Семестр 2012/13 учебного года
МГУ имени М.В. Ломоносова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОГРАММА
дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
для направления подготовки
Юриспруденция»
Семестр 2012/13 учебного года
Квалификации (степени) выпускника бакалавр
Москва, 2013
1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины являетсязнакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов; Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 2 семестра (4 и 5 семестры обучения), общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 102 часа, самостоятельная работа 186 часов. Отчетности: 4 семестр – зачет, 5 семестр – экзамен.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
· обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
· способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
· способность применять общенаучные методы в правовых исследованиях (ОНК-7); владение навыками оформления научной работы в соответствии с действующими требованиями, в том числе с использованием средств электронно-вычислительной техники (ИК-9);
· уверенное владение навыками работы со справочными правовыми системами, библиотечными электронными ресурсами (ИК-10);
· способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
· способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
· способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).
5.1. Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 4 семестре
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. | Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Специфика предмета науки. Основные методы научного познания. Особенности научного языка. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Познавательные функции естествознания. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин. |
2. | Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. | Этапы развития естественнонаучного мышления. Смена парадигм в развитии естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в развитии естествознания Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки. Особенности античного понимания природы: мир как организм. Понимание природы в средневековье: природа как текст. Синтез науки и искусства в эпоху Возрождения. Классическая новоевропейская наука: формирование экспериментального естествознания. Неклассическая наука ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума. |
Тема 3. Современная научная космология. | Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космологических концепций (Птолемей, Коперник). Космос. Галактика. Метагалактика. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космогонических теорий. Эволюция Вселенной Концепция Большого взрыва. Хаос. Модели происхождения Солнечной системы. Современные модели будущего Вселенной. Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности. Сущность теории относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре. | |
Тема 4. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. Сущность жизни. | Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого.Отличия живого и неживого в вещественном, структурном и функциональном аспектах. Проблема идентификациивирусов как природных объектов. | |
Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке. | Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии. | |
6. | Тема 6. Концепция эволюционизма в современной науке. | Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2012
Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003
Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.
Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997
б) дополнительная литература
Учебники, учебные пособия
1. Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
2. Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
6. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
7. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
8. Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
10. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
11. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
12. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002
Справочники, словари, энциклопедии
1. Акимов М.Л., Логвинов В.В. Словарь современного естествознания: современные естественнонаучные термины. Выдающиеся деятели науки и техники. М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010
2. Бобик Дж. Как устроен мир. 1600 фактов. Пер. с англ., М., изд-во Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009
3. Бол Ф., Критическая масса. Как одни явления порождают другие. Пер с англ., М., Гелеос, 2008
4. Брайсон Б. Краткая история почти всего на свете. Пер с англ., М., изд-во «Гелеос», 2007
5. Витковски Н. Сентиментальная история науки. Пер с фр., М., Изд-во «КоЛибри», 2007
6. Естественные науки. Основные понятия. Пер. с англ., М., ООО «Издательство Астрель», ОО Издательство АСТ, 2004
7. Ортоли С., Витковски Н. Ванна Архимеда. Краткая мифология науки. Пер с фр., М., изд-во «КоЛибри», 2007
8. Трефил Дж., 200 законов мироздания. Пер. с англ., М., Гелеос, 2007 Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки, Пер. с англ., М., изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2005
9. Флауэрс Ч. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи ХХ века. Пер с англ., М., Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007
10. Энциклопедия знаний/сост. В.И.Короткевич. М: АСТ, СПб.: Сова, 2006
11. Эткинз П. Десять великих идей науки. Как устроен наш мир. Пер. с англ., М., АСТ:Астрель, 2008
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Britannica - www.britannica.com
Постнаука - http://postnauka.ru
Журналы
Вопросы истории естествознания и техники
Высшее образование в России
Вопросы философии
Наука и жизнь
Науковедение
Природа
Вопросы для самопроверки.
1. Укажите черты, позволяющие отделить науку от других сфер духовного освоения действительности (искусства, религии).
2. Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия.
3. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 1
2. Моисеев Н.И. Идеи естествознания в гуманитарной науке. // Человек, 1992, №2
3. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988
4. Философия и методология науки М., 1996 С. 7-30
Задание к семинару.
Проанализируйте статус юриспруденции. Юриспруденция - это наука? Подготовьтесь к обоснованию своей позиции на семинаре.
