Вершинина Л.В. преподаватель
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»
Разработал
Вершинина Л.В. преподаватель
общеобразовательных дисциплин
Уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Домашние контрольные работы………………………………………………….5
1.1. Перечень тем домашних контрольных работ……………….…….….…….5
1.2. Порядок оформления и решения задач.….…………………………………5
1.3. Задания к домашней контрольной работе……...………….….……………6
1.3.1. Домашняя контрольная работа № 1…………….…………………….6
1.3.2. Домашняя контрольная работа № 2………………………………….8
1.3.3. Домашняя контрольная работа № 3……….…………….……..…….10
1.3.4. Домашняя контрольная работа № 4………………………………….13
1.3.5. Домашняя контрольная работа № 5………………………………….14
1.3.6. Домашняя контрольная работа № 6………………………………….17
1.3.7. Домашняя контрольная работа № 7………………………………….18
1.3.8. Домашняя контрольная работа № 8………………………………….20
1.3.9. Домашняя контрольная работа № 9………………………………….31
1.3.10. Домашняя контрольная работа № 10………………………………...34
1.3.11. Домашняя контрольная работа № 11………………………………...36
1.3.12. Домашняя контрольная работа № 12………………………………...38
1.3.13. Домашняя контрольная работа № 13………………………………...41
1.3.14. Домашняя контрольная работа № 14………………………………...43
1.4. Критерии оценки решения задач…………………………………….……..46
1.5. Критерии оценки домашних контрольных работ………………….……...47
2. Выполнение презентаций………………………………………….……………48
3. Сроки выполнения самостоятельной работы…………………………………..52
4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
Дополнительной литературы……………………………………….……………54
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дорожная карта» регламентирована ФГОС СПО и разработанана основе «Методических рекомендаций по планированию, организации, контролю и оценке самостоятельной работы студентов (СРС), осваивающих ОПОП, сформированных на основе ФГОС СПО в рамках учебной дисциплины БОУ СПО «ГТК».
«Дорожная карта» обеспечивает единый подход к процедуре планирования и организации самостоятельной работы студентов 1 курса естественно-научных специальностей по дисциплине «Физика».
Согласно требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса колледжа каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
– углубления и расширения теоретических знаний;
– формирования умений использовать специальную литературу;
– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
– развития исследовательских умений;
– развитие вычислительных способностей.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физика» включает в себя:
– подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, лабораторным, проверочным работам) и выполнение соответствующих заданий;
– выполнение домашних контрольных работ;
– выполнение проектов (электронных презентаций).
Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение:
– в рабочем учебном плане по дисциплине;
– в рабочих программах учебной дисциплины по специальностям с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
– готовность студентов к самостоятельному труду;
– мотив к получению знаний;
– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, рекомендаций по выполнению самостоятельной работы студентов, дорожных карт (технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута студента), доступа в сеть Интернет;
– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» рассчитана на 145 час, из них аудиторные занятия – 97 час, в том числе, на изучение теоретического материала отводится – 49 часов, на лабораторно-практические занятия – 48 часов. На самостоятельную работу студентов отводится 48 часов.
ВСР направлена на самостоятельное выполнение заданий учебно-познавательного, и практического характера, обеспечивающие достижение планируемых результатов формирования общих компетенций.
В «Дорожной карте» установлен алгоритм организации СРС и критерии ее оценки; содержится описание видов деятельности, объем времени на выполнение заданий, сроки отчета по результатам каждого этапа.
Содержание заданий по разделам и темам определены в соответствии с компетенциями, требуемыми ФГОС, конкретизированы формы и методы контроля результатов. Работа содержит вопросы энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности (отмечены значком *), вопросы обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды (отмечены значком **) и региональный этнокультурный компонент (отмечен значком ***).
Рабочей программой дисциплины «Физика» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Выполнение уровневых домашних контрольных работ
2. Выполнение электронных презентаций.
