Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ФИЗИКЕ

С компьютерными моделями

(часть 1)

для студентов специальностей

080502, 080801, 220201

КОРОЛЕВ - 2008

Донской А.Д., Сабо С.Е. Лабораторный практикум по физике, с компьютерными моделями. – Королев: КИУЭС, 2008, 130 с.

Рецензент: д.ф.-м.н., профессор Борисов В.Ф.

Лабораторный практикум составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности утвержденных Министерством образования РФ 14.04.2000г. и учебными планами КИУЭС, утвержденными 28.09.2007г.

РЕКОМЕНДОВАНО   Практикум рассмотрен и одобрен на заседании кафедры математики и естественнонаучных дисциплин.
Учебно-методическим Советом КИУЭС Протокол №___ от «__» ______2008г.
Протокол №___от «__» ______2008г. Зав.кафедрой математики д.ф.-м.н., профессор Борисов В.Ф.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ………………………………………12

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПУСКА…………………………………………………….12

ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ К ЗАЧЕТУ……………………13

1.1 Проверка закона сохранения механической энергии…………….15

1.2 М еханические колебания……………………………………………..39

1.3 Распределение Максвелла…………………………………………….63

1.4 Цикл Карно……………………………………………………………….86

1.5 Исследование зависимости мощности и К.П.Д. источника постоянного тока от внешней нагрузки……………………………116

НЕКОТОРЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ…………………………………….134

ВВЕДЕНИЕ

Величины, измерения, погрешности и округление величин.

Теперь о точности в физике. Измерение – это экспериментальное сравнение данной величины с другой величиной, однородной по размерности и принятой за единицу меры.

При прямых измерениях – измеряемая величина непосредственно сравнивается с единицей измерения с помощью приборов и устройств. К прямым относятся, например, измерение линейных размеров с помощью линейки, интервалов времени с помощью секундомера, силы тока с помощью амперметра.

При косвенных измерениях измеряются другие величины закономерно связанные с измеряемой величиной. Сама величина определяется с помощью соответствующей функциональной зависимости. Например, для определения плотности вещества измеряются линейные размеры, масса тела и по функциональной зависимости ρ=m/V находится искомая величина.

Измеряя физическую величину тем или иным способом, мы естественно допускаем определенную ошибку, погрешность.

Виды ошибок

1. Систематическая ошибка.

2. Грубая ошибка или промах.

3. Случайная ошибка.

Систематические ошибки не изменяются в ходе измерений или изменяются по определенному закону, обусловлены неточностью изготовления измерительного прибора (линейка короче на 5 мм, весы не установлены в нулевое положение). Систематические ошибки можно исключить, проведя поверку измерительных приборов и внеся соответствующие поправки в результаты измерений.

Грубые ошибки обусловлены сильным внешним воздействием на измерительный прибор (скачек напряженности электромагнитного поля в зоне нахождения амперметра) и не внимательностью экспериментатора (снял показания измерительного прибора по другой шкале). При многократных прямых измерениях грубые промахи исключаются из результатов измерений.

Случайные ошибки изменяются в ходе измерений и по величине и по знаку случайным образом. Случайные ошибки обусловлены флуктуациями (случайными колебаниями) внешних воздействий на объект и измерительные приборы (температуры, давления, напряженности полей и т. д.). Случайные ошибки исключить не возможно, но можно уменьшить путем экранирования, термостатирования зоны измерений и учесть их при обработке результатов измерений методами теории вероятности.

ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Для допуска:

* Каждый студент предварительно оформляет свой персональный конспект данной ЛР (см. соответствующие требования).

* Преподаватель индивидуально проверяет оформление конспекта и задает вопросы по теории, методике измерений, установке и обработке результатов.

* Студент отвечает на заданные вопросы (письменно в черновике конспекта или устно).

* Преподаватель допускает студента к работе и ставит свою подпись в конспекте студента (графа ДОПУСК в табличке на обложке).

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА для ДОПУСКА к ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Конспект для допуска к ЛР готовится заранее на двойных листах из школьной тетради в клетку (4-5 двойных листов в зависимости от почерка).

