Неклассического естествознания

Успехи специальной и общей теории относительности привели к тому, что релятивизм как методологический принцип вновь занял важное место в концептуальном аппарате современного естествознания.

Релятивизм берет свое начало в учении древнегреческих софистов и лежит в основе античного скептицизма, который преувеличивает неполноту и условность знания, его зависимость от условий процесса познания. Абсолютизация относительности знаний особенно усилилась на рубеже XIX-XX вв. и была подвергнута критике со стороны философов и ученых-естествоиспытателей. Известно высказывание М. Планка: «Нет большего заблуждения, чем выражение «все относительно»... Без предпосылки существования абсолютных величин не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория». Аналогичные взгляды можно найти в философских произведениях В. И. Ленина: «Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм».

Тем не менее, в неклассическом естествознании удельный вес релятивизма заметно возрос. «Онтологическим» источником такого возрастания является зависимость объективных характеристик реальных процессов от фактических условий их протекания: в различных контекстах существования свойства вещей варьируются. Релятивизм связан с полифундаментальностью, многослойностью мира, имеющего плюралистическую структуру, которая определяет и предопределяет изменчивость его параметров. Причем это относится не только к формам, способам и условиям бытия вещей, но и к таким универсальным отношениям как причинно-следственные связи. Например, в микромире при наличии сильных неоднородных полей причинно-следственная схематика событий может изменяться.

С гносеологической точки зрения возврат к релятивизму обусловлен тем, что «привилегированные системы отсчета», по-видимому, являются «спекулятивными химерами». Знание не безотносительно, оно сцеплено с приемами мыслительной и экспериментальной обработки действительности, процедурами идентификации объектов, правилами их интерпретации и т.д.

В качестве специфической черты неклассического естествознания релятивизм, безусловно, поддерживающий плюрализм, свободу выбора, действия, не может быть, однако, отождествлен с субъективизмом. Релятивизм не есть гносеологический анархизм, отрицание обязательности познавательных норм, объективных критериев правильности, состоятельности познания, он не исключает признания абсолютов. Такие концептуальные абсолюты входят в знание через универсальные законы научного исследования: на эмпирическом уровне - посредством экспериментальных методик, рецептов «обращения» с объектами, метрической и функциональной системы понятий; на теоретическом уровне - посредством структурных правил преобразования внутренних «единиц» теории (инварианты, симметрия, фундаментальные константы и т.д.), гарантирующих непротиворечивость перехода от одних систем координат к другим.

Вопросы для самопроверки:

1. В связи с чем возникло представление об абсолютно неподвижном эфире?

2. Какие постулаты лежат в основе специальной теории относительности Эйнштейна?

3. Что такое преобразования Лоренца и какие «парадоксальные» с точки зрения классической механики выводы из них следуют?

4. Почему масса ядра уменьшается по сравнению с суммой масс нуклонов, из которых это ядро получилось?

5. В чем заключается физический смысл искривленного 4-х мерного пространства-времени, введенного Эйнштейном в общей теории относительности?

1 Аналогичное мнение высказывал один из великих предшественников Ньютона Р. Декарт: «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, т.е. такого пространства, в котором нет никакой субстанции, то очевидно, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства как внутреннего места не отличается от протяжения тела... Поэтому относительно пространства, предполагаемого пустым, должно заключить, что раз в нем есть протяжение, то с необходимостью в нем должна быть и субстанция».

1 Следует отметить, что во времена Галилея речь шла только о законах механики.

1Если строго придерживаться концепции близкодействия, то следует признать, что не только электромагнитное, но и гравитационное, и другие фундаментальные физические поля, описывающие взаимодействия в природе, нужно рассматривать как особое состояние вакуума. Более того, когда к электромагнитному полю применили квантовый подход, оказалось, что в пустоте непрерывно происходят колебания этого поля, рождаются и исчезают элементарные частицы. Например, при столкновении некоторых частиц из вакуума возникает целый «сноп» других частиц. Так что вакуум оказывается «переполненным» частицами.

2 Как известно, в физике под «часами» понимают любой периодический процесс.

Наши рекомендации