Доказательные случаи и их критика

Случай Заключение сторонников медиумизма Возражение противников медиумизма Замечание
1 (12) Малообразованный житель провинциального города в США начинает самопроизвольно впадать в транс и автоматически писать в темноте окончание незавершенного Ч. Диккенсом романа "Тайна Эдвина Друда" от имени По Диккенса. Литературоведы свидетельствуют о соответствии стиля началу романа и об органичности сюжета [4]. Позже начали говорить, что литературные достоинства Этого произведения не столь высоки, но что, однако, несоответствие выполненного труда нормальным возможностям медиума не вызывает сомнений [1409]. Намеревались провести сравнительный анализ текстов на ЭВМ [1064]. Это — несомненное свидетельство самопроизвольного проявления П0, доказывающее реальность его существования. Это — демонстрация скрытых возможностей под- сознания медиума или литературная подделка. Объяснение случая высокими способностями подсознания представляется сомнительным. В наши дни сведения о личности медиума и условиях опыта (транс, темнота) забыты и обычно говорят о подделке.
2 (12) Греческий писатель Димитрокопуло в трансе автоматически пишет на незнакомом ему французском языке романы, творимые По Виктора Гюго, заказывает их переводы на греческий и издает под своим именем. На полученной им медиумической фотографии он сидит и пишет, а рядом — фантом В. Гюго [1221] То же Причуды творческой потенции подсознания медиума Димитрокопуло. Масштабы "потенции" П расширены до нелепости. Случай свидетельствует в пользу медиумической гипотезы.
3 (12) Сапожный подмастерье, малообразованный ясновидец А. Дэвис пишет под воздействием "высоких" П0 многочисленные философские труды, высоко оцененные современниками. Про себя всегда скромно говорил: "Я — орудие для письма" [249 — 6]. То же Высочайная творческая потенция подсознания сенситива. И, соответственно, наибольшая натяжка.
4 (12) Ювелир, не склонный к живописи, начинает писать картины, по фактуре и стилю подобные картинам умершего известного художника, под психическим воздействием его П0, который стремится осуществить задуманное им до смерти. Эксперты определяют, что картины при- надлежат кисти отшедшего [604]. То же Проявилась способность ювелира к живописи, направленная им на подражание. Может быть и так.
5 (12) Медиум автоматически пишет на древнеперсидском языке сообщения от имени давно отшедшего перса. Дело происходит в Европе, медиум и участники опыта — европейцы, не знающие персидского языка, не говоря уже о древнеперсидском [1218]. Одно из самых несомненных свидетельств существования посмертной жизни. Подсознание медиума, пользуясь своим GESP, извлекает необходимые ему сведения из книг библиотек или из подсознаний эрудитов. Пример нелепых предположений, к которым с неизбежностью приводит гипотеза GESP.
6 (12) По врача диктует по-латыни сложный рецепт микстуры, оказавшийся правильным и соответствующим болезни. Медиум и участники опыта были несведущи в фармакологии и не знали латинского языка [319]. То же То же То же
7 (12) Многие случаи, когда у тупых и необразованных медиумов были остроумные, находчивые и эрудированные гиды [63]. Доказательство отдельности П0 от медиума, т.е. существования П0. Свидетельство превосходства подсознания над сознанием.  
