Тема 1.3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

OОсновные понятия

Научная (исследовательская) программа. Научная картина мира. Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира. Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная.

Этапы становления естественнонаучной картины мира и типы центризма в эволюции человеческой цивилизации на Земле. Наука древнего мира. Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира. Принцип причинности в первоначальной форме и его позднейшее уточнение. Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита. Континуальная исследовательская программа Аристотеля. Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ. Натурфилософская картина мира Аристотеля.

Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения. Естествознание Нового времени (XVII-XIX вв.). Естествознание XX – XXI вв. Крупнейшие достижения науки в XX—XXI веке. Этапы современной научно-технической революции (НТР). Важные проблемы, стоящие перед современной наукой. Научно обоснованный прогноз открытий на ближайшие десять-пятнадцать лет.

& Краткое содержание

Тема 1.3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) - student2.ru

Научная (или натурфилософская) картина мира – это образно-философское обобщение достижений естественных наук. Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

- о материи

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Тема 1.3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) - student2.ru

Возникновение науки

Своим появлением наука обязана стремлением человека к повышению производительности своего труда и, в конечном итоге, уровня жизни. Постепенно, еще с доисторических времён накапливались знания о природных явлениях и их взаимосвязи.

Одной из первых наук стала астрономия, результатами которой активно пользовались жрецы и священнослужители. В число древних прикладных наук входили геометрия — наука о точном измерении площадей, объёмов и расстояний — и механика. В состав геометрии входила и география.

Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

  • Формирование речи;
  • Развитие счёта;
  • Возникновение искусства
  • Формирование письменности;
  • Формирование мировоззрения (миф);
  • Возникновение философии.

На проблему развития самой науки – т.е. даты (времени) и места её рождения имеется несколько разных мнений.

1) Наука существует с тех времен, как только человек начал осознавать себя в своей практической и познавательной деятельности мыслящим существом, т.е. наука существовала всегда, во все времена.

2) Наука возникла в Древней Греции (Элладе) в 6 – 5 вв. до н.э., так как именно тогда и именно там впервые знания соединили с обоснованием (Фалес, Пифагор, Ксенофан).

3) Наука возникла в западноевропейском мире в позднее средневековье (12 – 14 вв.) вместе с особым интересом к опытному знанию и математике (Р. Бэкон).

4) Наука возникает в 16 – 17 вв., т.е. в Новое время; начинается с работ Кеплера, Гюйгенса, но особенно с работ Декарта, Галилея и Ньютона – создателей первой теоретической модели физики на языке математики.

5) Наука начинается в первой трети 19 в., когда исследовательская деятельность была объединена с системой высшего образования.

Периодизация истории естествознания:

Ø I период – натурфилософия (античность VIII в. до н. э. — V в.);

Ø II период – период схоластики (средние века V – XV вв.);

Ø III период – 1) становление естествознания (эпоха Возрождения XIV – XVI вв.); 2) этап механистического естествознания – формирование классического естествознания (XVII – конец XIX);

Ø IV период – период эволюционных идей (вторая половина XIX в.);

Ø V период – период крушения механистического естествознания (большая часть 20 в – этап неклассического естествознания);

Ø VI период – период современного развития науки(последние десятилетия XX – начало XXI вв. – этап формирования постнеклассического естествознания).

Наши рекомендации