтому обвинять других абсурдно. Более того, это лишает сил. Пока мы считаем, что дело в чьей-то вине, мы бессильны решить проблему, мы не можем изменить других людей, мы можем только изменить себя. Зачем же отдавать силы другим? Чем больше ответственности мы берем за собственную жизнь, тем лучше у нас получается создавать жизнь такой, какой мы хотим. Ответственность не подразумевает виновность или обязанность. Это способность к ответу: способность действовать.

Ответственность - величайшая свобода.

(Лазарис)

Брать ответственность не значит обвинять себя: «Какой же я болван! Влетел в аварию на прошлой неделе!» Это будет всего лишь уступка вашему Эго, которое любит играть: «Какой я ужасный!» Если вы попали в аварию, тогда вы действительно ее создали, либо позволили ей появиться. Но не обвиняйте и не изнуряйте себя за это. Примите это. Попытайтесь понять, почему вы это выбрали. Пусть это будет вам уроком. Простите себя. Не притворяйтесь, что виновен другой водитель, даже если именно он ударил сзади вашу машину или ехал как сумасшедший. С точки зрения страховой компании, может быть, он и является «ответственным», но он сам с этим разберется. Но когда спадет ваш гнев, поймите, что вы позволили случиться этой аварии. Вы привлекли ее в свою действительность. Спросите ласково себя: зачем ты это сделал? Какое из негативных убеждений совершило это подкрепление? Какую вы получили компенсацию? В этом нет обвинения — только ответственность. Когда мы принимаем больше ответственности, мы усиливаем и обогащаем наши жизни.

Принимаем ответственность

1). Вспомните моменты, когда вы обвиняли других или отказывались взять ответственность за собственную жизнь. Есть ли области жизни, где вы всегда снимаете с себя ответственность? Оглянитесь в прошлое. Чему бы вы могли научиться, если бы исследовали свою собственную роль в создании тех ситуаций? Могли бы те проблемы быть предотвращены?

2). Рассмотрите успех, который вы имели в жизни. (Слишком часто мы принимаем ответственность за неудачу, но не за успех. «Мне просто повезло.») Что хорошо сработало? За счет чего вы этого достигли?

Теперь посмотрите, как вы создали этот успех. Какими были ваши позитивные убеждения и отношения? Как вы действовали? Чему вы можете научиться из этого успеха?

3). В течение нескольких последующих дней практикуйте брать ответственность за все то, что случается. (Излейте свои эмоции какое-то время, а потом примите, что это вы создали ту реальность.) Как вам нравится быть более ответственным?

Чрезмерная занятость.

Это любит заваливать нашу жизнь бессмысленными задачами, суматохой и пустяками, чтобы мы были «слишком заняты» для роста и изменений. Оно убеждает нас, что необходимо читать ежедневные газеты, смотреть телевизор, подстригать лужайку, гладить рубашки, читать рекламу, штопать носки, просто на тот случай, если мы решим сделать что-то созидательное, новое, продуктивное, личное или приносящее радость.

Эго постоянно болтает о своих страхах, беспокойствах и сомнениях, поднимая суматоху в нашей голове мыслями, которые идут в никуда, просто на случай, если мы решим думать ради себя, задаваться вопросами, исследовать новые возможности, чувствовать свои задавленные эмоции, выйти за наши старые пути существования, развить новое видение.

Если вы обнаружите себя чрезмерно занятым и все же никуда не идущим, то можете быть уверены: ваша «суета сует» взяла контроль, и вы убегаете от изменений.

Из обезьяны гора не получится.Обезьяна — есть обезьяна и будет бегать с дерева на дерево. Гора — это гора и будет оставаться сама собой. Ваше Эго — это обезьяна. Ваше я — гора... , Можете выбрать себе обезьяний ум или чувствовать себя горой.

(Бартоломью)

Суета сует

Как «суета сует» выражает себя в вашей жизни? Какие пустяки и что за суматоха поглощают ваше драгоценное время? Как бы вы могли упростить свою жизнь, создать время и место для того, что на самом деле имеет значение для вас? Что бы вы могли прекратить делать или посвящать меньше времени, или попросить кого-нибудь другого? Представьте, что вы растете и видите свою жизнь с высокой перспективы. Куда вы, в действительности, хотите сфокусировать ваше время и энергию? Продолжайте спрашивать себя в течение целого дня: «Есть ли то, чем я занимаюсь, лучшее применение моему времени?»