3. Изучение теоретического материала для последующего написания проверочных работ на занятии и сдачи экзамена.
Виды заданий для самостоятельной работы включают:
1. на подготовительном этапе:
- поиск источников и материалов (первоисточники, дополнительная учебная литература, справочники);
- ознакомление и использование аудио- и видеозаписей, компьютерных технологий и др.;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.);
2. на основном этапе:
- решение вариативных задач и упражнений;
- выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ;
3. на заключительном этапе:
- оформление отчета;
- защита работы;
- сдача оформленного отчета.
К основным методам оценки, используемым в обучении, относятся:
- сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующий освоение ими требуемых компетенций;
- беседа, собеседование;
- индивидуальные или групповые проекты;
Вид заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер имеют дифференцированный характер, учитывают специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Для отслеживания последовательности выполнения работ созданы дорожные карты, в которых рассматриваются этапы выполнения, требования к работам и критерии оценки работ.
За выполнение домашних контрольных работ и проектов выставляются оценки по пятибалльной системе, которые отмечаются в журнале контроля выполнения самостоятельной работы студентами, и выставляются текущими оценками в классном журнале в порядке их выполнения.
1. ДОМАШНИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Домашние контрольные работа выполняется в процессе изучения основных тем курса физики: всего 14 работ. Для того чтобы студенты могли оценить свои возможности и способности предлагается выполнение уровневых контрольных работ, которые призваны систематизировать знания, позволяют повторить и закрепить материал. При их выполнении студенты не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у преподавателя, родителей, однокурсников.
Домашние контрольные работы выполняются в специальной тетради (48 листов). Каждая работа начинается с нового листа и имеет соответствующее название.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
1. Выбранный уровень контрольной работы.
2. Уровень усвоения студентом учебного материала.
3. Умение студента использовать теоретические знания при решении задач.
4. Сформированность общеучебных умений и навыков.
5. Оформление задач в соответствии с требованиями к решению задач.
6. Обоснованность и четкость изложения ответа.
7. Аккуратность при оформлении ответов.
1.1. Перечень тем домашних контрольных работ:
1. Кинематика.
2. Динамика.
3. Законы сохранения.
4. Основы молекулярной физики.
5. Агрегатные состояния вещества и термодинамика.
6. Основы термодинамики.
7. Электрическое поле.
8. Законы постоянного тока.
9. Магнитное поле.
10. Электромагнитная индукция.
11. Механические колебания и волны.
12. Электромагнитные колебания и волны
13. Оптика.
14. Элементы квантовой физики.
1.2. Порядок оформления и решения задач:
Этап: подготовительный
- Прочитать задачи.
- Проанализировать текст задач.
- Рассмотреть литературу, лекции, справочный материал.
- Записать дано.
- Перевести все величины в СИ.
- Записать постоянные величины, используемые в решении задачи.
Этап: основной
Решение задач с подробным объяснением
- Начертить рисунок, в соответствии с текстом задачи.
- Указать направление осей координат, векторов и их направление.
- Выполнить пояснения к рисунку в буквенном виде.
- Записать исходные формулы с пояснениями.
- Вывод конечной формулы.
- Выделить конечную формулу для расчета.
- Произвести проверку единиц измерения.
- Выполнить вычислительные операции.
- Записать ответ.
3 этап: заключительный: сдача работы.
