Совместное влияние ветра и течения на путь

СЛЕДОВАНИЯ СУДНА

При одновременном действии ветра и течения судно подвергает­ся как дрейфу, так и сносу. Угол, на который линия пути откло­нена при этом от линии истинного курса, называется общая или суммарным, углом сноса или общей поправкой на дрейф и снос.

05щий угол сноса обозначают буквой с. Он представляет со­бой алгебраическую сумму углов дрейфа и сноса, т. е.

с = <х+ р.

Общий угол сноса имеет положительное значение (знак «плюс»), если линия пути отклонена по часовой стрелке от линии истин­ного курса, и отрицательное (знак «минус») в противном случае. Общий угол связывает алгебраически путевой угол и истинный курс судна соотношением

ПУ = ИК + с.

При прокладке пути с учетом совместного действия ветра и течения строят три линии: истинного курса, пути от дрейфа и пути от общего сноса. Линию курса, как и при учете дрейфа, достаточно показать на карте в пределах, соответствующих часовой скорости хода судна. Линии пути от дрейфа и от общего сноса ведут до тех пор, пока действуют оба фактора — ветер и течение. Над линией пути от общего сноса указывают величины КК, (или ГКК и A/7Q и с (либо величины аир раздельно), например

Я/Г = 225°,0(—11,0), с = — 9°,0,

ИЛИ

ИК — 225,0 (— 11,0), « = + 6,0, р = — 15,0-

При совместном действии ветра и те­чения может возникнуть необходимость в решении следующих задач: прямой — оп­ределение пути судна, идущего определен­ным истинным курсом, и обратной — оп- о ределение истинного курса для следования судна по заданному пути. Рис. 81. Графическое

Решая прямую задачу, сначала учтя построение навигацион- только дрейф, рассчитывают промежуточное ного треугольника, направление ПУа = ИК+а, которое про­кладывают на карте из исходной точки, и получают линию пути дрейфа. Затем учи­тывают течение, т. е. откладывают по ли­нии пути-дрейфа вектор Ул собственной часовой скорости судна, и, зная элементы течения, строят навигационный треуголь­ник, с которого снимают величины ПУ, с, р и У.

Пример. ИК = 75°,0; а = 6°л/г; Ул= = 11,7 узла; течение на SSO; VT = 2,5 уз­ла. Определить ПУ.

Решение. Рассчитываем промежуточное направ­ление

, И К —75°,0 т- а = + 6°,0

ПУа = 81°,0.

Проложим это направление и с помощью векторов Vл и VT построим нави­гационный треугольник (рис. 81), из которого получим ПУ = 93°,0; с = = + 17°,0; Р = +1Г,0; V = 12,4 узла.

Пример. ИК = 11Г.0; а = 5°,0л/г; Va = 14,0 узлов; течение по румбу SW; VT = 3,3 узла. Определить ПУ, с, (5 и V.

Ответ. ПУ = 119°,0, с = —8°; Р = —13°,0; V = 12,4 узла.

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru
совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru Рис. 82. Графическое построение определения ЛУ; Р и V,
я

Для решения обратной задачи сначала учитывают только тече­ние, т. е., исходя из заданных величин путевого угла и элементов
течения, определяют (на карте) способом навигационного треуголь­ника промежуточное направление пути-течения ЯУР. Проведя на карте из исходной точки это направление, снимают с карты угол р. Затем, учтя дрейф, рассчитывают истинный курс ИК=ПУ$— а и величину общего сноса с=а-\-ф=ПУ—ИК-

Пример. ПУ = 55°,0; Ул = 11,0 узлов; течение по румбу 0S0; VT = 3,0 узла; а = 7°,0л/г. Определить (5, V, ИК и с.

Решение. Проложив из исходной точки линию заданного пути н сделав построение (рис. 82) , получим промежуточное направление ПУЛ = 42°,0; 0 = 13°,0; V = 12 узлов. Р

Определяем величины И К и с:

ПУ= 42°,0 , о = — 7°,0 или ПУ = 55°, 0 ~ а — -f- 7°,0 р = — 12°,0 ~ ИК = 36°,0

ЯАГ = 36°,0 с = + 19°,0 с = +19°,0

Пример. /7У = 305°,0; а = 4°,0n/r; Va = 15 узлов; течение по румбу OjVO; Vt=- 4,0 узла. Определить (3, К, ЯЛ' и С.