Флирт с несчастьем.

Эго обожает мелодраму. Для него ничто другое не приносит больше удовольствия, чем разрушенная человеческая жизнь, включая нашу собственную. Злейший враг для Эго — внутренний покой. Чего мы более всего боимся в жизни — это в точности то, что Эго хотело бы создать для нас. Оно хочет, чтобы мы прожили ту ужасную фантазию, хочет выяснить, сможем ли мы с этим управиться. Мы боимся этого несчастья, потому что часть из нас одержима тем, чтобы оно случилось.

Лазарис полагает, что качества, которыми мы более всего гордимся, дают Эго ключ к фантазиям. (Просмотри свой список «лучше чем».) Одно из моих «лучше чем» — это моя квалификация и организованность — мой знак зодиака Дева — и я известна тем, что самоуверенно улыбаюсь, когда другие показывают недостаток организованности, медлительность или неспособность менять занятие. Однако соответствующая фантазия моего Эго — заключается в потере моих умственных способностей настолько, что я не способна работать: я живу в неубранной комнате, на полу разбросаны листы бумаги, в которых я не могу найти смысла, счета, которые не оплачены, поникшие комнатные растения, немытые тарелки и кружки — и я, свернувшаяся калачиком и посылающая мир ко всем чертям. (А что я получаю? Жалость к себе и побег от ответственности.)

Вы когда-нибудь забавлялись втайне мыслью, что было бы интересно и даже пленительно быть молодой вдовой или слепым, болеть раком или СПИДом, разориться, быть ограбленным, быть социально отверженным, сойти с ума, стать бездомным, быть наркоманом, даже совершить самоубийство...? Если так— берегитесь! Вас развращает любовь вашего Эго к мелодраме, а поскольку игра в кости со смертью вызывает трепет, вас можно уговорить подойти слишком близко к краю пропасти.

Джек из семьи, которая злоупотребляла алкоголем. Оба родителя, брат и несколько других родственников очень сильно пили, а дядя умер от цирроза печени. Джек всегда был непьющим, так как был убежден, что, если он когда-нибудь притронется к алкоголю, он станет зависимым. Но однажды (уже в сорок с небольшим лет) он купил большую бутылку водки, чтобы доказать, что он принадлежит себе, что он способен сопротивляться «зеленому змию». До этого он балансировал на краю пропасти.

Флирт с несчастьем

Каковы самые деструктивные фантазии вашего Эго? Начните с вашего списка «лучше чем», решите, как выглядят противоположные крайности. Или подумайте о любой фантазии про несчастье, которое давно мелькает у вас в голове. Запишите ее подробно. Нарисуйте в своем воображении. Окуните себя в нее. Ощутите страх, когда поймете, что ваше Эго на самом деле хочет, что­бы это произошло! Что же Вы получите, если это случится? (Не беспокойтесь, что визуализация сцены может ее реализовать. Визуализация подавляет страхи, которые делают ее более сильной.)

Теперь решите, хотите ли вы двигаться к этому «возможному будущему» или нет. Если нет, тогда поставьте красный крест через ваши записи. Порвите бумагу в клочки и смойте их в унитазе.

Эго имеет целую гору негативных убеждений, нерешенных проблем и скрытых задач, которые сдерживают или даже разрушают наши жизни и блокируют попытки программировать то, что мы хотим. Оно прославляется борьбой, жалостью к себе, самомнением, лицемерием, самопожертвованием, наказанием других, увиливанием от ответственности и отрицанием ее, непорядочностью и манипулированием. Оно боится близкого знакомства, боится счастья, боится чувствовать себя благодарной. Оно наполняет нашу жизнь пустяками и суматохой. Оно заставляет нас чувствовать вину, обиду и тревогу и подстрекает нас цепляться за прошлое.

