Основные элементы малого прямоугольного маршрута в штиль
Указанные в сборниках схемы захода на посадку рассчитаны по истинной воздушной скорости для штиля и условий международной стандартной атмосферы.
Для аэродромов гражданской авиации приняты два варианта схем:
– для самолетов, имеющих приборную скорость полета по кругу более 300 км/ч и вертикальную скорость снижения 10 м/с;
– для самолетов, имеющих приборную скорость полета по кругу 300 км/чи менее, вертикальную скорость снижения 10 м/с именее.
Для схем первого варианта установлена оптимальная ширина прямоугольного маршрута 12 000 м,адля второго варианта – 7000 м.
При заходе на посадку по МПМ по схемам второго варианта соблюдение установленной ШПМ может достигаться и двумя разворотами на 90° (при угле крена 15°) с расстояниями между ними S2:при полете с Vи = 255 км/ч S2 = 3200 м (t2 = 45 с),а при полете с Vи = 300 км/ч S2 = 1720 м(t2 = 21 с).
При угле наклона глиссады 2°40' и входе в глиссаду на высоте 400 мдля схемы первого варианта и 300 мдля схемы второго варианта курсовой угол ДПРМ в точке начала третьего разворота (КУР3) принят равным 240° при левом круге и 120° при правом круге.
Расстояние от траверза ДПРМ до начала третьего разворота (S3) принято равным 6900 м для схемы первого варианта и 4000 м для схемы второго варианта. При увеличении высоты входа в глиссаду на каждые 100 мзначение S3 увеличивается для схемы первого варианта на 2200 м, а для схемы второго варианта – на 2100 м.В этом случае курсовой угол начала третьего разворота равен
КУР3 = 180° ± arctg .
Курсовой угол начала четвертого разворота рассчитывается с учетом максимальных значений радиусов разворота для каждого варианта схем (применительно к самолетам, которым разрешена посадка на данном аэродроме) по следующим формулам:
КУР4 = 270° + arctg + R3 (для левого круга);
КУР4 = 90° – arctg + R3 (для правого круга).
Курсовые углы, полученные по этим формулам, указываются на схемах.
Расчет элементов захода на посадку в штиль производится на основании данных, взятых из схемы захода.
Рис. 12.7. Данные расчета элементов захода на посадку по МПМ в штиль
Пример
ПМПУ = 90°; Hв.г = 400 м;УНГ=2°40'; t2 = 20 с; Sд = 4000 м; SГРМ = 250 м;круг правый; КУР3 = 130°; КУР4 = 77°; самолет АТR-42. Рассчитайте элементы захода на посадку по малому прямоугольному маршруту в штиль (рис. 12.7).
Решение
1. Определяем расстояние от конца первого до начала второго разворота:
S2 = V2t2.
На НЛ-10М получаем S2 = 1670 м.
2. Определяем ширину прямоугольного маршрута:
LШПМ= S2 + R1 + R2 = 1670 + 2640 + 2640 = 6950 м.
3. Определяем расстояние и время полета от траверза ДПРМ до начала третьего разворота:
S3 = ,
где α3 = 180° – КУР3 при правом круге;
α3 = КУР3 – 180° при левом круге.
С помощью НЛ-10М S3 определяется следующим образом. Угол α3, взятый по шкале 4, необходимо установить против L по шкале 5 и против треугольного индекса шкалы 4, отсчитать S3 по шкале 5. Для данного примера получаем:
α3 = 180° – 130° = 50°; S3 = 5830 м.
Находим время полета от траверза ДПРМ до начала третьего разворота:
t3 = = = 72 с.
4. Определяем расстояние от конца четвертого разворота до траверза ГРМ:
Sобщ = Sгpm + SДП + S3 + R3 – R4= 250 + 4000 + 5830 + 2300 – 1830 = 10 550 м.
5. Определяем расстояние от точки входа в глиссаду до траверза ГРМ:
SТВГ = .
