Перевод и исправление румбов
Мы рассмотрели раздельно влияние на компасную стрелку непосредственно сил земного магнетизма и сил судового железа.
![]() |
В действительности эти силы действуют совместно и в итоге стрелка компаса в общем случае отклонена от плоскости истинного меридиана на угол, представляющий собой алгебраическую сумму склонения и девиации, называемый общей поправкой компаса (Л/С).
На плоскости истинного горизонта общая поправка компаса имеет вид угла между истинным и компасным меридианами (рис. 42). Общей поправке компаса придается наименование остовой или вестовой и знак «плюс» или «минус» в зависимости от того, к осту или весту отклонена северная часть компасного меридиана от северной части меридиана истинного (см. рис. 42, а и б).
Общая поправка компаса складывается алгебраически из склонения и девиации, что выражается формулой
A/C = d + в.
Если склонение и девиация одинаковы по знаку, то общая поправка будет одинакового знака с ними; если же они разного знака, то общая поправка приобретает знак большего из них
Пример- d= 12°,0' б = 3,5. Определить Л К.
Решение. . d = + 12°, О' + 8 = —3°, 5'
А/С = + 8°, 5' = 8°, 5' (графическое построение см. рис. 43, а)
Пример. Л/С = —2°,0'; d= -f7°,0'. Определить б.
Ответ, б = —9°,0' (графическое построение см. рис. 43,6).
ни nkhm йК |
Рис. 43. Графическое построение: а — определения Л к; 6 — определения б. |
.N* НИ Nm |
![]() |
Общая поправка компаса связывает истинные и компасные пеленги (рис. 44, а, б) соотношениями:
ИК = КК + А/С;
ИП = КП + А/С-
Данными соотношениями пользуются для определения поправки компаса непосредственно из наблюдений, так как
да; = ик—кк = ип — кп.
На практике определять А/С более удобно сравнением компасного пеленга с истинным, чем сравнением курсов.
Пример. КП ориентира 111,°0'; ИП = 103°>0'. Определить ДК.
Решение. ИП = 103°, 0' ~ КП= 111°, 0'
дК= —8°, С = 8°, 0' W (графическое построение выполнить самостоятельно).
Пример. КП = 353,°0'; ИП = 7е,0' Определить ДЯ.
Решение. ИП = 7°, 0' = 367° ~ КП= 35Г
А К = + 14°, 0' = 14°, 0' 0s1 (графическое построение
Рис.. 45. Графическое построение определения Д К. |
см. рис. 45).
Практически при пеленговании по 127-мм магнитному компасу наблюдаются не прямые, а обратные компасные пеленги. Но так как ОКП отличаются от КП на ту же величину, что и ОИП от ИП, т. е. на 180°, то можно сделать вывод, что
А/С = ОИП — ОКП.
Для того чтобы не переводить прямые пеленги в обратные на морских картах при обозначении створов, всегда указывают как прямое, так и обратное их направление, например 82—262°.
На морских картах наносят только истинные направления. Мореплаватель же следует определенным курсом и берет пеленги ориентиров по компасу. Поэтому в практике судовождения постоянно приходится переходить как от истинных направлений к компасным, так и от компасных к истинным. Первая операция называется переводом румбов, а вторая — исправлением румбов. В обоих случаях учитывают магнитное склонение, снимаемое с карты, и девиацию компаса, выбираемую из таблицы.
Перевод румбов. При переводе истинных курсов и пеленгов в компасные сразу нельзя воспользоваться таблицей девиации, так как ее составляют не на истинные курсы, а на компасные. Однако при удовлетворительно уничтоженной девиации значение ее на компасных курсах практически то же, что и на соответствующих магнитных. Поэтому, учтя склонение, сначала переводят истинный курс в магнитный и выбирают на него девиацию, а затем переводят полученный магнитный курс в компасный, т. е.
кк = мк — в = як —d — 5.
Afft
Пример. Перевести И К = 114°,0' в компасный, если d = 11°,0'0«' (девиацию выбирать по таблице 2).
Решение. - ЯД'=114°, О' = + 11°, О'
МК = 103°, О' Ь = — 3°, 4' ![]() |
K/f = 106°, 4' (графическое построение см. рис. 46, а). |
![]() |
При переводе истинных пеленгов в компасные используют непосредственно формулу ИП=КИ+ А/С, но, чтобы выбрать девиацию и рассчитать общую поправку компаса, необходимо знать склонение и заданный истинный курс судна, по которым предварительно рассчитывают магнитный курс.
Пример. ИК = 204°,О'; ИП = 87°,0'; d = 15°,0' (девиацию выбрать по таблице 2). Рассчитать КП.
Решение. 1)ЯК = 204°,0' 2) , d = — 15°, 0' 3) ЯЯ = 87°, 0'
~ d= 15°, 0' Ь = — 2°, 0' ~ = — 13°, 0'
МК = 219°, 0' ДК= 13°,0' КЯ=100°,0'"
(графическое построение см. рис. 46, б)
Исправление румбов. При исправлении румбов пользуются формулами, приведенными выше. Если задан компасный пеленг, а не курс, то необходимо знать компасный или магнитный курс, чтобы выбрать девиацию. По девиации по снятому с карты склонению рассчитывают общую поправку компаса, затем искомые истинный курс или пеленг.
Пример. Судно на К К = 240°,0' имело КП ориентира = 41°,0'; d — 17°,0' (девиацию выбирать по таблице 2). Определить А К, КП ориентира и И К судна.
Решение. 1) . d = —17°, 0' 2) , КП = 41°, 0' 3) , КК = 240°, 0' + S = + 3°, 5' + АК — — 13°, 5' "г АК — —13°, 5;
АК =— 13°,5' ИП = 26°, 5' И К — 226°, Ь
(графическое построение см. рис. 47).
Пример. КК = 300°,0'; ОКП знака 34°,0'. Определить ДУС, ИП и ОИП, если d = +15°,0' (девиацию выбирать по таблице 2).
Решение. 1) , d = + 15°, 0' 2) , КК = 300°, 0' 3) ОКП = 34°, 0' 5 = + 4°, 0' ■ + АК = + 19°, 0' ~ АК = + 19°, 0'
АЛ: = + 19°, 0' ИК = 319°. 0' ОИП = 53°, 0'
___________ 180°. 0'
ИП = 223°, 0'
(графическое построение выполнить самостоятельно).