Каждый из нас имеет свои любимые утешения, добрых старых знакомцев, к которым возвращаемся снова и снова, такие как «если находишься в сомнениях, то просто пожалей себя.» Какие из утешений, игр и скрытых задач, указанных выше, кажутся вам тревожно знакомыми? Которые заставляют вас немного поеживаться от страха или ерзать на стуле? Которые заставляют вас думать: «Нет, не может быть, чтобы это был я. Правда же?...» Если вы будете честны сами с собой, вы узнаете.

Вне эго

Глубоко расслабьтесь и представьте себя шагающим через прекрасный лес. Почувствуйте ногами землю. Посмотрите на пятна солнечного света, пробивающиеся через деревья. Услышьте пение птиц и треск веток под ногами. Дотроньтесь до упавшего ствола и до папоротника у ваших ног. Почувствуйте густой влажный запах леса. Идите по тропинке, которая вьется через лес.

Вдруг что-то появляется впереди за деревом. Это одна из ваших нерешенных проблем или препятствий. (Может быть, жалость к себе, или ощущение особенности, или страх одиночества, или вина.) Посмотрите, какие формы оно принимает — может быть, животного, мифического создания, фантастического героя, вас в молодости или кого-нибудь, кого вы знаете. Разрешите себе увидеть его отчетливо. Человек или существо загораживает тропинку, поэтому подойдите и поговорите с ним. Представьте, что оно пытается помочь вам каким-то неразумным способом. Спросите, что оно пытается сделать для вас. Попытайтесь понять и простить. Уверьте его, что теперь у вас другие способы управлять жизнью или новые убеждения, что существо теперь может помогать вам по-новому. Дайте ему новый образ вашего будущего и попросите присоединиться к вам. Теперь дайте себе разрешение слиться с новым аспектом самого себя.

Теперь шагайте весело по тропинке, пока не придете к водопаду в глубине леса. Снимите одежду и встаньте под водопад. Пусть он смывает последние следы ваших компенсаций и негативного убеждения. Потом тихо вернитесь в свою комнату.

Кто этот третий, который ходит всегда рядом с тобой? Когда я смотрю, есть только я и ты вдвоем. Но когда я смотрю вперед на белую дорогу, всегда кто-то другой идет по соседству с тобой, закрытый коричневой накидкой с капюшоном, я даже не знаю, мужчина это или женщина. А кто это по другую сторону от тебя?

(Т. С. Элиот)

Если мы узнаем о его проделках, Эго старается сбить нас со следа, отражая аспекты самого себя на внешний мир. Как с юмором говорит об этом Лазарис: Эго не очень умно, но оно умнее чем мы! Когда Эго играет в свои игры «лучше чем», например, мы видим наши худшие качества у других людей. Когда оно выбирает игры «хуже чем», мы проецируем на других наши лучшие качества. Мир — это зеркало. Когда мы смотрим на своих друзей, семью, партнера, коллег и знакомых, мы видим наше собственное отражение. «Ричард такой высокомерный» «Мэри плавает в облаках» «Джон очень добрый» «Джулия всем надоедает со своими проблемами» «Тони только и умеет, что думать о себе.» Все эти комментарии есть, вероятно, качества, которые мы отказываемся видеть в себе и которые могли бы повести нас по тропе самосознания. «Но Ричард, действительно, высокомерный!» Да, может быть. Но почему вы решили это комментировать даже самому себе? Почему вы привлекли его в свою действительность? Что мы больше всего не любим или боимся в других, это — конечно, непризнаваемый аспект нас самих. Мы видим других, которые сцепились бороться с отражениями нашей собственной борьбы.

Конечно, это не значит, что если человек становится понятен вам, вы должны подавить какие-либо побуждения в себе. Он отражает некоторые ваши аспекты. Может быть, ваши суждения или «лучше чем» о людях, которые делают то же самое? Или ваши негативные убеждения о людях? Или, может быть, вы хотите некоторым образом «выразить себя», возможно, как художник или политик, но блокируете себя страхом, или унижением, или отбрасыванием этой мысли? Если ваше «зеркало» не будет простым отражением реальности, жизнь может стать просто сказочной.