Первая страница (обложка):

Допуск Измерения Установка Зачет
         

Лабораторная работа N__

Название:

Выполнил:

студент группы _____

ФИО_______________

Дата выполнения: ____

Дата сдачи: __________

Следующие страницы:

  ЧЕРНОВИК   (здесь и далее на этой стороне должны быть представлены все расчеты, включая расчетные формулы и подстановку числовых значений)     Цель работы: (переписать полностью из описания). Краткая теория (выписать основные формулы и пояснить каждый символ, входящий в формулу). Экспериментальная установка (нарисовать чертеж и написать наименование деталей). Таблицы (состав таблиц и их количество определить самостоятельно в соответствии с методикой измерений и обработкой их результатов). Оформление отчета (переписать полностью из описания). Этот раздел в описании может иметь и другое название, например, “Обработка результатов и оформление отчета”.

ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ К ЗАЧЕТУ

Полностью оформленная и подготовленная к зачету работа должна соответствовать следующим требованиям:

Выполнение всех пунктов раздела описания “Оформление отчета” (в черновике представлены все расчеты требуемых величин, заполнены чернилами все таблицы, построены все графики).

Графики должны удовлетворять всем требованиям, приведенным ниже.

Для всех величин в таблицах должна быть записана соответствующая единица измерения.

Записаны выводы по каждому графику (см. ниже шаблон)

Выписан ответ по установленной форме (см. ниже шаблон).

Записаны выводы по ответу (см. ниже шаблон).

Г Р А Ф И К (требования):

· на миллиметровке или листе в клетку, размер не менее 1/2 тетрадного листа,

· на графике: оси декартовой системы, на концах осей - стрелки, индексы величин, единицы измерения, 10N,

· на каждой оси - равномерный масштаб (риски через равные промежутки, числа через равное количество рисок),

· под графиком - полное название графика СЛОВАМИ,

· на графике - экспериментальные и теоретические точки ярко,

· форма графика соответствует теоретической зависимости (не ломаная).

ВЫВОД по ГРАФИКУ (шаблон):

Полученный экспериментально график зависимости __________________

название функции словами

от ______________ имеет вид прямой (проходящей через начало координат,

название аргумента

параболы, гиперболы, плавной кривой) и качественно совпадает с теорети-ческой зависимостью данных характеристик, имеющей вид ______________.

формула

ОТВЕТ: По результатам измерений и расчетов получено значение _________________________ , равное _____ = ( ___ ± ____ ) 10 ___ _________

название физической характеристики символ среднее ошибка степень един.измер

ВЫВОД по ОТВЕТУ (шаблон):

Полученное экспериментально значение величины _________________,

полное название словами

равное _________________, с точностью до ошибки измерений,

число, единица измерения

составляющей ________________ , совпадает (не совпадает) с табличным

число, единица измерения

(теоретическим) значением данной величины, равным ________________ .

число, единица измерения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.1

МЕХАНИКА

Второй закон Ньютона.

Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение:

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Это и есть второй закон Ньютона. Он позволяет вычислить ускорение тела, если известна его масса m и действующая на тело сила Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru :

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

В Международной системе единиц (СИ) за единицу силы принимается сила, которая сообщает телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2. Эта единица называется ньютоном (Н). Ее принимают в СИ за эталон силы

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Если на тело одновременно действуют несколько сил (например, Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru и Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru то под силой Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru в формуле, выражающей второй закон Ньютона, нужно понимать равнодействующую всех сил:

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.1. Сила Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru – равнодействующая силы тяжести Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru и силы нормального давления Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru действующих на лыжника на гладкой горе. Сила Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru вызывает ускорение лыжника.

Если равнодействующая сила Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru то тело будет оставаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Таким образом, формально второй закон Ньютона включает как частный случай первый закон Ньютона, однако первый закон Ньютона имеет более глубокое физическое содержание – он постулирует существование инерциальных систем отсчета.

Силы в природе

Вес и невесомость

Силу тяжести Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru с которой тела притягиваются к Земле, нужно отличать от веса тела. Понятие веса широко используется в повседневной жизни.