Вопросы для самопроверки.
1. Охарактеризуйте антикваристскую и презентистсткую традиции изучения истории науки. Укажите преимущества и недостатки этих традиций.
4. Почему время от времени происходит радикальное изменение естественнонаучной картины мира? Что такое научная революция?
5. Какие факторы влияют на формирование образа науки в каждый из исторических периодов?
6. Каковы особенности развития науки в ХХ веке и на рубеже ХХ-ХХ1 века?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 2
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М, 1980
3. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, гл.1
4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М. 1997
Задание к семинару.
Выберите событие из истории науки, которое Вы могли бы назвать «научной революцией». Обоснуйте свой выбор.
Приготовьтесь к изложению результатов своих рассуждений во время семинарского занятия.
Вопросы для самопроверки.
1. Как соотносятся между собой понятия «мир», «космос», «Вселенная»?
2. Укажите характеристики геоцентрической и гелиоцентрической модели устройства мира?
3. Какие методы используются для исследования космоса в ХХ веке?
4. Опишите концепцию Большого взрыва. Какие проблемы остаются нерешенными в современной научной космогонии?
5. В чем сущность антропного принципа? Почему антропный принцип является предметом острой моды в естествознании ХХ века?
Литература к семинару.
1. Астрономия: век ХХI/ред.-составитель В.Г.Сурдин, Фрязино: «Век 2», 2007
2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 3
3. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981
4. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М., Изд-во ЛКИ, 2008
5. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. Перевод с англ., М, изд-во «Бином. Лаборатория знаний», М., 2010
6. Хокинг С. Теория всего. Происхождение и судьба Вселенной, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009
7. Хокинг С. Краткая история времени: От Большого взрыва до черных дыр, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
8. Хокинг С. Черные дыры и молодые Вселенные, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2008
9. Шильник Л Космос и хаос. Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной, М., ЭНАС, 2008
Задание к семинару.
На сайте Постнаука в разделе астрономия (http://postnauka.ru/themes/astronomy) просмотрите интервью ученых по теме семинара. Выделите основные понятия, использованные в интервью. Обратите внимание на факты, ранее Вам не известные, методы получения знаний в данной области науки.
Приготовьтесь к ответам на вопросы по просмотренным интервью на семинаре.
Вопросы для самопроверки.
1. Почему представления о сущности жизни связаны с решением вопроса о происхождении живого?
2. Какие варианты постановки и решения проблемы происхождения жизни Вам известны. Опишите естественнонаучное содержание и методологические принципы решения проблемы в каждом из вариантов.
3. В чем причины сохранения в современной культуре креационистских представлений? Возможно ли их исчезновение по мере развития науки?
4. Объясните, почему любая концепция происхождения жизни должна ответить на вопрос: «Случайно или с необходимостью возникла жизнь?»
5. Сформулируйте трудности, которые испытывает современное естествознание, пытаясь описать происхождение жизни.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 5
2. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М., Едиториал УРСС, 2006
3. Серебровская К. Сущность жизни. История поиска. М. 1994
4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., Наука, 1972
Задание к семинару.
Составьте кроссворд по теме семинара. При составлении кроссворда используйте имена ученых, понятия, термины, относящиеся к теме. Используйте не менее 20 слов.
На семинар необходимо принести кроссворд в распечатанном виде, в двух экземплярах. Один экземпляр с полностью заполненными графами, второй экземпляр – с чистыми графами.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов научного исследования?
2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?
3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?
4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Каким характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6
2. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011
3. Гриффитс Дж., Тик-так: Взгляд на время со стороны. Пер. с англ., СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2006
4. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994
5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990
6. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
7. Хокинг С. и др. Будущее пространства-времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009
Задание к семинару.
Проведите анализ современных интернет-публикаций по теме семинара и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).
Структура интернет-реферата:
Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.
Раздел 2
1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).
2. Описание процедуры поиска в поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).
3. Результаты поиска (аннотация 1 сайта со ссылкой на соответствующий ресурс).
Структура анализа сайта
А) адрес сайта, его название, дата обращения
ü частота ссылок (релевантность)
ü автор (имеется ли)
ü тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.
ü наличие и качество рекламы
Б) Главная идея сайта
ü сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена
В) Анализ аргументации авторов найденных материалов
ü сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)
ü сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме (смотри список литературы).
