Понятие о картах в поперечной меркаторской и азимутальной проекциях
Для изображения высокоширотных районов, а также в некоторых других целях применяют поперечную меркаторскую и азимутальные проекции.
Поперечная меркаторская проекция. В ней составляют карты, служащие для плавания в околополюсных районах. Пусть земной
шар касается боковой поверхности цилиндра меридианом 90° 0si — 90°W (рис. 63, а). Если спроектировать меридианы и параллели на эту поверхность и потом развернуть ее на плоскость, то получим картографическую сетку в поперечной меркаторской проекции. При этом в широтах от 80° и выше меридианы примут вид радиальных практически прямых линий, а параллели — концентрических окружностей (рис. 63, б).
Проекция является равноугольной и обладает ортодромичностью. Дуги больших кругов (линии ортодромических курсов и пеленгов) выглядят на ней прямыми. Это позволяет просто осуществлять прокладку курса при плавании по кратчайшим расстояниям. Локсодромия же примет вид кривой линии, обращенной вогнутостью к полюсу.
Азимутальные проекции. Эти проекции получают при проектировании градусной сети на плоскость, непосредственно касающуюся земной поверхности. Точка касания называется центральной точкой, а сама плоскость — картинной. Точка, из которой исходит
проектирование, называется точкой зрения. К азимутальным проекциям относятся проекции центральная и стереографическая.
Центральной, или гномсническсй, проекцией называется такая, при которой точка зрения находится в центре земного шара (рис. 64). Эта проекция в зависимости от места центральной точки может быть разных видов. Во всех ее видах меридианы и дуги больших кругов принимают вид прямых линий, а параллели — кривых (различной кривизны). Во всех своих видах эта проекция неравноугольна.
Если картинная плоскость касается земной поверхности у полюса, то получается центральная полярная проекция, где буквами а, Ъ, с, d, е, / обозначен ряд проектируемых точек. Меридианы в этом случае радиальны, а параллели — концентрические окружности. На таких картах хорошо изображаются Арктика, Антарктида. С уменьшением широты масштаб на них непомерно растет, а экватор вообще не
проектируется на картинную плоскость. Карты в этой проекции, как и в поперечной меркаторской, можно употреблять для плавания в околополюсных районах. Но в результате неравноуголь-
ности гномонических проекций заданные курсы приходится прокладывать на них от меридиана к меридиану по частям, переводя их в так называемые гномонические курсы с помощью специальных формул или таблиц.
Если картинная плоскость касается экватора, то получается центральная экваториальная, или поперечная, проекция (рис. 65). Меридианы на картах в такой проекции параллельны друг другу, параллели же являются гиперболами. Эта проекция применяется, в частности, для карт звездного неба.
Рис. 64. Получение центральной проекции. |
Рис. 65. Вид карты в центральной экваториальной проекции. |
В общем случае, когда центральная точка лежит между полюсом и экватором, получается центральная горизонтная, или косая, проекция. На картах в косой проекции (рис. 66) меридианы радиальны, параллели же в зависимости от положения их относительно центральной точки могут быть гиперболами, эллипсами или параболами, а экватор примет
Рис. 66. Вид карты в центральной горизонтальной проекции. |
вид прямой. Карты в этой проекции служат в основном для расчетов, связанных с плаванием по кратчайшему расстоянию (ортодромии), и для прокладки радиопеленгов.
Глава V. ПЛАВАНИЕ ПО СЧИСЛЕНИЮ
СУЩНОСТЬ СЧИСЛЕНИЯ
Для того чтобы знать место судна, требуется вести непрерывный учет его перемещения, что осуществляют по элементам движения судна — его истинному курсу и проходимому по нему расстоянию, т. е. ведут счисление пути судна, или счисление.
Основной способ счисления состоит в нанесении на карту линии перемещения судна в определенном направлении и откладывании по ней проходимых судном расстояний, т. е. с помощью прокладки. Этот способ называется также графическим счислением.
Счисление можно вести и без прокладки. Имея координаты пункта отхода и зная элементы движения судна, можно определить координаты судна на любой момент с помощью вычислений. Счисление по такому способу называется письменным, или аналитическим.
Сущность письменного счисления состоит в следующем. Пусть судно следует по локсодромии из пункта А в пункт В (рис. 67, а),
держась единого курса К, и пройдет расстояние, равное S миль. На этом переходе судно сделает разность широт РШ, равное отрезку меридиана АС, и разность долгот РД, соответствующую отрезку параллели СВ.