Весом тела называют силу, с которой тело вследствие его притяжения к Земле действует на опору или подвес. При этом предполагается, что тело неподвижно относительно опоры или подвеса. Пусть тело лежит на неподвижном относительно Земли горизонтальном столе (рис. 1.1.3). Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной. На тело действуют сила тяжести Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru направленная вертикально вниз, и сила упругости Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru с которой опора действует на тело. Силу Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru называют силой нормального давления или силой реакции опоры. Силы, действующие на тело, уравновешивают друг друга: Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru В соответствии с третьим законом Ньютона тело действует на опору с некоторой силой Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru равной по модулю силе реакции опоры и направленной в противоположную сторону: Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru По определению, сила Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru и называется весом тела. Из приведенных выше соотношений видно, что Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru то есть вес тела Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru равен силе тяжести Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru Но эти силы приложены к разным телам!

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.3. Вес тела и сила тяжести. Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru – сила тяжести, Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru – сила реакции опоры, Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru – сила давления тела на опору (вес тела). Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Если тело неподвижно висит на пружине, то роль силы реакции опоры (подвеса) играет упругая силы пружины. По растяжению пружины можно определить вес тела и равную ему силу притяжения тела Землей. Для определения веса тела можно использовать также рычажные весы, сравнивая вес данного тела с весом гирь на равноплечем рычаге. Приводя в равновесие рычажные весы путем уравнивая веса тела суммарным весом гирь, мы одновременно достигаем равенства массы тела суммарной массе гирь, независимо от значения ускорения свободного падения в данной точке земной поверхности. Например, при подъеме в горы на высоту 1 км показания пружинных весов изменяются на 0,0003 от своего значения на уровне моря. При этом равновесие рычажных весов сохраняется. Поэтому рычажные весы являются прибором для определения массы тела путем сравнения с массой гирь (эталонов).

Рассмотрим теперь случай, когда тело лежит на опоре (или подвешено на пружине) в кабине лифта, движущейся с некоторым ускорением Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru относительно Земли. Система отсчета, связанная с лифтом, не является инерциальной. На тело по-прежнему действуют сила тяжести Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru и сила реакции опоры Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru но теперь эти силы не уравновешивают друг друга. По второму закону Ньютона

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Сила Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru действующая на опору со стороны тела, которую и называют весом тела, по третьему закону Ньютона равна Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru Следовательно, вес тела в ускоренно движущемся лифте есть

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Пусть вектор ускорения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru направлен по вертикали (вниз или вверх). Если координатную ось OY направить вертикально вниз, то векторное уравнение для Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru можно переписать в скалярной форме:

  P = m(g – a). (*)

В этой формуле величины P, g и a следует рассматривать как проекции векторов Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru , Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru и Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru на ось OY. Так как эта ось направлена вертикально вниз, g = const > 0, а величины P и a могут быть как положительными, так и отрицательными. Пусть, для определенности, вектор ускорения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru направлен вертикально вниз, тогда a > 0 (рис. 1.1.4).

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.4. Вес тела в ускоренно движущемся лифте. Вектор ускорения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru направлен вертикально вниз. 1) a < g, P < mg; 2) a = g, P = 0 (невесомость); 3) a > g, P < 0.

Из формулы (*) видно, что если a < g, то вес тела P в ускоренно движущемся лифте меньше силы тяжести. Если a > g, то вес тела изменяет знак. Это означает, что тело прижимается не к полу, а к потолку кабины лифта («отрицательный» вес). Наконец, если a = g, то P = 0. Тело свободно падает на Землю вместе с кабиной. Такое состояние называется невесомостью. Оно возникает, например, в кабине космического корабля при его движении по орбите с выключенными реактивными двигателями.

Если вектор ускорения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru направлен вертикально вверх (рис. 1.1.5), то a < 0 и, следовательно, вес тела всегда будет превышать по модулю силу тяжести. Увеличение веса тела, вызванное ускоренным движением опоры или подвеса, называют перегрузкой. Действие перегрузки испытывают космонавты, как при взлете космической ракеты, так и на участке торможения при входе корабля в плотные слои атмосферы. Большие перегрузки испытывают летчики при выполнении фигур высшего пилотажа, особенно на сверхзвуковых самолетах.

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.5. Вес тела в ускоренно движущемся лифте. Вектор ускорения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru направлен вертикально вверх. Вес тела приблизительно в два раза превышает по модулю силу тяжести (двукратная перегрузка).

Сила трения

Трение – один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при соприкосновении двух тел. Трение, как и все другие виды взаимодействия, подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила трения, то такая же по модулю, но направленная в противоположную сторону сила действует и на второе тело. Силы трения, как и упругие силы, имеют электромагнитную природу. Они возникают вследствие взаимодействия между атомами и молекулами соприкасающихся тел.