8 (12) Многие случаи превосходства содержания сообщений, полученных медиумическим путем, над уровнем медиума и участников опыта {250 - 4}. То же То же  
9 (12) Через малообразованного медиума Э. Дюрана П0 Эмиля Золя пишет посмертное про- изведение в присущем Золя стиле [1223]. Через малограмотного медиума поступают литературные произведения от По Стивенсона [319]. В Мюнхене через медиума получена драма "Антиной", якобы, от П0 Шекспира [1222]. Опубликовано много литературных произведений, про которые говорят, что они по- лучены медиумическим путем {251 — 4}. См. пункт 1 См. пункт 1 Вероятно, среди всего этого есть и подделки
10 (12) Лишенный артистического дарования медиум декламирует под влиянием П0 пьесу на незнакомом ему языке с 11 действующими лицами, проявляя прекрасное воплощение в них [319]. То же То же  
11 (12) Не имеющая музыкального образования и опыта медиум Р. Браун пишет от имени П0 Бетховена и Листа музыкальные произведения, которые, по мнению музыковедов, написаны грамотно и точно передают стиль указанных авторов [575]. То же То же  
12 (12) Полуграмотный мальчик-медиум нарисовал под влиянием П0 350 хороших рисунков на незнакомые ему сюжеты, а медиум Асман устроила выставку 50 своих картин, нарисованных автоматически [1223]. Не умеющий рисовать медиум хорошо рисует в темноте сразу двумя руками [1218]. То же Проявление скрытых способностей подсознания и возможностей внечувственного восприятия (видение в темноте).  
13 (9) Гид А. Конан Дойля "Финеас" по своей инициативе проявился в незнакомом Дойлю кружке, через неизвестного ему медиума, и подтвердил присутствовавшей на сеансе знакомой Дойля правильность сведений, которые Дойль ей сообщил в отправленном до этого письме [320]. Самостоятельность действий П0 и его несвязанность с медиумом и участниками опыта доказывают существование П0. Все это — результат телепатического взаимодействия подсознаний двух медиумов. Отсутствие стимула для взаимодействия медиумов делает объяснение телепатией особенно сомнительным.
14 (14) Неизвестный медиуму и участникам опыта самоубийца, покончивший с собой полвека тому назад, сообщил о событиях своей личной жизни, сославшись на документы, которые потом удалось отыскать в другом городе и убедиться в истинности сообщеннного [282]. Случай доказывает существование По. Подсознание медиума, без всякого к тому повода, нашло документы, пользуясь своим GESP, и доложило их содержания на сеансе. См. пункт 5.
15 (14) По правильно указал через медиума, где им была спрятана перед смертью ценная вещь, а также сообщил со- держание спрятанного запечатанного предсмертного письма, никому из живущих неизвестного [605]. П0 отца проявился через медиума спустя 4 года после смерти и правильно указал сыну, где им было спрятано завещание [394]. Случаи доказывают существование посмертной жизни. Подсознание медиума, используя свое GESP, в частности способность ретроспекции, проникло в содержание скрытого письма и определило местоположение тайников. То же (подобные факты современные исследователи считают доказательствами существования П0 [980]).
16 (14) Под влиянием запоздалой страсти к деньгам "Женя" сообщил свои прижизненные и.о.ф. и адрес, правильность которых подтвердилась (см. главу 12) То же Женя — плод фантазии подознания медиума, который, помощью своего GESP, подыскал для него земного представителя и сообщил его координаты. Случай доказывает реальность П0, так как неспособность медиума к проявлению GESP была при опытах проверена.
Брат и сестра одновременно видят во сне отшедшего отца, который жалуется, что его могилу разрыли волки. Утром на кладбище они видят разрытую могилу отца и вокруг нее — следы волков [1245]. Свидетельство существования П0, его внимания к своему захоронению и способности контактировать с П спящих. Это — свидетельство способности подсознаний живущих к самопроизвольному дальновидению и телепатическому контакту между собой.  
18 (21) В Нью-Йорке, на публичных платных сеансах в Карнеги-Холле медиум сидел в кабине, его руки держали представители публики. В 1,5 метрах от медиума (вне кабины) пишущая машинка автоматически печатала послания от По, даже когда зритель поднимал ее и держал на весу [1240]. Проявление П0 1) Ловкий иллюзионизм. 2) Идеопластика (действие подсознания медиума). Гипотеза идеопластики не исключается, как и во всех случаях материализации.