ЗАДАНИЯ К ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.3.1. Домашняя контрольная работа по дисциплине «Физика» №1
По теме «Кинематика»
- Перевести единицы измерения:
Вариант | В метры | В секунды | В килограммы | В м2 | В м3 | В м/с |
21 мм | 2 ч 10 мин | 35 г | 20 см2 | 68 дм3 | 36 км/ч | |
22 мм | 3 ч 15 мин | 45 г | 30 см2 | 70 дм3 | 54 км/ч | |
23 мм | 4 ч 2 мин | 55 г | 40 см2 | 72 дм3 | 72 км/ч | |
24 мм | 5 ч 3 мин | 340 г | 25 см2 | 74 дм3 | 108 км/ч | |
25 мм | 6 ч 4 мин | 350 г | 35 см2 | 75 дм3 | 18 км/ч | |
26 мм | 7 ч 30 мин | 900 г | 45 см2 | 76 дм3 | 90 км/ч | |
27 мм | 8 ч 50 мин | 990 г | 50 см2 | 77 дм3 | 126 км/ч | |
28 мм | 9 ч 10 мин | 540 г | 55 см2 | 78 дм3 | 9 км/ч | |
29 мм | 10 ч 33 мин | 333 г | 60 см2 | 80 дм3 | 45 км/ч | |
30 см | 11 ч 10 мин | 567 г | 65 см2 | 20 дм3 | 117 км/ч | |
31 см | 2 ч 20 мин | 33 т | 22 мм2 | 30 см3 | 230 см/мин | |
32 см | 3 ч 15 мин | 34 т | 24 мм2 | 40 см3 | 240 см/мин | |
33 см | 4 ч 45 мин | 35 т | 26 мм2 | 25 см3 | 55 см/мин | |
34 см | 5 ч 30 мин | 36 т | 28 мм2 | 35 см3 | 45 см/мин | |
35 см | 6 ч 50 мин | 37 т | 32 мм2 | 45 см3 | 100 см/мин | |
36 см | 7 ч 30 мин | 38 т | 34 мм2 | 50 см3 | 110 см/мин | |
37 см | 8 ч 10 мин | 39 т | 36 мм2 | 55 см3 | 50 см/мин | |
38 см | 9 ч 20 мин | 40 т | 38 мм2 | 60 см3 | 250 см/мин | |
39 см | 10 ч 55 мин | 45 т | 42 мм2 | 65 см3 | 220 см/мин | |
40 см | 11 ч 10 мин | 12 т | 44 мм2 | 79 дм3 | 245 см/мин | |
41 дм | 2 ч 25 мин | 23 ц | 46 дм2 | 22 мм3 | 34 дм/мин | |
42 дм | 3 ч 10 мин | 24 ц | 48 дм2 | 24 мм3 | 40 дм/мин | |
43 дм | 4 ч 15 мин | 25 ц | 50 дм2 | 26 мм3 | 46 дм/мин | |
44 дм | 5 ч 25 мин | 34 ц | 52 дм2 | 28 мм3 | 50 дм/мин | |
45 дм | 6 ч 30 мин | 44 ц | 54 дм2 | 32 мм3 | 90 дм/мин | |
46 дм | 7 ч 35 мин | 78 ц | 56 дм2 | 34 мм3 | 100 дм/мин | |
47 дм | 8 ч 40 мин | 11 ц | 58 дм2 | 36 мм3 | 120 дм/мин | |
48 дм | 9 ч 45 мин | 22 ц | 60 дм2 | 38 мм3 | 180 дм/мин | |
49 дм | 2 ч 55 мин | 89 ц | 62 дм2 | 42 мм3 | 240 дм/мин | |
50 дм | 3 ч 12 мин | 12 ц | 64 дм2 | 44 мм3 | 360 дм/мин |
- Первый участок пути длиной S1, тело проходит с постоянной скоростью 1 за время t1. Второй участок пути тело движется со скоростью 2 за время равное t2.
1). С какой скоростью 1 двигалось тело на первом участке?
2). Какой путь прошло тело на втором участке?
3). Чему равна средняя скорость движения тела на двух участках?
Вариант | S1, км | t1, ч | 2, км/ч | t2 , ч |
Вариант | S1, км | t1, ч | 2, км/ч | t2 , ч |
3,5 | ||||
- Тело имело начальную скорость 0 и за время t его скорость изменилась до .
1). Как двигалось тело на этом участке? С каким ускорением а, двигалось тело?