С помощью НЛ-10М это расстояние определяется следующим образом. Угол наклона глиссады, взятый по шкале 4, необходимо установить против высоты входа в глиссаду по шкале 5. Затем против треугольного индекса шкалы 4 нужно отсчитать расстояние от ТВГ до траверза ГРМ по шкале 5. Для данного примера получаем SТВГ = 8600 м.
6. Определяем расстояние и время горизонтального полета от конца четвертого разворота до ТВГ:
SГП = Sобщ – SТВГ = 10 550 – 8600 = 1950 м;
tГП = = = 28 с.
7. Определяем время снижения от ТВГ до траверза ГРМ и вертикальную скорость снижения по глиссаде:
Tсн = = = 147 с;
Vв = = = 2,7 м/с.
С помощью НЛ-10М можно определить tgУНГ, SТВГ, tсн, Vy по следующим формулам:
(рис. 12.8, а);
;
(рис. 12.8, б);
(рис. 12.8, в)
А | б |
в |
Рис. 12.8. Ключи для определения элементов предпосадочной прямой на НЛ-10М
Общее время захода на посадку по малому прямоугольному маршруту для самолета Ан-24 составляет 9 мин.
Данные штилевого расчета позволяют выполнить заход на посадку по установленной схеме в штиль и являются основой для расчета элементов захода на посадку с учетом влияния ветра.
39) Учет ветра при расчете…
Для обеспечения полета строго по установленной схеме захода на посадку необходимо учитывать влияние ветра. Рассмотрим порядок расчета элементов захода на посадку на примере.
Пример.
ПМПУ = 90°; δ = 60°; U = 12 м/с; Нв.г = 400 м;УНГ = 2°40'; круг правый; L = 6950 м; t2 = 20 с; S3 = 5830 м; t3 = 72 с;КУР3=130°; КУР4 = 77°; Sгп = 1950 м; SТВГ = 8600 м;самолет АTR-42. Рассчитайте элементы захода на посадку с учетом влияния ветра.
Решение
1. Определяем посадочный угол ветра:
УВпос = δ – ПМПУ = 60° – 90° = –30°.
Если направление ветра меньше ПМПУ, на посадочном курсе ветер дует в левый борт, а если направление ветра больше ПМПУ – в правый борт.
2. Раскладываем вектор ветра на боковую и встречную составляющие:
Uб = UsinУBпос = 6 м/с; UB = Usin (90° – УBпос) = 10 м/с.
Эти значения определяются с помощью НЛ-10М (рис. 12.9).
Рис. 12.9. Ключ для разложения вектора ветра на составляющие на НЛ-10М
3. Определяем углы сноса по участкам прямоугольного маршрута.
Знаки углов сноса при встречно-боковом ветре на посадочном курсе определяются по следующему правилу. Знак УСпос противоположен знаку УВпос. УС3 имеет тот же знак, что УВпос. При правом круге УС2 положительный, а при левом – отрицательный. Знак УС4 противоположен знаку УС2
Формулы для расчета УС:
tgУСпос = ; tgУС2 = ; tgУС3 = ;tgУС4 = .
Эти данные находятся с помощью НЛ-10М (рис. 12.10). В результате получаем: УСпос = +6°; УС2 = +7°; УС3 = –4°; УС4 = –8°.
Рис.12.10. Ключи для определения УС на НЛ-10М
4. Рассчитываем магнитные курсы по участкам прямоугольного маршрута:
МКпос = ПМПУ – (± УСпос) = 90° – (+ 6°) = 84°;
МК2 = ПМПУ ± 90° – (±УС2) = 90° + 90° – (+ 7°) = 173°;
МК3 = ПМПУ ± 180° – (± УС3) = 90° + 180° – (–4°) = 274°;
МК4 = ПМПУ ± 90° – (± УС) = 90° – 90° – (–8°) = 8°.