19 (21). Медиума связали, на кисти его наложили повязки с печатями. Появившегося фантома сфотографировали. На его руках не оказалось повязок, а печати на повязках медиума после опыта остались целы [1251]. Доказательство реальности материализации фантома. 1) Ловкий обман крайне невнимательных эксперимента торов. 2) Идеопластика. То же
20 (14) Два П0, сообщавшиеся через мало одаренного медиума, узнавали на фотографиях знакомых и близких и вспоминали события, связанные с ними; называли имена присутствующих знакомых. Медиум ничего этого не знал. Его неспособность к "чтению мыслей", телепатической связи и психометрическому проникновению была тщательно экспериментально проверена (два отдельных сходных случая). Абсолютное доказательство существования П0. Вопреки утверждениям экспериментаторов, под- сознание медиума извлекало все сведения из подсознаний участников опыта. Возражение показывает, что чужой опыт недоказателен, что каждому необходим личный эксперимент.
21 (14) Сообщающийся сохранил знание сложных дел своей фирмы и постановлений, которым они подчиняются. Диктовал письма своим наследникам, содержащие весьма дельные советы. Медиум был необразован, участники опытов неосведомлены [317]. Случай доказывает существование П0. Подсознание медиума, используя свое GESP, самопроизвольно черпало информацию из подсознаний осведомленных людей и выдавало себя за данного отшедшего. См. пункт 5.
22 (14) Антагонист медиумизма посетил из любопытства летний лагерь спиритуалистов в США. Здесь внезапно про- явился его скрытый до того медиумизм. Он впал в транс и стал непроизвольно говорить голосом незнакомой ему недавно умершей местной жительницы. Ее собака узнала голос и стала к сенситиву ласкаться [1414]. То же Истерический припадок, вызвавший "сочувствие" собаки.  
23 (14) Еженедельно, в течение 5 лет, медиум К. Фокс на дому у Ливермора материализовала фантомы его жены и, реже, Б. Франклина, неспособные говорить. Они сообщались записками, которые писали собственноручно, своими прижизненными, несхожими между собой почерками на английском и французском языках. Медиум французского языка не знал [4, 317]. То же Идеопластическое творчество подсознания медиума, эрудиция которого была выше сознательной. В отличие от большинства материализации, случай доказателен из-за наличия ксеноглоссии, сходства почерков и систематичности проявлений.
24 (14) Медиум автоматически пишет записку от имени незнакомой ему и присутствующим женщины, живущей в другом городе, с просьбой передать ее сыну, их соседу, что она умерла несколько часов тому назад. Сын устанавливает сходство почерков записки и писем матери, кроме написания буквы "а". Со временем он нашел ее последние письма и обнаружил, что незадолго до смерти написание этой буквы стало таким, как в посмертной записке [605]. То же Телепатический посыл умирающей был принят подсознанием медиума, задержан на несколько часов и выдан на сеансе в виде медиумического послания почерком, разведанным с помощью GESP медиума. См. пункт 5
25 (14) Через медиума поступает сообщение от знакомого одного из участников опыта о том, что он вчера умер в отдаленном городе. Участник этого не знал [1247]. То же То же, кроме использования GESP См. пункт 2.
26 (14) Находясь в освещенной комнате, экспериментатор накрыл лежащий на столе кусочек грифеля аспидной доской с выступающими закраинами, прижал ее к столу локтем, в руки взял руки медиума, ногами накрыл его ступни. Послышалось скрипение грифеля. На доске обнаружилось послание от близкого экспериментатору П0, незнакомого медиуму, содержащее неизвестные ему и медиуму сведения, которые потом подтвердились [1338] . То же Иллюзионистская проделка или деятельность GESP подсознания медиума. См. пункт 5.