2). Какой путь прошло тело за это время? Напишите уравнение зависимости скорости, и пути пройденного телом от времени на этом участке.
3). Начертите график зависимости скорости, ускорения и пути от времени от времени для этого участка.
Вариант | 0, м/с | t, с | , м/с | Вариант | 0, м/с | t, с | , м/с |
- Вращающийся диск диаметром d за время t делает N оборотов.
1). Определите радиус R диска, период Т и частоту v его вращения.
2). Вычислите линейную скорость движения крайних точек диска.
3). Чему равно центростремительное ускорение а?
Вариант | d, м | t, мин | N | Вариант | d, м | t, мин | N |
2,5 | 2,8 | ||||||
3,2 | 2,2 | ||||||
4,4 | 3,2 | ||||||
5,4 | 3,4 | ||||||
1,8 | 3,6 | ||||||
6,2 | 3,8 | ||||||
2,2 | 4,2 | ||||||
3,4 | 4,4 | ||||||
4,6 | 4,6 | ||||||
5,4 | 4,8 | ||||||
5,2 | 1,2 | ||||||
6,2 | 1,4 | ||||||
6,6 | 1,6 | ||||||
3,4 | 1,8 | ||||||
2,2 | 1,22 |
1.3.2. Домашняя контрольная работа по дисциплине «Физика» №2
По теме «Динамика»
1. Человек массой М, стоя на коньках, отталкивает от себя шар массой m с силой Fш.
1). Какое ускорение получает шар аш?
2). С какой силой шар действует на человека Fч?
3). Какое ускорение получает при этом человек ач?
Вариант | M, кг | m, кг | F, Н |
Вариант | M, кг | m, кг | F, Н |
2. Космический корабль массой m приблизился к орбитальной космической станции массой M на расстояние R.
1). Перевести все единицы измерения в СИ.
2). Найти силу их взаимного притяжения F.
3). Как изменится сила взаимного притяжения корабля и космической станции при уменьшении расстояния между ними в два раза.
Вариант | m, т | M, т | R, км | Вариант | m, т | M, т | R, км |
3. На тросе висит груз массой m, коэффициент жесткости троса k. Нарисовать чертеж.
1). Чему равна сила тяжести, действующая на груз, вес груза и сила упругости, возникающая в тросе, если груз неподвижен?
2). Найти удлинение троса при равномерном поднятии груза вертикально вверх. Чему равен вес тела?
3). Найти удлинение троса, если груз поднимают вертикально вверх с ускорением а. Чему равен вес тела?
Вариант | m, кг | k, кН/м | а, м/с2 | Вариант | m, кг | k, кН/м | а, м/с2 |
Вариант | m, кг | k, кН/м | а, м/с2 | Вариант | m, кг | k, кН/м | а, м/с2 |
4. Сани массой m, движутся под действием неизвестной постоянной силы F, коэффициент трения между полозьями саней и снегом µ. Нарисовать чертеж.
1). Чему равна сила тяжести Fт и сила трения Fтр, действующая на сани, когда они не движутся?
2). Чем равна сила F, действующая на сани, если сани движутся равномерно?
3). Чем равна сила F, действующая на сани, если сани движутся с ускорением а?
Вариант | m, кг | µ | а, м/с2 | Вариант | m, кг | µ | а, м/с2 |
0,2 | 0,1 | ||||||
0,3 | 0,3 | ||||||
0,4 | 0,2 | ||||||
0,5 | 0,1 | ||||||
0,3 | 0,2 | ||||||
0,4 | 0,3 | ||||||
0,5 | 0,4 | ||||||
0,1 | 0,5 | ||||||
0,4 | 0,6 | ||||||
0,3 | 0,4 | ||||||
0,2 | 0,5 | ||||||
0,2 | 0,6 | ||||||
0,3 | 0,7 | ||||||
0,4 | 0,3 | ||||||
0,5 | 0,2 |
1.3.3. Домашняя контрольная работа по дисциплине «Физика» №3
По теме «Законы сохранения»
1. Электровоз массой m1, движущийся со скоростью 1, сталкивается с вагоном массой m2, который движется со скоростью 2.После столкновения тела движутся вместе. Нарисовать чертеж.