Зеркало

1. Обдумайте замечания, которые вы делаете о знакомых вам людях как о людях, которые вам особенно нравятся, так и о тех, от которых у вас возникает стресс и головная боль. Какие качества больше всего нравятся и не нравятся вам в других людях? Ответьте честно, вы видите эти качества — хорошие или плохие — как некоторые аспекты самих себя? (Если нет, как могли они отразить ваши убеждения?) С чем, на ваш взгляд, борются другие?

2. Если у вас трудности с кем-то, представьте, что этот человек — одна из ваших личностных характеристик, которая нуждается в слиянии, и тогда используйте технику Гештальта «пустое кресло». Сядьте на стул лицом к другому стулу. Представьте, что на этом стуле сидит другой человек, и начинайте рассказывать ему, какие проблемы он вам доставляет. Потом пересядьте на другой стул и дайте ответы за этого другого человека. Потом вернитесь опять, возражая на эти ответы. Снова пересядьте, и так далее. Пересаживаясь всякий раз, останавливайтесь подумать. Продолжайте, пока не почувствуете, что результаты сглаживают внутренний конфликт.

Юнг обозначил эти непризнанные стороны человека, как «Тень». И предупреждал, что они могут принести деструктивное влияние, если мы их не высветим. Тень — это мрак, ведущий нас к катастрофе. Это мистер Хайд, враг доктора Джекила. Она может привести нас к гибели.

Как отметил Юнг, для нас необходимо иметь «Тень», так как мы не можем быть всем, чем было бы для нас возможно. Мы должны выбирать, какие стороны себя показывать миру. Но если мы будем дурачить себя, что мы — сама чистота и свет, тогда наша злая и отвратительная Тень проявит себя где-нибудь еще в других людях, в нашем видении мира, в нашем теле, в наших мечтах (может быть, как темная неясная фигура или очень неприятный персонаж). Наша Тень будет часто задевать нас ядовитыми насмешками: «Смотри! Я здесь!» — и мы можем или притвориться, что оно «где-то там», или внимательно посмотреть на самих себя.

Тюрьмы — на социальном уровне — есть гетто для одной части нашей коллективной Тени, как это проявилось в мире. Преступники любезно разыгрывают жестокие, алчные, эгоистичные, разрушительные и безнравственные стороны нас самих. Так что мы можем притворяться, что те отвратительные качества находятся «где-то там» и не имеют к нам никакого отношения.

Меня всегда изумляло, что мы обращаемся с преступниками так, что намеренно сохраняем их представление о себе как о «преступниках» и укрепляем их отрицательные убеждения о себе и обществе, а потом выглядим удивленными высокому уровню рецидивизма. Но объяснение этой странности есть. Мы обращаемся с преступниками неуважительно и часто негуманно для того, чтобы они продолжали выражать нашу Тень. К их чести, некоторые преступники сумели найти любящую, созидательную, располагающую сторону себя — Джимми Бойл, известный пример — и это ломает невысказываемое правило: преступники не должны казаться такими же людьми, как и остальные из нас!

Точно также, большинство психических лечебниц заботливо устроены, таким образом, чтобы сводить людей с ума и укреплять псевдо-медицинский «ярлык», несмотря на неосновательные внешние признаки. Те, кто имеет достаточно храбрости, чтобы «сойти с ума» (ради всего общества) вынуждены оставаться сумасшедшими, иначе, это угрожает нашему убеждению, что сумасшествие — «где-то там».

Если мы выставляем тени на свет, они исчезают как по волшебству. Но большинство из нас боятся или просто стыдятся своей теневой стороны, и она остается во тьме, и если мы посветим ярче в наше сознательное я, тень спрячется еще глубже.

Это не значит, что мы должны выдавливать «темную» сторону нашей натуры. Все, что нам нужно сделать, это признаться своей Теневой стороне в том, что нам больше не нужно проецировать ее на внешний мир. До тех пор, пока мы обманываем себя, что, например, мы даже не можем вообразить желание убить кого-то, импульсы убийцы будут разыграны другими, как зеркало нашей Тени. Недостаточно произнести слова: «Думаю, что я могу убить» Мы должны держать это в наших сердцах. Только когда мы владеем нашей Тенью, мы можем стать единым целым. (Те, кто отрекается от своей Тени, часто выглядят поверхностными и оторванными от действительности.)