Силами сухого трения называют силы, возникающие при соприкосновении двух твердых тел при отсутствии между ними жидкой или газообразной прослойки. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям.

Сухое трение, возникающее при относительном покое тел, называют трением покоя. Сила трения покоя всегда равна по величине внешней силе и направлена в противоположную сторону (рис. 1.1.6).

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.6. Сила трения покоя (υ = 0). Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Сила трения покоя не может превышать некоторого максимального значения (Fтр)max. Если внешняя сила больше (Fтр)max, возникает относительное проскальзывание. Силу трения в этом случае называют силой трения скольжения. Она всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения и, вообще говоря, зависит от относительной скорости тел. Однако, во многих случаях приближенно силу трения скольжения можно считать независящей от величины относительной скорости тел и равной максимальной силе трения покоя. Эта модель силы сухого трения применяется при решении многих простых физических задач (рис. 1.1.7).

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.7. Реальная (1) и идеализированная (2) характеристики сухого трения.

Опыт показывает, что сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления тела на опору, а следовательно, и силе реакции опоры Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Fтр = (Fтр)max = μN.

Коэффициент пропорциональности μ называют коэффициентом трения скольжения.

Коэффициент трения μ – величина безразмерная. Обычно коэффициент трения меньше единицы. Он зависит от материалов соприкасающихся тел и от качества обработки поверхностей. При скольжении сила трения направлена по касательной к соприкасающимся поверхностям в сторону, противоположную относительной скорости (рис. 1.1.8).

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.1.8. Силы трения при скольжении (υ ≠ 0). Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru – сила реакции опоры, Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru – вес тела, Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru .

При движении твердого тела в жидкости или газе возникает силa вязкого трения. Сила вязкого трения значительно меньше силы сухого трения. Она также направлена в сторону, противоположную относительной скорости тела. При вязком трении нет трения покоя.

Сила вязкого трения сильно зависит от скорости тела. При достаточно малых скоростях Fтр ~ υ, при больших скоростях Fтр ~ υ2. При этом коэффициенты пропорциональности в этих соотношениях зависят от формы тела.

Силы трения возникают и при качении тела. Однако силы трения качения обычно достаточно малы. При решении простых задач этими силами пренебрегают.

ТАБЛИЦА 1. Исходные параметры опыта

№ бриг.
m, кг 2,0 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 2,9 2,7
m 0,10 0,14 0,18 0,22 0,26 0,30 0,34 0,38
a,град
Fвн, Н -4 -3 -2 -1
а,м/с2                

ТАБЛИЦА 2. Результаты измерений и расчётов

№ изм. Сред. знач. d
t, с                        
v, м/с                        
S, м                        
Wк, Дж                        
Wп , Дж                        
Aтр, Дж                        
Aвн , Дж                        
Wполн, Дж                        

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА:

Вычислите по формулам:

а) Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru - скорость тела в конце наклонной плоскости;

б) Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru - длину наклонной плоскости;

в) Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru - кинетическую энергию тела, в конце наклонной плоскости;

г) Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru - потенциальную энергию тела в верхней точке наклонной плоскости;

д) Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru - работу силы трения на участке спуска;

е) Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru - работу внешней силы на участке спуска (определите знак работы исходя из условий эксперимента)

и запишите эти значения в соответствующие строки табл. 2.

Вычислите средние значения этих параметров и запишите их в столбец «средние значения» табл.2.

По формуле Емех1 = Емех2 проверьте выполнение закона сохранения механической энергии при движении тела по наклонной плоскости, рассчитайте погрешности и сделайте выводы по результатам проведённых опытов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чём заключается закон сохранения механической энергии?

2. Для каких систем выполняется закон сохранения механической энергии?

3. В чём состоит различие между понятиями энергии и работы?

4. Чем обусловлено изменение потенциальной энергии?

5. Чем обусловлено изменение кинетической энергии?

6. Необходимо ли выполнение условия замкнутости механической системы тел для выполнения закона сохранения механической энергии?

7. Какие силы называются консервативными?

8. Какие силы называются диссипативными?