1). Чему равны импульсы тел до взаимодействия р1 и р2?
2). Определите скорость их совместного движения и?
3). Определить направление движения системы. Определить алгебраическую сумму импульсов тел до взаимодействия и после взаимодействия.
Вариант | m1, т | 1, м/с | m2, т | 2, м/с |
Вариант | m1, т | 1, м/с | m2, т | 2, м/с |
2. Лодка массой М, в которой находится человек массой m, движется со скоростью . Человек прыгает с кормы лодки со скоростью u. Сделать чертеж.
1). Чему равен импульс лодки р1 и человека р2 до прыжка и импульс человека р3 после его прыжка из лодки?
2). С какой скоростью 1 и в каком направлении будет двигаться лодка?
3). Определить алгебраическую сумму импульсов тел до р0 и после прыжка человека р.
Вариант | М, кг | m, кг | , м/с | u, м/с |
1,5 | ||||
2,5 | ||||
1,6 | ||||
1,3 | ||||
1,4 | ||||
1,5 | ||||
1,6 | ||||
2,6 | ||||
2,7 | ||||
3,8 | ||||
Вариант | М, кг | m, кг | , м/с | u, м/с |
3,9 | ||||
2,5 | ||||
2,6 | ||||
3,4 | ||||
2,5 | ||||
2,6 | ||||
2,7 | ||||
3. Мяч, массой т брошен вертикально вниз со скоростью 0 с высоты Н многоэтажного дома. На некоторой высоте h его скорость увеличилась в два раза. Начертите рисунок.
1). Чему равна кинетическая Wк0 и потенциальная Wр0 энергии мяча на высоте Н?
2). Чему равна полная механическая энергия мяча W? Чему равна кинетическая энергия Wк мяча на высоте h?
3). На какой высоте его скорость увеличится в два раза?
Вариант | 0, м/с | H, м | т, г | Вариант | 0, м/с | H, м | т, г |
4. Подъемный кран поднимает груз массой m на высоту h в течение времени t. Начертить рисунок.
1). Чему равна работа А силы тяжести?
2). Какую работу А1 совершает кран при равномерном движении груза? Чему равна мощность N1 крана?
3). Какую работу А2 совершает кран при движении груза вертикально вверх с ускорением а? Чему равна мощность N2 крана?
Вариант | m, т | h, м | t, мин | а, м/с2 |
0,5 | ||||
0,3 | ||||
Вариант | m, т | h, м | t, мин | а, м/с2 |
0,1 | ||||
0,6 | ||||
0,3 | ||||
0,4 | ||||
0,2 | ||||
0,1 | ||||
0,5 | ||||
0,4 | ||||
0,3 | ||||
0,2 | ||||
0,1 | ||||
0,05 | ||||
0,03 | ||||
0,1 | ||||
0,2 | ||||
0,3 | ||||
0,4 | ||||
0,5 | ||||
0,6 | ||||
0,55 | ||||
0,45 | ||||
0,35 | ||||
0,25 | ||||
0,15 | ||||
0,18 | ||||
0,13 | ||||
0,14 | ||||
1 5 | 0,24 |
1.3.4. Домашняя контрольная работа по дисциплине «Физика» № 4
По теме «Магнитное поле»
1. По предложенному рисунку и направлению известной величины, используя правило буравчика или правило правой руки определить направление неизвестной величины.
Вариант | Рисунок | Найти | Вариант | Рисунок | Найти |
В | B | ||||
В | B | ||||
I | B | ||||
B | I | ||||
I | I | ||||
B | В | ||||
B | В | ||||
B | I | ||||
I | B | ||||
I | I | ||||
В |
|