Разговор о Тени — это, безусловно, полезно, так как мы имеем много Теневых «я» — так же как мы имеем много Эго, и некоторые из этих «я» несут наши скрытые положительные качества. Исследование Тени показывает не только злых гномов нашего подсознания, но и обнаруживает сверкающие самоцветы. (Во время медитации я была восхищена встречей с двумя моими позитивными теневыми «Я»: дружелюбный великан, который представлял мою силу, затемненную моей хрупкой внешностью, и похожее на эльфа существо, символизирующее мое магическое «я», которое все еще было подавлено моими «научными» убеждениями.)

Так как Тень — это дополнение нашего подсознательного «я», то легко догадаться, что может прятаться в темноте. Какие стороны себя вы сознательно признаете? Чем вы шокированы, испуганы или к чему питаете отвращение в других? Каким качествам вы более всего завидуете? Какие эмоции вы редко или никогда не выражаете? На что был бы похож образ вашего противоположного зеркального близнеца? Именно там лежит ваша Тень.

Тень

Представьте себя одного ночью в странном доме. Осмотритесь, посмотрите, в чем вы одеты. На дворе завывает ветер и бьется в оконное стекло. Комната тускло освещена. Вдруг вы слышите грохот у черного входа. Там кто-то есть! Кто-то пытается войти! Вы испуганы. Теперь окажитесь снаружи в темном саду, прячущимся за деревом. Посмотрите на черный вход. Кто пытается войти? (Это может быть знакомая фигура, кто-то из прошлых времен, животное, мифологический персонаж. Это может быть кто-то или что-то.) Напомните себе, что фигура не может причинить вам вреда, и подойдите. Когда она обернется, скажите: «Мир тебе»,— и попросите сообщить, кто она и почему стучит в вашу дверь. Спросите, какие качества она представляет. Когда закончите разговор, поблагодарите ее за помощь и увидьте луч света, идущий с неба и освещающий эту сторону вашей Тени. Фигура исчезнет. Тогда встаньте на то место, которое она занимала, и попробуйте вдохнуть и оставить в себе качества, которые она представляла, даже если вы, может быть, никогда не захотите выражать их. Потом тихо вернитесь в свою комнату. (Это упражнение можно повторять несколько раз, чтобы обнаружить другие теневые «я».)

Подними себя из нижнего «я», даже слоны вытягивают себя из топкой трясины.

(Дхаммапада)

К этому времени ваше негативное Эго может чувствовать себя слегка взволнованным. Оно может пытаться блефовать даже в этой главе. «Ну, да, я сделаю эти упражнения, когда у меня будет время, но сейчас я немного занят». «Программировать звуки куда веселее, чем все эти Эго, Тени». «Думаю, у меня есть причины жалеть себя!» «Мое Эго у меня под хорошим контролем». «О, я знаю, что такое моя Тень, мне хотелось бы узнать, о чем следующая глава». Послушайте себя.

Как гласит древняя мудрость, духовный рост включает расширение ограниченного и близорукого Эго, чтобы проложить дорогу Личности. Освобождение не значит убить дракона, но означает расти выше него, расти вне его, видеть его проделки и смеяться тихо и нежно, когда он пышет огнем на вас. Вместо того, чтобы ненавидеть и драться с Эго, нужно найти его, и тогда мы станем свободными. Вместо того, чтобы воспринимать его всерьез, нужно просто за ним наблюдать, и мы обретем покой. Вместо того, чтобы сливаться с ним, мы будет стоять в стороне его и найдем наше Я.

Небо

Представьте себя среди пышного зеленого ландшафта с холмами, возвышающимися вокруг. Журчащий ручей течет неподалеку, вы сидите под большим тенистым деревом. Используйте все чувства, чтобы почувствовать себя там.

