Понятие о меркаторской проекции
На морскую навигационную карту, т. е. карту, предназначенную для судовождения, требуется наносить линии истинных пеленгов и курсов, снимать и откладывать на них расстояния. Поэтому эти карты должны удовлетворять следующим требованиям:
линия постоянного курса — локсодромия — должна изображаться простейшим образом, т. е. в виде прямой;
направления на карте относительно истинного меридиана между какими-либо точками должны быть равны направлениям между теми же точками на местности (проекция карты должна быть равноугольной).
Этим требованиям полностью удовлетворяет карта, построенная в проекции следующего вида. Представим, что земной шар (взятый в уменьшенном виде) окружен цилиндром, касающимся экватора (рис. 56). В этом случае земная ось совпадает с осью цилиндра. Спроектируем из центра земного шара меридианы и параллели на боковую поверхность цилиндра, т. е. проведем через все их точки лучи из центра Земли к этой поверхности. Таким образом на рис. 56 точки а, Ь, с, d являются проектируемыми. При этом получим в виде прямых линий и параллели в виде окружностей, увеличенных до размеров экватора.
Если развернуть боковую поверхность цилиндра на плоскость, то на ней образуется прямоугольная картографическая сетка. При этом все меридианы окажутся параллельными друг другу. Следовательно, локсодромия как линия, пересекающая все меридианы под одним и тем же углом, изобразится прямой. Таким образом,
Рис. 57. Участок земной поверхности на меркаторской карге. |
первое требование, предъявляемое к навигационной карте, будет выполнено.
На построенной нами картографической сетке расстояния между меридианами во всех широтах получились одни и те же, т. е. каждая параллель как бы растянулась до размеров экватора. Поэтому какой-либо участок на земной поверхности, вписанный между меридианами и параллелями и имеющий трапецеидальную форму, например участок А, В, С, D (рис. 57), изобразится на полученной сетке в виде прямоугольной фигуры А', В', С', D'.
В нашем построении каждая параллель с радиусом г в данной широте, имеющая, следовательно, длину 2кг, увеличилась на карте до размеров экватора, длина которого при радиусе R равна
9тс/?
2kR, т. е. параллель увеличилась по длине в-------------------- раз, или во
2кг
столько же раз, во сколько радиус экватора больше радиуса параллели в данной широте.
Из прямоугольного треугольника АОВ (рис. 58), образованного радиусом R экватора (гипотенуза), радиусом г параллели в данной широте (катет) и отрезком земной оси ОВ (другой катет) при угле ф, обозначающем широту места, следует
2 tR R —— = — == sec tp,2 кг г т
т. е. каждая параллель на карте в данной проекции увеличивается по длине пропорционально секансу широты данной параллели.
2srR |
Рис. 58. Зависимость длины параллели от широты. |
Чтобы сохранить подобие фигур на земной поверхности и изображение их на карте, а вместе с тем и равенство направлений,
необходимо, чтобы и меридианы на карте оказались растянутыми в той же степени, что и параллели в данной широте.
Это значит, что каждый элемент меридиана между соседними, бесконечно близкими друг к другу параллелями должен быть растянут также пропорционально секансу широты, которую между этими бесконечно близкими друг к другу параллелями можно считать неизменной, т. е. эти фигуры, полученные на карте, будут подобны соответствующим фигурам на местности.
Подобные же фигуры обладают равенством углов между соответствующими сторонами. Линия курса, проходящая, например, между точками А и D на местности под углом К к меридиану (см. рис. 57), пройдет между соответствующими точками А' и D' на карте под тем же углом К■ Таким образом, выполнится и второе требование, предъявляемое к навигационной карте, — равноуголь- ность.
Рассмотренная проекция называется цилиндрической нормальной проекцией Меркатора.