Ведущие и предостерегательные знаки судоходной обстановки
Рис. 182. Опасности на перекатах: а — план; 6 — продольный профиль по фарватеру. |
Реки, водохранилища и каналы, а также озера, кроме крупных и глубоководных (Ладожское, Онежское, Байкал), оборудуют своими знаками ограждения опасностей. Навигационное оборудование
ВСП принято называть судоходной обстановкой. Знаки ее, как и на морях, бывают береговыми и плавучими.
Знаки судоходной обстановки подразделяют по назначению на ведущие, обозначающие ось или общее направление фарватера, и предостерегательные, ограждающие границы фарфатера. Кроме этих знаков на ВСП применяют также путевые, регулирующие движение и предупреждающие об условиях плавания.
Береговые знаки. Сюда входят створные, перевальные и ходовые знаки, а также так называемые весенние (приложение 18).
Створные знаки имеют то же назначение, что и на море. Обычные, т. е. осевые, створные знаки часто имеют вид трапецеидальных, почти треугольных щитов из реек, устанавливаемых наклонно. Знаки, располагающиеся на темном фоне местности, имеют белый цвет с черной вертикальной полосой посередине, а располагающиеся на светлом фоне — красный цвет с белой полосой. Некоторые реки с низменными берегами обставляют также перевальными знаками.
Створные знаки бывают обычно светящими с постоянным белым огнем. В местах, изобилующих посторонними огнями, применяют белые проблесковые огни или красные, реже — зеленые. Иногда применяют и газосветные трубки.
На водохранилищах кроме обычных осевых створных знаков на участках с широким фарватером ставят щелевые створные знаки. Они состоят из одного заднего и двух передних знаков (иногда наоборот). Судно должно следовать так, чтобы средний знак постоянно виднелся между двумя парными. Применяют также прицельные знаки, у которых одиночный знак должен быть виден точно посередине парных.
Перевальные знаки применяют в местах, где фарватер переходит от одного берега к другому и достаточно широк. Их ставят по одному на каждом берегу, а иногда только на одном из берегов. Они отличаются от сходных по форме створных знаков расцветкой и отсутствием вертикальной полосы. Ночью они светят с правого берега красным огнем, а с левого — зеленым.
Ходовые знаки применяют на плесах, где фарватер идет вдоль берега и не требует следовать точно по его оси.
Весенние знаки играют роль предостерегательных. Их ставят на затопляемых берегах, чтобы указывать в половодье, что глубины там малые и приближаться к ним нельзя.
Плавучие предостерегательные знаки. На большинстве речных участков такими знаками служат бакены (баканы), держащиеся на плотиках, поставленных на якорь. В местах раздвоения ставят так называемый пестрый бакен, т. е. сдвоенный: красный и белый на общем плотике, светящие ночью каждый своим огнем. Свальные бакены указывают места свального течения, стремящегося увалить судно к берегу. Огни их проблесковые.
Плотоводные бакены указывают границы фарватера, доступные по глубинам только плотам. Они имеют форму и окраску обычных бакенов, но светят зеленым постоянным огнем независимо от правой или левой стороны берега.
Вехи применяют на реках лишь изредка, иногда дополнительно к буям, как контрольные знаки, показывающие, что положение бакена проверено. Вместо топовой фигуры к ним часто прикрепляют ветки, либо куски материи.
Буи ставят на участках, подверженных сильному волнению, где бакены могут быть снесены с плотиков. Их ставят также, где требуется большая дальность видимости, например в низовьях сибирских рек и в реках с интенсивным судоходством.
Речные буи имеют преимущественно коническую форму. Окраска у них и цвет огней такие же, что и у бакенов правого или левого берега. Огни буев, ограждающих отдельные опасности, могут быть проблесковыми и иного цвета, о чем указывается на речных картах и в пособиях для плавания. Буи могут иметь радиолокационные отражатели.
На озерах и водохранилищах буи могут быть различной формы, а также иметь надстройку, как у морских. На водохранилищах, например на Рыбинском, применяют также так называемые плавучие пирамиды — знаки высотой 5—6 м, располагаемые подобно бакенам на плотах и имеющие светооптическую аппаратуру.
Сложные для плавания участки часто обставляют створными . знаками совместно с плавучими. На извилистых участках бакены или буи ставят во всех точках поворота.