Основные исполнение машин брызгозащитное, имеется модификация с закрытым
исполнением. 11 габаритов серии охватывают диаметр якоря от 83 до 368 мм.
Примеры типов двигателей серии П:
П-81, П-82
Расшифровка обозначения типа: машина серии П, 8-го габарита по диаметру якоря, 1-го
и 2-го размера по длине якоря.
2. Серия 2П. РН=0,13-200 кВт; UН=110-220 В
Серия предназначена для рекуперативных ЭППТ при питании от ТППТ.
Высота оси вращения 63-1000 мм.
Примеры обозначений типов двигателей серии 2П:
2П-160L, 2П-400S.
Расшифровка обозначения типов: двигатели серии 2П; 160-400 – высота осей вращения, мм;
L,S – длина якорей. (L-длинная, S-короткая, М -средняя)
Серия 2П имеет встроенный тахогенератор.
3. Серия 4П. UН=110,220 В, nН=750-3000 об/мин
Номинальный вращающийся момент МН=2,3-1500 Н*м
4. Серия Д (краново-металлургическая серия).
Эти двигатели предназначены для повторно-кратковременного режима работы, номинальный ПВ%Н=40%.
Допускают от 300 до 2000 включений в час.
РН=2,4-83 кВт; UН=220,440 В;
Тихоходные двигатели имеют nН=460-1200 об/мин
Быстроходные двигатели имеют nН=1050-1460 об/мин
Двигатели серии Д имеют меньший момент инерции JД по сравнению с двигателями общепромышленного исполнения.
Двигатели имеют следующие перегрузки по току якоря в течении времени:
1) Д12-Д32, IДОП=3.IН, t=30 c.
2) Д41, Д806-Д818, IДОП=3.IН, t=60 c.
5. Серия двигателей для электроприводов металлообрабатывающих станков: БПВ, 2П, ПБ2П, ПО2П, 2ПФЩ, 4П, ПБСТ,ПГТ,ДК1,ДК2.
Двигатели имеют встроенные тахогенераторы серии ТС, ТСТ, ТС3Р, ТС3П и др.
Технические данные других серий двигателей приведены в (2,3).
Методика рачета
1) Расчет естественных характеристик w(I) и
Для расчета естественной электромеханической w(I) и механической характеристик следует использовать известные уравнения /1;13;14/:
1.2
где U=UH; ;
Конструктивный коэффициент -
Задаваясь током якоря I или электромагнитным моментом М в определенных пределах, рассчитать и построить характеристики w(I), .
Известно, что характеристики рассматриваемого электропривода при принятых допущениях (1) являются линейными. Линейные характеристики целесообразно построить по двум характерным точкам, которые имеют следующие координаты в осях w(I) , :
1 точка:
2 точка:
Координаты первой точки (режим идеального холостого хода привода)
или
Коэффициент ЭДС двигателя при номинальном потоке ФН:
(В.с) (2.2)
Сопротивление якорной цепи ДПТНВ:
, (3.2)
где RЯХ – сопротивление якорной цепи в холодном состоянии;
a =0,004 – температурный коэффициент сопротивления меди (a=0,0042 – для алюминия);
tНАГР, tХ – температуры двигателя в нагретом (рабочем) и холодном состояниях.
rЯ – сопротивление якоря в относительных единицах.
- номинальное сопротивление машины
Согласно ГОСТ 183-74 в электрических машинах при классах нагревостойкости изоляции обмоток А Е В tНАГР=750С, а при классах изоляции F и H tНАГР=1150С /2/.
Сопротивление RЯХ согласно /2,3,4/:
Если не представляется возможным найти составляющие последнего выражения можно использовать формулу (1):
;
Формула дает сопротивление RЯ в нагретом состоянии.
Величину сопротивления RЯ можно рассчитать иначе:
(Для алюминия принят коэффициент - 245)
Отсюда зная величину сопротивления RЯ в нагретом состоянии, можно определить температуру нагрева обмотки якоря двигателя:
Номинальная угловая скорость вращения:
(1/с)
Для нахождения координат второй точки естественной характеристики определяется номинальный электромагнитный момент:
(Н*м) (4.2)
По найденным координатам расчетных точек строятся естественные характеристики w(I) и . (см. рис.1.2).