Расстояние между меридианами по этому отрезку, выраженное в милях (т. е. в широтных минутах, а не в долготных), называется отшествием (ОТШ). Отрезки АС и СВ и локсодромия АВ, равная S, представляют собой стороны сферического треугольника ABC, который будет выглядеть на меркаторской карте как прямоугольный плоский треугольник (рис. 67, б). При этом его гипотенуза АВ и катет АС выразятся в одинаковых единицах — морских милях, размер которых на меркаторской карте изменяется с широтой. Однако данные изменения будут для обеих сторон одинаковыми, поэтому соотношения между сторонами останутся неизменными и могут быть выражены следующими формулами:
РШ = S cos К;
ОТШ = S sin К.
Отшествие по нашему условию выражено в милях, а долготных минут между теми же меридианами будет больше в sec <р раз. Чтобы определить число долготных минут, требуется учесть какую-то промежуточную широту между обоими пунктами. Как показывает анализ, для этого без особенного ущерба для точности счисления можно взять среднюю широту фср между ними. В результате можно выразить разность долгот через отшествие
РД — ОТШ sec <fcp.
Прибавив алгебраически полученные РШ и РД к широте и долготе пункта отхода, получим координаты пункта прихода.
На основании формул письменного счисления работают так называемые автосчислители — приборы, автоматически определяющие координаты судна на любой момент, а также автопрокладчики — приборы, автоматически ведущие прокладку на карте по данным показаний компаса и лага. Кроме того, формулы письменного счисления используются в некоторых навигационных расчетах и в теории девиации магнитного компаса.
Рис. 67. Сущность письменного счисления: л — общии вид; 6 — счисление. |
Графическое счисление обладает наглядностью, является непрерывным, проще и быстрее выполняется, чем письменное. Это особенно ценно при плавании вблизи берегов, изобилующих мелями и другими опасностями морского дна, отсутствующими в открытых океанах. Поэтому графическое счисление и является ос
новным в судовождении. В дальнейшем, говоря о счислении, мы будем иметь в виду именно графическое счисление, т. е. осуществляемое с помощью прокладки. Эта прокладка, ведущаяся во время плавания по фактическим данным, получаемым с помощью лага и компаса, называется действительной, или исполнительной, в
отличие от прокладки предварительной, т. е. заранее проложенного на карте заданного пути. Координаты судна, получений ные по счислению, называются 58,7 счислимыми (фсч и \сч).
п „0 „ ' На картах прокладывают ли-
Рис. 68. Прокладка пути на карте. r г
р J * НИИ только истинных курсов
(рис. 68). Над линией курса
надписывают курс по компасу или гирокомпасу с указанием его
общей поправки, заключенной в скобки, например: КК 81°
(—15°,0) или ГКК 275° (—1°,5).
Счислимые точки отмечают на линии курса перпендикулярными к ней черточками с надписью в виде дроби. На месте числителя указывают момент времени в часах и минутах, а на месте знаменателя — отсчет лага. Если лага нет, то ставят прочерк. Обычно, говоря о прокладке линии курса или линии пеленга, для краткости говорят просто «прокладка курса», «проложить пеленг».
Условные обозначения, принятые при прокладке, приведены в приложении 2.
Счисление начинают вести сразу, как только судно снимется с якоря или выйдет за пределы портовых ограждений. В последнем случае ложатся на заданный курс, обычно пройдя вплотную подходной буй. В любом случае, когда судно лежится на курс или меняет его, кроме нанесения этого на карту делают запись в судовом журнале. При этом указывают момент времени, отсчет лага и курс по путевому компасу или репитеру, по которому правил рулевой. Курсы прокладывают обычно с расчетом выхода к приметному мысу, у которого начинается фарватер, огражденный знаками, либо на траверзе которого предстоит лечь на новый курс.
Счисление ведут и в случаях, когда судно, лишившись по какой-либо причине собственного хода или производя лов с застопоренными машинами, перемещается под влиянием ветра и течения. В открытом море это влияние учитывают в основном с помощью определения места по небесным светилам или радиотехническими средствами.
Предвычисление отсчета лага и момента времени в заданной точке осуществляют следующим образом. При плавании по счислению для поворота на очередной курс (при отсутствии береговых ориентиров) требуется заранее вычислить отсчет лага и момент времени в заданной точке, т. е. осуществить следующие действия.
Сняв с карты расстояние от исходной точки до заданной, рассчитывают разность отсчетов лага