Индекс гл относится к главному компасу.
Запись наблюдений и расчеты удобно производить по форме, приведенной в табл. 3 (таблица определения девиации путевого компаса).
Таблица 3
|
ч |
Так как девиация, а следовательно, и общая поправка магнитного компаса могут в любое время измениться, особенно в результате штормовых сотрясений судна и ударов о лед или грунт, то судоводитель в рейсе должен пользоваться любой возможностью для определения общей поправки и последующего расчета и девиации компаса на ходовых курсах судна. В прибрежном плавании это проще и точнее всего выполнять по створам рассмотренными способами.
В открытом море остается способ определения А/С по небесным светилам. При обнаружении значительного расхождения девиации б, рассчитанной как Л/С—d, выведенной из наблюдений с ее табличными значениями, следует произвести уничтожение девиации заново или определить ее не только на ходовых, но и на восьми основных курсах.
Данные наблюдений и расчеты заносят в журнал повседневных определений поправок главного компаса по форме, приведенной в табл. 4.
Таблица 4
Дата, время | Координаты | КК | ОКП | ОИП | [ДАТ | d | Объект наблюдений | |
I | II | III | IV | V | VI = =V—IV | VII | VIII = =vi— — VII | — |
22.04.78 г. 09 ч 20 мин | 55°35 | 266° | 175°,5 | 188°,0 | —13°,0 | —10°,0 | —з°,о | — |
§ 20. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИРОКОМПАСА |
Гироскопические компасы (гирокомпасы) — это приборы, действие которых основано на законах механики. В них используется свойство гироскопа — особого вращающегося тела, ось вращения которого благодаря специальному приспособлению всегда занимает определенное положение относительно плоскости истинного меридиана в данном месте. На показания гирокомпаса не влияют магнитные поля, в том числе и земное. Кроме того, момент, направляющий ось гирокомпаса в плоскость истинного меридиана (направляющая сила гирокомпаса), значительно больше, чем у магнитного компаса, что делает его показания более устойчивыми, например при качке.
Направляющая сила гирокомпаса наиболее велика на экваторе и по мере удаления от него понижается. Так, малогабаритный гирокомпас типа «Амур», применяемый на СРТ, рассчитан на работу в широтах до 75° N или S.
В основе устройства гирокомпаса лежит гироскоп — быстро вращающийся диск с массивным ободом, обладающий следующими свойствами:
ось его вращения всегда стремится сохранять направление, занимаемое при пуске;
при воздействии на эту ось внешней силы она изменяет положение не в плоскости этой силы, а в плоскости, ей перпендикулярной (явление так называемой прецессии).
Рис. 50. Превращение гироскопа в гирокомпас. |
■ W— |
Рис. 51. Общая поправка гирокомпаса. |
Пусть к гироскопу подвешен груз (рис. 50), стремящийся удер
живать ось вращения в горизонтальной плоскости. Так как плоскость истинного горизонта, как и плоскость истинного меридиана, непрерывно поворачивается в мировом пространстве, груз, стремясь сохранять отвесное положение, начнет воздействовать на ось вращения гироскопа. Это вызовет прецессию, разворачивающую ось в горизонтальной плоскости, т. е. вокруг вертикальной линии за плоскостью истинного меридиана. Таким образом, гироскоп можно использовать как гирокомпас.
Вертикальная плоскость, в которой устанавливается ось гирокомпаса, называется плоскостью гироскопического меридиана, а след ее на плоскости истинного горизонта — гироскопическим меридианом, или линией NS гирокомпаса. Ось гирокомпаса в общем случае устанавливается не в самой плоскости истинного меридиана, а отклоняется от нее на угол, называемый поправкой, или общей поправкой гирокомпаса. На плоскости истинного горизонта поправка гирокомпаса (ГК) примет вид угла между обоими меридианами (рис. 51, а, б).
Поправке гирокомпаса аналогично поправке магнитного компаса дается знак «плюс» или «минус» и наименование остовой или вестовой и в зависимости от того, к осту или к весту отклонена северная часть гироскопического меридиана от северной части меридиана истинного.
Угол между гироскопическим меридианом и диаметральной плоскостью судна называется гирокомпасным курсом (ГКК), а угол между гироскопическим меридианом и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и какой- либо предмет, — гирокомпасным пеленгом предмета (ГКП). На плоскости истинного горизонта гирокомпасные курс и пеленг имеют вид плоских углов, одна сторона которых — северная часть гироскопического меридиана, а другая — линия курса или пеленга предмета (рис. 52). Гирокомпасные курсы и пеленги отсчитывают по круговому счету.
Поправка гирокомпаса связывает алгебраически гирокомпасные курсы и пеленги с истинными через соотношения:
ИК = ГКК - АГК;
ил = гкп — ьгк.
Рис. 52. Гирокомпасные курсы и пеленги. |
При пеленговании наблюдатель по второй шкале на картушке репитера прочитывает прямые значения пеленгов, а не обратные, как у магнитных компасов.
Поправку гирокомпаса определяют теми же способами, что и поправку магнитного компаса, т. е.сравнением гирокомпасного пеленга наблюдаемого ориентира с его истинным пеленгом. Рассчитывают поправку гирокомпаса, исходя из последней формулы
дг/с == ИП — ГКП.
Поправка гирокомпаса слагается из составляющих, постоянной 60 и переменной б», что выражается алгебраически формулой
дгл' = в0 + всо.
Постоянная (или инструментальная) составляющая зависит от степени технического совершенства прибора и не превосходит обычно 1—1°,5. Однако она может несколько изменяться после каждого запуска прибора, отчего изменится и общая поправка.