9. Тело медленно втаскивают в гору. Зависят ли от формы профиля горы: а) работа силы тяжести; б) работа силы трения? Начальная и конечная точки перемещения тела фиксированы.

10. Тело соскальзывает с вершины наклонной плоскости без начальной скорости. Зависит ли работа силы трения на всём пути движения тела до остановки на горизонтальном участке: а) от угла наклона плоскости; б) от коэффициента трения?

11. По наклонной плоскости с одной и той же высоты соскальзывают два тела: одно массой m, другое массой 2m. Какое из тел пройдёт до остановки по горизонтальному участку путь больший и во сколько раз? Коэффициенты трения для обоих тел одинаковы.

12. Санки массой m скатились с горы высотой Н и остановились на горизонтальном участке. Какую работу необходимо совершить для того, чтобы поднять их на гору по линии скатывания.

13. С одинаковой начальной скоростью тело проходит: а) впадину; б) горку, имеющие одинаковые дуги траекторий и одинаковые коэффициенты трения. Сравните скорости тела в конце пути в обоих случаях.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1_2

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ

Ознакомьтесь с конспектом лекций и учебником. Запустите программу. Выберите «Механика», «Механические колебания и волны» и «Свободные колебания» (сначала математический маятник, потом груз на пружине). Нажмите вверху внутреннего окна кнопку с изображением страницы. Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект. (Если вы забыли, как работать с системой компьютерного моделирования, прочитайте ВВЕДЕНИЕ еще раз.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

* Выбор физических моделей для анализа движения тел.

* Исследование движения тела под действием квазиупругой силы.

* Экспериментальное определение зависимости частоты колебаний от параметров системы.

*

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:

Механические колебания

Гармонические колебания

В технике и окружающем нас мире часто приходится сталкиваться с периодическими (или почти периодическими) процессами, которые повторяются через одинаковые промежутки времени. Такие процессы называют колебательными. Колебательные явления различной физической природы подчиняются общим закономерностям. Например, колебания тока в электрической цепи и колебания математического маятника могут описываться одинаковыми уравнениями. Общность колебательных закономерностей позволяет рассматривать колебательные процессы различной природы с единой точки зрения.

Наряду с поступательными и вращательными движениями тел в механике значительный интерес представляют и колебательные движения. Механическими колебаниями называют движения тел, повторяющиеся точно (или приблизительно) через одинаковые промежутки времени. Закон движения тела, совершающего колебания, задается с помощью некоторой периодической функции времени x = F(t). Графическое изображение этой функции дает наглядное представление о протекании колебательного процесса во времени.

Примерами простых колебательных систем могут служить груз на пружине или математический маятник (рис. 1.2.1).

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.2.1. Механические колебательные системы.

Механические колебания, как и колебательные процессы любой другой физической природы, могут быть свободными и вынужденными. Свободные колебаниясовершаются под действием внутренних сил системы, после того, как система была выведена из состояния равновесия. Колебания груза на пружине или колебания маятника являются свободными колебаниями. Колебания, происходящие под действием внешних периодически изменяющихся сил, называются вынужденными (см. §2.5).

Простейшим видом колебательного процесса являются простые гармонические колебания, которые описываются уравнением

x = xm cos (ωt + φ0).

Здесь x – смещение тела от положения равновесия, xm – амплитуда колебаний, то есть максимальное смещение от положения равновесия, ω – циклическая или круговая частотаколебаний, t – время. Величина, стоящая под знаком косинуса φ = ωt + φ0 называется фазой гармонического процесса. При t = 0 φ = φ0, поэтому φ0 называют начальной фазой. Минимальный интервал времени, через который происходит повторение движения тела, называется периодом колебаний T. Физическая величина, обратная периоду колебаний, называется частотой колебаний:

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Частота колебаний f показывает, сколько колебаний совершается за 1 с. Единица частоты – герц (Гц). Частота колебаний f связана с циклической частотой ω и периодом колебаний T соотношениями:

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

На рис. 1.2.2 изображены положения тела через одинаковые промежутки времени при гармонических колебаниях. Такую картину можно получить экспериментально при освещении колеблющегося тела короткими периодическими вспышками света (стробоскопическое освещение). Стрелки изображают векторы скорости тела в различные моменты времени.

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.2.2. Стробоскопическое изображение гармонических колебаний. Начальная фаза φ0 = 0. Интервал времени между последовательными положениями тела τ = T / 12.

