Ведущие и предостерегательные знаки судоходной обстановки

ведущие и предостерегательные знаки судоходной обстановки - student2.ru Рис. 182. Опасности на перекатах: а — план; 6 — продольный профиль по фарва­теру.

Реки, водохранилища и каналы, а также озера, кроме крупных и глубоководных (Ладожское, Онежское, Байкал), оборудуют сво­ими знаками ограждения опасностей. Навигационное оборудование

ВСП принято называть судоходной обстановкой. Знаки ее, как и на морях, бывают береговыми и плавучими.

Знаки судоходной обстановки подразделяют по назначению на ведущие, обозначающие ось или общее направление фарва­тера, и предостерегательные, ограждающие границы фарфатера. Кроме этих знаков на ВСП применяют также путевые, регулирую­щие движение и предупреждающие об условиях плавания.

Береговые знаки. Сюда входят створные, перевальные и ходо­вые знаки, а также так называемые весенние (приложение 18).

Створные знаки имеют то же назначение, что и на море. Обыч­ные, т. е. осевые, створные знаки часто имеют вид трапецеидаль­ных, почти треугольных щитов из реек, устанавливаемых наклон­но. Знаки, располагающиеся на темном фоне местности, имеют белый цвет с черной вертикальной полосой посередине, а распола­гающиеся на светлом фоне — красный цвет с белой полосой. Не­которые реки с низменными берегами обставляют также переваль­ными знаками.

Створные знаки бывают обычно светящими с постоянным бе­лым огнем. В местах, изобилующих посторонними огнями, приме­няют белые проблесковые огни или красные, реже — зеленые. Иногда применяют и газосветные трубки.

На водохранилищах кроме обычных осевых створных знаков на участках с широким фарватером ставят щелевые створные зна­ки. Они состоят из одного заднего и двух передних знаков (иногда наоборот). Судно должно следовать так, чтобы средний знак по­стоянно виднелся между двумя парными. Применяют также при­цельные знаки, у которых одиночный знак должен быть виден точно посередине парных.

Перевальные знаки применяют в местах, где фарватер пере­ходит от одного берега к другому и достаточно широк. Их ста­вят по одному на каждом берегу, а иногда только на одном из бе­регов. Они отличаются от сходных по форме створных знаков рас­цветкой и отсутствием вертикальной полосы. Ночью они светят с правого берега красным огнем, а с левого — зеленым.

Ходовые знаки применяют на плесах, где фарватер идет вдоль берега и не требует следовать точно по его оси.

Весенние знаки играют роль предостерегательных. Их ставят на затопляемых берегах, чтобы указывать в половодье, что глу­бины там малые и приближаться к ним нельзя.

Плавучие предостерегательные знаки. На большинстве речных участков такими знаками служат бакены (баканы), держащиеся на плотиках, поставленных на якорь. В местах раздвоения ста­вят так называемый пестрый бакен, т. е. сдвоенный: красный и белый на общем плотике, светящие ночью каждый своим огнем. Свальные бакены указывают места свального течения, стремяще­гося увалить судно к берегу. Огни их проблесковые.

Плотоводные бакены указывают границы фарватера, доступные по глубинам только плотам. Они имеют форму и окраску обычных бакенов, но светят зеленым постоянным огнем независимо от пра­вой или левой стороны берега.

Вехи применяют на реках лишь изредка, иногда дополнительно к буям, как контрольные знаки, показывающие, что положение бакена проверено. Вместо топовой фигуры к ним часто прикреп­ляют ветки, либо куски материи.

Буи ставят на участках, подверженных сильному волнению, где бакены могут быть снесены с плотиков. Их ставят также, где требуется большая дальность видимости, например в низовьях сибирских рек и в реках с интенсивным судоходством.

Речные буи имеют преимущественно коническую форму. Ок­раска у них и цвет огней такие же, что и у бакенов правого или левого берега. Огни буев, ограждающих отдельные опасности, мо­гут быть проблесковыми и иного цвета, о чем указывается на реч­ных картах и в пособиях для плавания. Буи могут иметь радио­локационные отражатели.

На озерах и водохранилищах буи могут быть различной фор­мы, а также иметь надстройку, как у морских. На водохранили­щах, например на Рыбинском, применяют также так называемые плавучие пирамиды — знаки высотой 5—6 м, располагаемые по­добно бакенам на плотах и имеющие светооптическую аппаратуру.

Сложные для плавания участки часто обставляют створными . знаками совместно с плавучими. На извилистых участках баке­ны или буи ставят во всех точках поворота.

Наши рекомендации