Переменная составляющая зависит от скорости хода судна, курса и широты района плавания. Она тем больше, чем больше скорость хода (У), чем ближе курс судна (К) к меридиональному, и тем меньше, чем меньше широта <р, что выражается формулой
57,3 cos К 00 = 900? — V sin К
Так, при скорости хода 18 узлов и в широте 65° величина дна курсе 30° достигает 2°,5.
У гирокомпасов типа «Курс-4», «Аншютц» и др. переменная составляющая исключается из отсчета на картушке прибора с помощью коррективного приспособления (корректора). Штурман устанавливает корректор на определенную скорость хода и широту места, а влияние курса исключается автоматически. Малогабаритные гирокомпасы типа «Амур» не имеют коррективного приспособления. Переменную составляющую у них можно вычислить по приведенной формуле, либо (что проще) выбрать по прилагаемым к каждому прибору таблицам или номограмме.
В результате изменяемости общей поправки гирокомпаса ее определяют при любой возможности на всех ходовых курсах.
Влияние качки на показания гирокомпаса незначительно. Изменения же скорости хода при маневрировании вызывают так называемые баллистические девиации, изменяющие поправку компаса на величину до нескольких градусов. По окончании маневра (спустя 15—20 мин) поправка становится прежней.
Необходимо учитывать, что гирокомпас нуждается в непрерывном питании электроэнергией. Даже при кратковременном перерыве в питании гирокомпас выходит из меридиана и, если судно не на швартовах, то прибор придет в меридиан только через 4—5 ч после запуска. Кроме того, малогабаритные и крупногабаритные гирокомпасы требуется постоянно охлаждать (соответственно воздушное и водяное охлаждение). Поэтому их устанавливают в помещениях с хорошей вентиляцией, удаленных от источников тепла.
На судах, имеющих как магнитный, так и'гироскопический компасы, следует для взаимоконтроля сличать их показания, причем в судовом журнале для записи курсов по обоим компасам выделены отдельные графы. При резком изменении разности в их показаниях следует выявить причину ее возникновения.
Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ, ПРОХОДИМЫХ СУДНОМ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛАГАХ
Основным средством определения расстояний, проходимых судном в море, служит лаг. В современном судовождении применяют вертушечные, гидравлические, а в последнее время индукционные и гидроакустические лаги.
У вертушечных лагов основной частью является вертушка, т. е. винт с пологими лопастями, вращающийся на ходу судна от встречного давления воды. Частота вращения вертушки за определенное время при постоянной скорости хода пропорциональна пройденному при этом расстоянию.
Вертушечные лаги делят на забортные (или буксируемые) и днищевые. У забортных лагов вертушку выпускают на лаглине с кормы судна. Вращение ее передается через лаглинь счетчику оборотов, шкала которого разбита непосредственно на мили и их доли. К ним относятся лаги типа ЛЗМ (лаг забортный для малых скоростей) и ЛЗБ (лаг забортный для больших скоростей). В настоящее время их применяют на судах как резервные.
Гидравлические, или гидродинамические, лаги представляют собой выпускаемую сквозь днище судна трубку с отверстием, направленным в сторону движения судна. Такая трубка на ходу судна воспринимает встречное давление воды, зависящее от скорости хода. Это давление передается на упругую мембрану, а оттуда — на указатель скорости хода судна, шкала которого непосредственно разбита на узлы.
Гидравлические лаги до последнего времени широко применяли на судах.
Индукционные лаги имеют принцип действия, основанный на явлении электромагнитной индукции. В днище судна врезано заподлицо, т. е. вровень с наружной стороной обшивки днища, устройство, имеющее обмотку, питаемую током. Магнитное поле обмотки захватывает придонный слой воды (встречный движению судна). Так как морская вода является проводником, то в ее участке, пересекающем силовые линии поля обмотки, индуктируется э.д.с. и на электродах, расположенных на границе этого участка, появляется напряжение. Так как наводимая э.д.с. пропорциональна скорости пересечения проводником силовых линий магнитного поля, то вольтметр, включенный в цепь электродов, можно градуировать непосредственно на узлы, т. е. он явится указателем скорости хода судна.
Существующие типы индукционных лагов применяют для измерения скоростей хода в пределах от 0,5 до 50 узлов. Наибольшее значение инструментальной ошибки в измеряемой скорости хода составляет около 0,1 узла.
Индукционные лаги имеют то преимущество перед вертушеч- ными и гидравлическими, что не содержат частей, выступающих снаружи днища судна, а потому не боятся льдов. Кроме того, они работают при заднем ходе судна, а также могут учитывать смещение судна с линии курса, происходящее под влиянием ветра. В настоящее время на судах используют индукционный лаг типа ИЭЛ-2.
Лаги рассмотренных типов не являются абсолютными, т. е. определяют пройденное расстояние и скорость хода судна не относительно земной поверхности (дна моря), а относительно воды, которая сама может перемещаться.
Гидроакустические лаги (допплер-лаги), использующие эффект Допплера, работают следующим образом. Вровень с днищем установлены отправитель и приемник ультразвуковых колебаний. Отправитель излучает волны, которые, отражаясь от дна моря, возвращаются и попадают в приемник. Если судно неподвижно относительно дна моря, то возвращающиеся колебания воспринимаются приемником с той же частотой, с которой они отправлены. Если же судно движется, то между частотами возникает сдвиг, по величине которого можно определить скорость хода судна относительно дна моря.
Гидроакустические лаги работают в определенном диапазоне глубин и измеряют скорости в заданных пределах. Погрешности показаний на малом ходу не превышают 2,5%, а на полном — 1% измеряемой скорости.