O/neem. 0 = —13°,0; V. = 12,6 узла; ЯК = 296°,0; с = —9°,0.

В приведенных примерах сначала даны или рассчитываются ис­тинные курсы. Практически же штурман имеет дело с компасными величинами. Поэтому учащимся следует решить ряд задач, более близких к реальной обстановке, в которых кроме учета дрейфа и течения требуется учесть склонение и девиацию магнитного ком­паса или поправку гирокомпаса.

Предвычисление показаний лага и времени на момент прихода судна в заданную точку при наличии дрейфа и течения производят так же, как и при плавании только на течении уже рассмотрен­ным способом.

УЧЕТ ЦИРКУЛЯЦИИ СУДНА

Рассматривая прокладку пути судна на карте, мы подразуме­вали, что судно, меняющее курс (рис. 83), ложится с линии курса

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru в — теоретический; 6 — действительный.

HKi на линию следующего курса Я/Сг (см. рис. 83, а) сразу, т. е. как бы повернувшись вокруг вертикальной оси в точке А. В дейст­вительности же судно, переложив руль в соответствующую сто­
рону, выходит на линию следующего курса в другой точке В, опи­сав между точками А и В кривую (рис. 83, б).

Таким образом, прокладывая линию следующего курса из точ­ки начала поворота, мы совершаем некоторую ошибку, которая будет тем больше, чем больше сам угол поворота на новый курс и чем меньше переложено при этом руля.

Кривая, описываемая центром тяжести судна при руле, выве­денном из прямого положения, называется циркуляцией судна. Циркуляцию требуется учитывать для по­вышения точности счисления, особенно при недостаточной видимости и при про­кладке на картах масштаба 1:1 ООО ООО и более. Это важно для тралящих судов, у которых поворот может занимать расстоя­ние до 12—38 кб и которым иногда бывает нужно возвращаться в начальную точку.

Известно, что центр тяжести судна (точ­ка А, рис. 84) в начале поворота слегка уклоняется в противоположную сторону от перекладки руля, затем совершает поворот в заданную сторону, описывая спираль, которая при выходе судна приблизитель­но на обратный курс приближается к ок­ружности. Продолжающаяся с этого мо­мента циркуляция называется установив­шейся циркуляцией DyCT. Диаметральная плоскость судна за все время поворота составляет некоторый угол с касательной к циркуляции — угол а, причем нос суд­на обращен внутрь циркуляции.

Расстояние между линией первоначаль­ного курса и диаметральной плоскостью судна при выходе его на обратный курс (т. е. при повороте на 180°) называется тактическим диаметром циркуляции Da. Время от начала поворота судна и до вы­хода его на обратный курс называется полупериодом, или эволюционным периодом, циркуляции Тт°-

Длина и тактический диаметр циркуляции находятся в обрат­ной зависимости от угла перекладки руля, а у судов, занятых бук­сировкой, в частности буксирующих трал, — еще и от длины вы­травленных снастей, глубины места и рельефа грунта. Поэтому для траулеров имеют значение способы учета циркуляции и при неизвестном тактическом диаметре, а также способы определения этого диаметра судоводителями.

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru Рис. 84. Циркуляция судна.
совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru Рис. 85. Графический учет циркуляции судна.

Из приемов учета циркуляции наиболее прост графический. Сделаем допущение, не повлияющее заметным образом на точ­ность прокладки, что судно совершает циркуляцию по дуге пра­
вильной окружности (рис. 85), начав поворот из точки А на И К, судно через некоторое время i вышло в точке В на заданный ИКг- Чтобы найти место точки В на карте, восстановим из точки А пер­пендикуляр к линии курса и в расстоянии, равном радиусу цир­куляции отметим центр циркуляции (точка О). Из него 2

радиусом опишем дугу в направлении поворота судна. Линия курса Я/С2, проложенная по касательной к дуге циркуляции, оп­ределит в точке касания положение точки В.

В точках А и В (начала и конца поворота) отмечают моменты времени 7\ и Т2 и отсчеты лага ОЛ4 и 0Л2-

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru

Дуга АВ называется длиной пути поворота Sn, а угол, равный разности между старым и новым курсами, — углом поворота аП.