Рис. 1.2. Семейство характеристик ЭППТ с ДНВ.
Помимо рассмотренной выше методики расчета характеристик в абсолютных (именованных) единицах известен метод расчета характеристик в относительных единицах.
Уравнения характеристик и n(m) в относительных единицах:
где - относительная угловая скорость вращения;
- относительный ток якоря двигателя;
- относительный электромагнитный момент;
- относительное сопротивление якоря цепи двигателя,
- номинальное сопротивление ДПТНВ.
Важно, что при i=m=1 , т.е. при номинальной нагрузке двигателя относительное падение скорости равно относительному сопротивлению .
Характеристики привода n(i), n(m) показаны на рис. 2.2.
Рис.2.2. Характеристики привода в относительных единицах
II Расчет искусственных характеристик
Известны три вида искусственных характеристик.
А. Искусственные (реостатные) характеристики при
RД – дополнительное сопротивление, включенное в якорную цепь двигателя, считаем его известным.
При заданном RД расчет характеристик выполняется аналогично расчету естественной характеристики по двум точкам, с использованием уравнений:
Коэффициент К (см. ранее) остался неизменным, т.к. его значение не зависит от RД. Реостатные характеристики см. на рис. 1.2.
Если требуется определить значение RД, которое необходимо включить в цепь якоря ДПВ, чтобы реостатная характеристика проходила через точку 1 (рис.1.2.) с заданными координатами [w1, М1], то
Значение добавочного сопротивления можно получить также, используя формулу /13/:
,
где - статические падения скорости на искусственной и естественной характеристиках в заданной точке 1 (рис. 1.2.).
Реостатные характеристики можно рассчитать в относительных единицах.
Б. Искусственные характеристики при U=var ДПТНВ.
Расчет характеристик w(I), w(М) при U=U1< UH выполняют также по двум точкам, используя уравнения (U1 известно):
Коэффициент остается неизменной величиной. Характеристика, соответствующая условию U1< UН, показана на рис. 1.2.
Если требуется определить напряжение U1, которое необходимо подать на якорную цепь ДПТНВ, чтобы он работал на заданной точке 1 (рис. 1.2.) искусственной характеристики, его вычисляют по формуле:
(5.2.)
В Искусственные характеристики при Ф=var.
Расчет характеристик при ослабленном магнитном потоке Ф=Ф2< ФН выполняется по условиям (Ф2 задано):
Здесь - коэффициент ЭДС двигателя, соответствующий ослабленному значению магнитного потока. Конструктивный коэффициент:
где РП, N, WЯ , а - соответственно число пар полюсов ОВД, активных проводников, витков и пар параллельных ветвей обмотки якоря (см. обмоточные данные ДПТ НВ/2,3,4/).
Характеристика при Ф2 <ФН показана на рис.1.2.
Если требуется определить значение потока Ф2, обеспечивающего работу двигателя в точке 2 (рис. 1.2.) с заданными координатами [w2, М2], предварительно вычисляется коэффициент К2, соответствующий этому потоку:
(6.2.) или
тогда
(Вб)
Зная найденное значение Ф2 и имея кривую намагничивания машины Ф=f(IВ), находится ток возбуждения IВ2, который должен протекать по ОВД для создания этого потока (рис. 3.2.).
Добавочное сопротивление, которое следует включить в цепь ОВД для обеспечения этого тока
;
где UВН, RОВ – номинальное напряжение возбуждения двигателя и активное сопротивление ОВ в нагретом состоянии.
Кривую намагничивания машины необходимо предварительно рассчитать и построить в системе координат Ф(IВ)
Ниже в табличном виде приведена универсальная кривая намагничивания ДПТНВ (7,с.34)
Таблица 1.2.
IВ | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
j | 0,20 | 0,37 | 0,53 | 0,65 | 0,74 | 0,82 | 0,88 | 0,93 | 0,96 | 1,0 | 1,03 | 1,05 | 1,07 |
Здесь , , ФН Вб
Используя данные табл.1.2., необходимо построить кривую намагничивания Ф=f(IВ) в абсолютных единицах. (рис.3.2.).