Рис. 1.2.3 иллюстрирует изменения, которые происходят на графике гармонического процесса, если изменяются либо амплитуда колебаний xm, либо период T (или частота f), либо начальная фаза φ0.

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.2.3. Во всех трех случаях для синих кривых φ0 = 0: а – красная кривая отличается от синей только большей амплитудой (x'm > xm); b – красная кривая отличается от синей только значением периода (T' = T / 2); с – красная кривая отличается от синей только значением начальной фазы ( Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru рад).

При колебательном движении тела вдоль прямой линии (ось OX) вектор скорости направлен всегда вдоль этой прямой. Скорость υ = υx движения тела определяется выражением

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

В математике процедура нахождения предела отношения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru при Δt → 0 называется вычислением производной функции x(t) по времени t и обозначается как Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru или как x'(t) или, наконец, как Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru . Для гармонического закона движения Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru вычисление производной приводит к следующему результату:

 
Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Появление слагаемого +π / 2 в аргументе косинуса означает изменение начальной фазы. Максимальные по модулю значения скорости υ = ωxm достигаются в те моменты времени, когда тело проходит через положения равновесия (x = 0). Аналогичным образом определяется ускорение a = ax тела при гармонических колебаниях:

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

следовательно, ускорение a равно производной функции υ(t) по времени t, или второй производной функции x(t). Вычисления дают:

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru

Знак минус в этом выражении означает, что ускорение a(t) всегда имеет знак, противоположный знаку смещения x(t), и, следовательно, по второму закону Ньютона сила, заставляющая тело совершать гармонические колебания, направлена всегда в сторону положения равновесия (x = 0).

На рис. 1.2.4 приведены графики координаты, скорости и ускорения тела, совершающего гармонические колебания.

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой. - student2.ru
Рисунок 1.2.4. Графики координаты x(t), скорости υ(t) и ускорения a(t) тела, совершающего гармонические колебания.

ЗАДАНИЕ: Выведите формулу для циклической частоты свободных колебаний кубика на пружине, лежащего на горизонтальной абсолютно гладкой поверхности.

УКАЗАНИЯ: Выпишите формулу для второго закона Ньютона. Подставьте в нее все реальные силы, действующие на кубик. Спроектируйте полученное векторное уравнение на вертикальную и горизонтальную оси. Проведя тождественные преобразования, получите уравнение, похожее на дифференциальное уравнение свободных колебаний. Константу, являющуюся множителем перед А, приравняйте к квадрату циклической частоты, откуда получите w.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1.

Выберите «Маятник». Установите с помощью движков регуляторов максимальную длину нити L и значения коэффициента затухания и начального угла, указанные в табл. 1 для вашей бригады.

Нажимая мышью на кнопку «СТАРТ», следите за движением точки на графиках угла и скорости и за поведением маятника. Потренируйтесь, останавливая движение кнопкой «СТОП» (например, в максимуме смещения), и запуская далее кнопкой «СТАРТ» . Выберите число полных колебаний N = 3 – 5 и измеряйте их продолжительность Dt (как разность t2- t1 из таблицы на экране).

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Выберите «Груз на пружине». Установите массу груза, значение коэффициента затухания и начальное смещение, указанные в табл. 1 для вашей бригады. Проведите измерения, аналогичные эксперименту 1, уменьшая коэффициент жесткости k каждый раз на 1 Н/м.

Таблица 1. Значения коэффициента затухания (вязкого трения), начального угла отклонения (для первого эксперимента) и начального отклонения (для второго).

Номер бригады b (кг/с) j0 (0) X0 (см) m (кг) Номер бригады b (кг/с) j0 (0) X0 (см) m (кг)
0.8 0.5 0.08 0.7
0.6 0.6 0.07 0.8
0.4 0.7 0.06 0.9
0.2 0.8 0.05 1.0

Таблица 2. Результаты измерений (количество измерений и строк = 8)

Номер измерения N=
L(м) Dt(с) Т(с) Т22)
1.5      
1.4      
...        
g(м/с2)  

Таблица 3. Результаты измерений (количество измерений и строк = 6)

Номер измерения N=
k(H/м) Dt(с) Т(с) w(1/с) w2(1/с2)
       
       
...          

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛ

Наши рекомендации