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru

При повороте вправо ап = Я/(z—Я/Сг, при повороте влево ап =

2kR

=ИК\—И К 2,- От величины R„ и ап зависит величина s„ =-------------------- 1 я„.

360°

Практически величину Sn можно определить по лагу, как плава­ние 5Л = (ОЛ2—ОЛ1) Кл, где ОЛ1 и ОЛ2 отсчет лага в точках Л и В.

Пример. Судно, следуя HKi= 270°,0, находясь в точке А, вмомент Ti = 15 ч 30 мин при OJIi = 23,20 начало поворот и в точке В в момент Г2= = 25 ч 46 мин при OJI2= 24,77 легло на ИК2= 270°,0; #ц= 6,0 кб; Ка= = 1,00. Определить положение точки В и рассчитать а„ и Sn.

Решение. Сделав построение (рис. 86), найдем положение точки В; ап= = 270°,0 — 120°,0 150°,0.

2 ■ 3,14 • 6 S" = ^ 150=15,7 кб,

OOU

То же и по лагу

24,77 — 23,2= 1,5 мили = 15,7 кб.

Если тактический диаметр циркуляции неизвестен, то, имея лаг с точно определенной поправкой, можно учесть циркуляцию следующим образом (прием М. Н. Андреева). Пусть судно, сле­дуя HKi в точке А при ОЛ1 начало поворот и в точке В при ОЛ2 легло на ИКг (рис. 87). Проведя перпендикуляры из точек А я В внутрь циркуляции, в точке их пересечения получим центр цир­
куляции О. Угол между этими перпендикулярами будет равен углу поворота ап, а длина пути поворота определится как плава­ние по лагу Sn=(OJI2—OJli) Кл.

Проведем из точки В перпендикуляры: ВС — на продолженную линию курса MKi и BD — на линию OA. Если знать величины этих перпендикуляров, ВС=т и BD=n, то можно определить и положение точки В на карте.

Из прямоугольного треугольника OBD видно, что т= Rn sinan и n=Ra (1— cos an).

При этом, если угол а, соответствующий дуге S, выражен в

57 3

градусах, то получим Rn = —— • Подставив это выражение вместо

ап

Ra в предыдущие формулы, получим значения тип:

57 3 57 3

т =---- '■—SnsinanHп =--------- '■—S„(l—cosan).

an an

Вычисленные по этим формулам ве­личины тип для различных значений ап и Sn можно выбрать из специаль­ных таблиц.

Определение элементов циркуляции визуальным способом проще всего в районе мерных линий. Следуя в направ­лении, перпендикулярном секущим'ство­рам (рис. 88), в момент пересечения ближайшего из них А±А2 измеряют го­ризонтальный угол ai между этим ство­ром и передним знаком Ri следующего створа. Одновременно включают секун­домер, замечают отсчет лага OJIt и пе­рекладывают в соответствующую сторо­ну руль, начиная этим циркуляцию. В момент выхода на обрат­ный курс и вторичного пересечения створа AiA2 измеряют угол о 2 между этим створом и знаком Вi другого створа, выключают секундомер и замечают отсчет лага 0Л2-

Диаметр циркуляции рассчитывают по формуле

DT = d( ctgа2 — Cfg аг), где d — расстояние между секущими створами.

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru мерной линии.

По разности отсчетов лага с учетом Кл рассчитывают путь по­ворота 5„.

Полупериод циркуляции определится разностью между момен­тами Ti пуска и Т2 остановки секундомера и выразится

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru

Имея радиолокатор, проще определить элементы циркуляции
по расстояниям до ориентира. Для этого, следуя вдоль берега, выбирают на нем предмет, четко выделяющийся на экране. Придя на траверз предмета (рис. 89) и переложив к этому моменту руль для вы­хода на обратный курс, измеряют рас­стояние di до предмета и в этот момент включают секундомер. Описав полуокруж­ность и придя при этом вновь на траверз предмета, переложив к этому моменту руль прямо, измеряют расстояние d2 до пред­мета и выключают секундомер. Разность расстояний d2 и ^ выразит диаметр d^ циркуляции, а разность моментов по секундомеру — полупериод циркуляции.

совместное влияние ветра и течения на путь - student2.ru Рис. 90. Определение точности счис­ления.

На судах, имеющих автопрокладчик, тактический диаметр циркуляции можно снять прямо с карты достаточно крупного масштаба.

Наши рекомендации