Рис. 3.2. Характеристика намагничивания ДПТ.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если ОВД питается от тиристорного возбудителя, то на нее необходимо подать напряжение:
III. Расчет сопротивлений пусковых резисторов
Возможны графический и аналитический метод расчета /4/.
Рассмотрим графический метод. На рис 4.2. изображена схема реостатного пуска ДПТ и соответствующая ей пусковая диаграмма. На схеме рис.4.2а Л, 1У, 2У, 3У - контакты контакторов соответственно линейного и ускорения; ч1, ч2, ч3, R1, R2, R3 – сопротивления секций и ступеней пусковых резисторов.
На пусковой диаграмме (рис. 4.2б) обозначены соответственно:
М1, I1 – пусковые моменты и ток ДПТ; М2, I2 – момент и ток переключения; МС, IС – статические момент и ток якоря.
При построении пусковой диаграммы принято:
где МДОП, IДОП – допустимые по условиям коммутации ДПТНВ момент и ток.
Для двигателей серии Д МДОП задается в каталогах (справочниках), тогда
Для двигателей серии П, 2П принимают
при Ф=ФН или w=0¸wН
При Ф<ФН (w>wН)
Кроме того
Рис. 4.2. Схема реостатного пуска и пусковая диаграмма ЭППТ с ДНВ.
Сопротивление первой пусковой ступени
Сопротивление ступеней и секций пускового реостата соответственно:
,
,
Рассмотрим аналитический метод расчета пусковых резисторов.
Задаются числом m пусковых ступеней (на рис.4.2а m=3).
Рассчитывается сопротивление R1 первой ступени (см. выше). Далее рассчитывается величина l - отношение моментов (токов) пускового и переключения:
Тогда сопротивления ступеней и секций:
,
IV. Расчет сопротивлений тормозных резисторов.
Тормозное сопротивление для режима динамического торможения (см. характеристику А на рис. 1.2):
,
где wНАЧ – начальная скорость торможения (в частном случае ); .
Коэффициент К определяется по формуле 2.2.
Тормозное сопротивление для режима противовключения (см. характеристику В на рис. 1.2.):
Расчет характеристик w(I), w(М) в режиме динамического торможения при заданном значении RТ выполняется по формулам:
Расчет характеристик в режиме противовключения выполняется по известным уравнениям реостатных характеристик w(I), w(М) /1;13;14/.
V. Расчет параметров структурной схемы привода.
Структурная схема электропривода приведена в /1/
Ниже приведена одна из возможных структурных схем ЭППТ с ДНВ.
Рис. 5.2. Структурная схема ЭППТ с ДНВ.
Структурная схема соответствует условиям: Мс=const, Ф=ФН=const.
В общем случае параметрами структурной схемы являются: b - модуль жесткости механической характеристики привода; ТЯ, ТВ, ТМ – электромагнитные постоянные времени якорной цепи и ОВД, а также электромеханическая постоянная; J – момент инерции привода.
Модуль жесткости b можно рассчитать по одной из формул:
; (7.2.) ;
где Кi – коэффициент ЭДС двигателя, соответствующий i-му значению магнитного потока Фi ;
RД – дополнительное сопротивление в якорной цепи ДПТ (возможно, RД=0);
МКЗ, w0 – момент короткого замыкания и скорость идеального холостого хода на искомой характеристике w(М);
w(МН) – скорость вращения привода на характеристике при номинальном МН моменте двигателя.
Электромагнитная постоянная времени ТЯ:
, (с)
Индуктивность якорной цепи ДПТ НВ (формула Уманского):
(Гн) (8.2.)
где К1=0,5¸0,6 – для некомпенсированных ДПТ (мощность до 100 кВт);
К1=0,2¸0,25 – для компенсированных ДПТ (мощность > 1000 кВт);
РП – число пар полюсов машины.
ПРИМЕЧАНИЕ: в расчетах, не требующих большей точности, принимают LЯ=const.
Электромагнитную постоянную TВ контура ОВД (без учета влияния вихревых токов ):
(с) (9.2.)
где RВ, RДВ – сопротивления ОВД и добавочного в ее цепи, определение последнего см. ранее.