Определение места по двум горизонтальным углам

Имея три ориентира А, В и С (рис. 101), можно измерить одно­временно горизонтальные углы между ориентирами А и В (угол а) и между ориентирами В и С (угол р). Вер­шина этих углов должна находиться, сле­довательно, в точке местонахождения суд­на {М). Отсюда можно вывести и обратное заключение: если найти на карте точку, относительно которой эти три предмета располагаются под теми же углами, то она представит место судна.

Если работают два наблюдателя (каж­дый со своим секстаном), то они могут измерить углы совершенно одновременно, что даст точное место судна. На момент измерений отмечают время и отсчет лага. Если же углы измеряет один наблюдатель, то при скорости судна свыше 12 узлов потребуется привести из­мерения к одному моменту. Для этого измеряют угол а' между одним из крайних предметов и средним, затем угол р между сред­ним и другим крайним предметом и вторично угол а" между пер­вым крайним предметом и средним. После этого рассчитывают среднее значение угла

/ ■ // а а

а =------------------------------- •

2

На момент среднего наблюдения — измерения угла р замеча­ют время и отсчет лага.

Измерить углы между ориентирами можно также, взяв ком­пасные пеленги их и затем рассчитав углы как разность между пеленгами предметов (или их ОКП). Например, если пеленги взя­ты по магнитному компасу, то углы рассчитывают по формулам:

а = ОКПв — ОКПА и $ = ОКПс — ОКПв.

Если пеленги взяты по гирокомпасу, то

а = ГКПВ — ГКПА и ?, = ГКПС—ГКПВ.

Так как пеленги служат в данном случае не для проклад­ки их линий на карте, а лишь для расчета углов между ориен­тирами, ни величина, ни знак общей поправки компаса, ни возможная ошибка в ней, так как они одинаковы для всех трех пеленгов, не имеют значе­ния. Не будет иметь значения и небольшое отклонение судна от курса на время пеленгования, так как поправка компаса от этого не изменится. Точность измерения угловых величин сек­станом значительно выше, чем при измерении их пеленгатором.

Найти на карте место судна (точка М) можно с помощью про­трактора (рис. 102). Для этого устанавливают лучи прибора на лимбе под измеренными углами а и р и накладывают протрактор на карту так, чтобы срезы среднего и одного из крайних лучей проходили каждый через свои ориентиры. Затем разворачивают и смещают прибор, добиваясь положения, при котором срез дру­гого крайнего луча также прошел бы через свой ориентир. Тогда центр протрактора даст место судна, которое отмечают на карте.

Место судна на карте получают чаще с помощью кальки (спо­соб А. П. Болотова). Прочертив на кальке три линии, расходя­щиеся под измеренными углами аир, накладывают ее на карту и находят положение, при котором каждая из линий прошла бы через свой ориентир. В точке расхождения линий получают место судна.



определение места по двум горизонтальным углам - student2.ru Рис. 102. Использование протракто­ра для получения места судна на кар­те при определении по двум углам.

Способ определения места по двум горизонтальным углам яв­ляется наиболее точным из визуальных. Однако при нем может возникнуть случай неопределенности, когда, как и в способе оп­ределения места по трем пеленгам, все три предмета и судно лежат на одной окружности (см. рис. 99). В этом случае при неизменных
значениях углов аир судно может находиться в любой точке ок­ружности.

Неопределенности не будет в следующих случаях:

все три ориентира расположены по одной прямой;

средний предмет ближе к судну, чем крайние;

судно находится внутри треугольника, образованного предме­тами;

расстояние до всех предметов одно и то же.

Способ может оказаться единственно возможным из визуаль­ных при неустойчивых показаниях компасов, например в высо­ких широтах, где направляю­щая сила как магнитного ком­паса, так и гироскопического понижена, а также в районе магнитных аномалий и во время магнитных бурь, если на судне имеется только магнитный ком­пас. Однако измерение углов и нахождение места судна на кар­те отнимает больше времени, чем пеленгование и прокладка пеленгов на карте. Кроме того, с судна довольно редко усмат­риваются три ориентира, подхо­дящие для использования дан­ного способа.

Способ двух углов объясняется теоретически тем, что измеряе­мые углы аир вмещаются каждый в свою окружность (рис. 103), одна из которых проходит через место судна (точка М), средний и один из крайних предметов (предметы Л и В), другая — через место судна, средний и другой крайний предметы (предметы В и С). Эти окружности и являются в данном способе изолиниями. Одна окружность относится к одинаковым значениям угла а, дру­гая — к одинаковым значениям угла р, как показано пунктиром.

Получить место судна на карте можно путем построения самих изолиний. Из средних точек т на линии А В и п на линии ВС вос­становим в сторону судна перпендикуляры. Проведем из точ­ки А прямую под углом 90°—а к линии АВ, а из точки С — пря­мую под углом 90°—р к линии ВС. Из точек 04 и 02 пересечения этих прямых с соответствующими перпендикулярами, как из цент­ров, радиусами OtA и 02С проводим искомые окружности. Одна из точек пересечения этих окружностей будет местом среднего предмета В, другая — местом судна М.

Практически к способу получения места судна на карте по­строением окружностей, а также к некоторым другим способам не прибегают, а пользуются калькой или протрактором.

определение места по двум горизонтальным углам - student2.ru Рис. 103. Теоретическое обоснование способа определения места по двум углам.

Для большей точности определения места следует выбирать предметы, расположенные невысоко над горизонтом.

Наши рекомендации