Счисление во льдах. плавание в высоких широтах

Счисление во льдах. Счисление во льдах отличается от обыч­ного. Во льдах нельзя пользоваться гидравлическими и верту- шечными лагами, здесь отсутствуют плавучие знаки ограждения опасностей.

Льды распространены преимущественно в высоких широтах, где показания компасов как магнитного, так и гироскопического неустойчивы, причем у последнего при маневрировании возника­ют погрешности. Визуальному опознанию местности может поме­шать сильная в ледовых районах рефракция; изображение на эк­ране РЛС береговой черты и ледового припая трудно отличить друг от друга.

счисление во льдах. плавание в высоких широтах - student2.ru Рис. 153. Ограждающий угол.
счисление во льдах. плавание в высоких широтах - student2.ru Рис. 154. Ограждающее расстояние.

В настоящее время для безопасного плавания ео льдах судово­
дителей обеспечивают ледовой информацией, передаваемой по ра­дио гидрометеорологической службой морей, береговыми станци­ями, ледоколами, а также авиаразведкой. При этом возможны передачи по радио изображения ледовой обстановки, принимае­мые на судах с помощью специальной факсимильной аппаратуры типа «Ладога». Ледовая информация может содержать и кратко­срочный прогноз обстановки.

Независимо от получения ледовой информации судоводители должны обращать внимание на признаки появления льдов, к ко­торым относятся: резкое понижение температуры воды; появление белесых отблесков на облаках в стороне льдов; низкий туман, •обычно образующийся над границей чистой воды и льдов; умень­шение зыби и волнения при ветре со стороны льдов; повышение коэффициента рефракции, отчего льды усматриваются над види­мым горизонтом в виде белой полосы; в арктических водах по­явление большого количества птиц. Ожидая встречи со льдами, следует включить РЛС, так как кромки льдов обнаруживаются на экране до того, как их можно увидеть глазом.

Судно, входя в поле битого льда, всегда, если оно не ледо­кольное, должно следовать разводьями, во первых, потому, что это безопаснее для его подводной части, во-вторых, потому, что путь в обход льдин, т. е. по чистой воде, в конечном итоге менее долог, чем с пробиванием через лед, когда судно должно вжимать­ся в него на самом малом ходу, предварительно погасив инерцию. Поэтому счисление во льдах из-за необходимости выбирать раз­водья усложняется частыми изменениями курса и скорости хода судна.

Способов счисления пути во льдах С. О. Макарова заключается в следующем. Через определенные промежутки времени (5—6 мин) записывают компасные курсы и скорость хода судна. По истече­нии каждого часа плавания курсы, исправленные общей поправкой, суммируют и берут их среднеарифметическое значение, а также скорости хода судна (если она менялась). По скорости хода вы­числяют расстояние, пройденное за 1 ч на каждом осредненном курсе, и, сделав прокладку, получают счислимое место.

Промежутки времени через каждые 5 мин удобнее замечать по часам; промежутки в 6 мин удобнее для расчета расстояний, так как расстояние, проходимое за это время, равно Vl0 числа миль, проходимых судном за 1 ч.

На судне, имеющем курсограф, курсы можно не записывать, а ■снять с ленты прибора. Соединив начальную точку с полученной счислимой, получают на карте генеральный курс и генеральное плавание за истекшее время.

Скорость хода судна во льдах можно определить по времени прохождения корпусом судна мимо какого-либо предмета, бро­шенного на лед. Для этого с носа судна (по сигналу с мостика) бросают на лед хорошо видимый предмет, например кусок дерева, и в этот момент включают секундомер. В момент прохождения пред­
мета кормой судна находящийся на корме наблюдатель по­дает сигнал, по которому останавливают секундомер. Зная дли­ну судна, рассчитывают скорость хода судна по приближенной формуле

Наши рекомендации