5. Определяем путевые скорости по участкам прямоугольного маршрута:
W2 = V2 ± Uб = 83 + 6 = 89 м/с;
W3= V3 ± Uв= 81 + 10 = 91 м/с;
Wгп = Vгп ± Uв = 69 – 10 = 59 м/с;
Wпл = Vпл ± Uв = 58 – 10 = 48 м/с.
6. Определяем время полета по участкам прямоугольного маршрута:
– от ДПРМ до начала первого разворота:
t1 = 10 с + 2Uв= 10 с + 2·10 = 30 с;
– от конца первого разворота до начала второго разворота:
t2 = tшт2 ± tупр;
;
tобщ2= tшт2 + 2t90 = 20 + 2·50 = 120 с.
При попутной боковой составляющей время упреждения вычитается, а при встречной прибавляется. Решая формулу для tупр на НЛ-10М (рис. 12.11), получаем: tупр = 8 с; t2 = 20 – 8 = 12 с;
Рис.12.11. Ключ для определения времени упреждения на НЛ-10М
– от траверза ДПРМ до начала третьего разворота:
t3 = tшт3 ± t упр;
;
tобщ3 = tшт3 + t903+ t904= 72 + 47 + 42 = 161 с.
В результате вычислений получаем:
tупр = 18 с; t3 = 72 – 18 = 54 с.
Для определения времени упреждения при полете от траверза ДПРМ на НЛ-10М необходимо tобщ3, взятое по шкале 2,подвести против W3,взятой по шкале 1. Затем против Uв,взятой по шкале 1, отсчитать tупр по шкале 2;
– время горизонтального полета от момента окончания четвертого разворота до ТВГ:
tГП = = = 33с.
7. Определяем время и вертикальную скорость снижения при помощи НЛ-10М, для этого необходимо индекс «10» шкалы 1 установить против значения Wпл, взятого по шкале 2.Затем против SТВГ, взятого по шкале 1, отсчитать tснпо шкале 2, а против значения УНГ, взятого по шкале 4, отсчитать Va по шкале 1. Получаем: tсн = 3 мин; Vв = 2,2 м/с.
8. Определяем курсовые углы радиостанции:
– курсовой угол траверза ДПРМ:
КУРтр = 90° (270°) + (± УC3)= 90° + (–4°) = 86°;
– курсовой угол начала третьего разворота:
КУР3 = КУРшт + (± УС3) + (± ΔКУР3);
ΔКУР3 = a3 – ; tg = ;
.
Величины и рассчитывают с помощью НЛ-10М. Для определения угла на НЛ-10М необходимо треугольный индекс шкалы 4 установить на по шкале 5. Затем против L, взятой по шкале 5,отсчитать угол по шкале 4. В результате получаем: = 4910 м; = 55°; ΔКУР3 = 50° – 55° = –5°.
ΔКУР3 всегда имеет тот же знак, что и УС4
КУР3 = 130° + (–4°) + (–5°) = 121°.
КУР3 можно определять также по формуле
КУР3 = 180° ± + (±УС3).
В этой формуле угол берется со знаком «+» при левом круге и со знаком «–» при правом;
– курсовой угол четвертого разворота:
КУР4 = КУРшт + (± УС4) + (± ΔКУР4);
tgΔКУР4 = ; Sотн = Uвt904.
Величина Sотн определяется с помощью на НЛ-10М или рассчитывается в уме. Для определения угла ΔКУР4 на НЛ-10М необходимо треугольный индекс шкалы 4 установить на S3 + R3 по шкале 5, затем против Sотн, взятого по шкале 5, отсчитать ΔКУР4 по шкале 4. В результате получаем
S3 + R3 = 5830 + 2300 = 8130 м;
Sотн = 6·42 = 252 м; ΔКУР4 = + 2°.
ΔКУР4 всегда имеет тот же знак, что и УСпос:
КУР4 = 77° + (–8°) + (+2°) = 71°;
– курсовой угол посадочный:
КУРпос =360°+ (±УСпос) =360°+(+6°) = 6°.
Рассчитанные данные для захода на посадку заносятся в таблицу и на профильную схему в штурманском бортовом журнале.