Объем интернет-реферата не более 2 страниц А4. Реферат сдается в распечатанном виде в день семинара.
Вопросы для самопроверки.
1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?
2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?
3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.
Литература к семинару.
1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1
2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994
4. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8
5. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988
Задание к семинару.
Найдите в открытых источниках информации материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год).
Приготовьтесь к обсуждению данного процесса на семинаре. Проанализируйте аргументы истцов и ответчиков, судебное решение.
МГУ имени М.В. Ломоносова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОГРАММА
дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
для направления подготовки
Юриспруденция»
семестр 2012/13 учебного года
Квалификации (степени) выпускника бакалавр
Москва, 2013
1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины являетсязнакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов; Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 2 семестра (4 и 5 семестры обучения), общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 102 часа, самостоятельная работа 186 часов. Отчетности: 4 семестр – зачет, 5 семестр – экзамен.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
· обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
· способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
· способность применять общенаучные методы в правовых исследованиях (ОНК-7); владение навыками оформления научной работы в соответствии с действующими требованиями, в том числе с использованием средств электронно-вычислительной техники (ИК-9);
· уверенное владение навыками работы со справочными правовыми системами, библиотечными электронными ресурсами (ИК-10);
· способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
· способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
· способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).
5.1. Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 4 семестре
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. | Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Специфика предмета науки. Основные методы научного познания. Особенности научного языка. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Познавательные функции естествознания. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин. |
2. | Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. | Этапы развития естественнонаучного мышления. Смена парадигм в развитии естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в развитии естествознания Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки. Особенности античного понимания природы: мир как организм. Понимание природы в средневековье: природа как текст. Синтез науки и искусства в эпоху Возрождения. Классическая новоевропейская наука: формирование экспериментального естествознания. Неклассическая наука ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума. |
Тема 3. Современная научная космология. | Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космологических концепций (Птолемей, Коперник). Космос. Галактика. Метагалактика. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космогонических теорий. Эволюция Вселенной Концепция Большого взрыва. Хаос. Модели происхождения Солнечной системы. Современные модели будущего Вселенной. Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности. Сущность теории относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре. | |
Тема 4. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. Сущность жизни. | Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого.Отличия живого и неживого в вещественном, структурном и функциональном аспектах. Проблема идентификациивирусов как природных объектов. | |
Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке. | Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии. | |
6. | Тема 6. Концепция эволюционизма в современной науке. | Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2012
Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003
Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.
Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997
б) дополнительная литература
Учебники, учебные пособия
1. Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
2. Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
6. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
7. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
8. Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
10. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
11. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
12. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002
Справочники, словари, энциклопедии
1. Акимов М.Л., Логвинов В.В. Словарь современного естествознания: современные естественнонаучные термины. Выдающиеся деятели науки и техники. М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010
2. Бобик Дж. Как устроен мир. 1600 фактов. Пер. с англ., М., изд-во Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009
3. Бол Ф., Критическая масса. Как одни явления порождают другие. Пер с англ., М., Гелеос, 2008
4. Брайсон Б. Краткая история почти всего на свете. Пер с англ., М., изд-во «Гелеос», 2007
5. Витковски Н. Сентиментальная история науки. Пер с фр., М., Изд-во «КоЛибри», 2007
6. Естественные науки. Основные понятия. Пер. с англ., М., ООО «Издательство Астрель», ОО Издательство АСТ, 2004
7. Ортоли С., Витковски Н. Ванна Архимеда. Краткая мифология науки. Пер с фр., М., изд-во «КоЛибри», 2007
8. Трефил Дж., 200 законов мироздания. Пер. с англ., М., Гелеос, 2007 Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки, Пер. с англ., М., изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2005
9. Флауэрс Ч. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи ХХ века. Пер с англ., М., Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007
10. Энциклопедия знаний/сост. В.И.Короткевич. М: АСТ, СПб.: Сова, 2006
11. Эткинз П. Десять великих идей науки. Как устроен наш мир. Пер. с англ., М., АСТ:Астрель, 2008
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Britannica - www.britannica.com
Постнаука - http://postnauka.ru
Журналы
Вопросы истории естествознания и техники
Высшее образование в России
Вопросы философии
Наука и жизнь
Науковедение
Природа