Теперь посмотрите в голубое небо и заметьте маленькое темное облако, проплывающее мимо. Теперь сами окажитесь такими же, совсем как это облако. Посмотрите вниз на ландшафт. Увидьте ручей и большое дерево. Заметьте маленькое белое пушистое облако неподалеку и станьте тем облаком, мягко двигаясь через небо. Теперь станьте небом. Поднимитесь над ландшафтом и ощутите себя целым небом с облаками, проплывающими вразброс через всю вашу ширь. Испытайте безграничность себя как неба... Потом тихо вернитесь в свою комнату.

Не нужно разрушать все облака, чтобы увидеть небо. Все, что вам нужно сделать — это вспомнить, что вы — Небо.

(Бартоломью)

Нам не нужно и мы не должны разрушать Эго, но мы можем научиться распознавать, принимать и выходить из него. Зная, что случится, если мы дадим силу Эго, и понимая, нашу плату за наше Эго, мы можем выбрать любовь, а не страх, радость, а не борьбу, прощение, а не наказание, объединение, а не конкуренцию, честность, а не обман, ответственность, а не обвинение; и делать это каждый день нашей жизни.

Слушаем шепот

Моргнув лишь раз, ты упустил
и ливень искр, и вспышку молний.

(Мутон)

Предположим, у вас на кухне забилась раковина. Приземленное мировоззрение скажет, что это «обыденная вещь», вы неразумно бросили туда овощные очистки и остатки еды, вот она и забилась. И это, возможно, так. Но какая это бесплодная ограниченная перспектива! Метафизическое мировоззрение полагает, что почти каждое событие может быть «шепотом», посланием, стимулом для роста, созданным вами, если бы только вы могли слушать себя.

Нас обработали настолько, что мы видим мир, сляпанным наобум и не имеющим смысла, каждый день игнорируя бесчисленные послания нашего Высшего Я. Мы обнаруживаем сырость, поднимающуюся из подвала, и говорим: «Не повезло». Две лампочки нужно заменить в один и тот же день, и мы говорим, что это просто «совпадение». Стая морских птиц садится в вашем саду в сотне миль от побережья. И мы называем это «странным». А ведь все эти события — метафоры, полезные дорожные знаки в нашем внутреннем путешествии, если только мы научимся читать их. Ничто не делается наобум. Нет ничего, не имеющего смысла.

Если бы вам приснился сон о забитой раковине, то вы, вероятно, приняли бы во внимание это намеренное сообщение. (Может, вы не даете выход для своих эмоций? Или отказываетесь отпустить то, что вам больше не нужно?) Но когда это происходит наяву, мы склонны считать такие происшествия не имеющими смысла. Но жизнь — это сон, метафора, которую мы создаем точно так же, как мы создаем наши сны. И наше Высшее «Я» часто общается с нами через «обычные» повседневные события.

Если мы проигнорируем «шепот» забитой раковины, через несколько дней мы можем услышать по радио о большой дорожной пробке в туннеле Дартфорда. Это то же самое сообщение! Но мы его не услышали вовремя.

Если этот тихий «шепот» не услышан, ваше Высшее «Я» может «увеличить громкость». В конце концов, оно ведь оставляет возможности для роста. Может быть, у вас будет приступ запора. Снова препятствие! Но вы решаете принять слабительное, снова рассматривая происшествие, как не имеющее смысла. Итак, ваше Высшее «Я» с любовью посылает вам беспокойство в надежде, что это может освободить блокированные эмоции. Вместо этого, вы доводите себя до оцепенения успокаивающими средствами или алкоголем или хороните себя в работе. В конце концов, если вы продолжаете упрямо не замечать послания, «шепот» может вырасти в громкий «крик», такой, как рак кишечника: результат одного и того же послания в течение нескольких лет подряд.

Возьмем другой пример. Предположим, вы обнаружили, что ваш автомобиль поставили на принудительную стоянку. Материалистическое мировоззрение предположит, что вы просто невнимательны и вам не повезло, и что больше нет ничего особенного в этом происшествии. Метафизическое мировоззрение поднимает вопрос о том, почему вы привлекли это событие. Что вы хотели сказать себе? Каким образом вы «лишаетесь подвижности», запрещая себе движ<

Наши рекомендации