27 (14) Экспериментатор положил кусочек грифеля между двумя оспидными досками, связал их шнуром, припечатал его сургучом своей печатью, пришел на квартиру к медиуму, сел за стол в светлой комнате, положив на него свои доски, а медиум сел в отдалении. Раздался скрип грифеля, затем сигнал об окончании письма стуками в столе. Раскрыв доски, экспериментатор обнаружил на них послание от знакомого ему и незнакомого медиуму П0, написанное почерком ком отшедшего [319]. То же То же То же
28 (14) В США медиум "видит" рядом с незнакомым ему приезжим — французом его умерших во Франции дочь и зятя и верно описывает их. На бумаге, положенной вместе с карандашом в закрытый ящик, который француз держал на коленях, сидя вдали от медиума, карандаш пишет почерками этих отшедших ответы на мысленные вопросы француза, неизвестные медиуму [96]. То же То же То же
29 (14) На медиумическом сеансе, присутствовавшие на котором не были лично знакомы с Ч. Диккенсом, поступила от его П0 просьбе передать поручение его сыну. Участники опыта сочли это мистификацией, так как П0 коверкал отдельные слова, что странно для писателя. Однако, сын потом сообщил, что у Диккенса была привычка искажать эти слова [1222]. То же Проделка подсознания медиума, которое заблаговременно телепатически осведомилось о речи Диккенса у подсознания его сына и соответственно оформило разговор См. пункт 2.




Случаи, вошедшие в таблицу 11, изложены в ней весьма схематично. Заслуживают более подробного изложения проявления П0 П. Уорс, жившей в XVII веке. В 1915 году она начала передавать через медиума Курран способом двигательного автоматизма повесть "Печальная история" из времен жизни Христа, объемом 325000 слов, опубликованную в 1917 году. Повесть хвалили, хотя язык ее архаичен. Затем последовала еще одна повесть, написанная более современным языком. В 1920 году медиум Курран отказалась от использования двигательного автоматизма и стала воспроизводить картины и слова, которые проносились в ее уме. После этого ее писания стали больше походить на продукцию ее П, чем на творчество П0 П. Уорс1. Профессор Хайслоп, лично не знакомый с Курран, подозревал ее в обмане. Парапсихолог Л. Раин считала случай П. Уорс типичным примером деятельности П медиума (его GESP). Однако, психолог У. Принс провел в 1926 году специальное исследование, выявившее безусловное отсутствие обмана со стороны Курран, а также независимость личности П. Уорс от личности медиума /881/. Его выводы подтвердились уже в наше время, когда Д. Литваг провел ряд опытов с необразованным медиумом, использовавшим двигательный автоматизм, при которых проявилась П. Уорс (вернее, ее П0) во всем своем своеобразии /694/. П. Уорс была свойственна большая скорость медиумической передачи литературных произведений (проза и стихи), большая творческая продуктивность и сохранение своего стиля с разными медиумами. Случай П. Уорс подробно исследовался Бостонским обществом психических исследований /1183/.

Предложения доказательств

В отличие от авторов, зачисливших вопрос о существовании П0 в категорию неразрешимых /915, 917/ или не видящих путей его решения /1495/, или ограничивающихся одной критикой попыток решения /608, 1103/, ряд исследователей выступил с предложениями доказательств. Г. Шмейдлер полагала, что решению вопроса о П0 поможет накопление опыта наблюдений за экстериоризациями сознания и заключение при жизни людей договоров на получение от них посмертных медиумических сообщений /1431/. К сожалению, уже выполненные эксперименты показывают, что П0 мало способны к исполнению подобных обещаний, возможно, из-за пертурбаций, которым смерть подвергает сознание. Это следует из опыта оставления запечатанных предсмертных писем с обязательством сообщить их содержание после смерти. Даже такие преданные делу медиумизма исследователи, как Ф. Майерс и О. Лодж, не выполнили обещание, забыв написанное /1464/. После укрепления веры в действенность GESP сенситивов, способ оставления предсмертных писем перестали считать доказательным: предполагают, что П медиума способен прочесть запечатанное письмо и без участия П0, как это, например, осуществлял психометрист Мэнсфилд /1181/. Утверждают, что заблаговременно заготовленное Пиддингтоном запечатанное письмо было прочтено сенситивами еще при его жизни /1274/. Поэтому Р. Заулесс предложил усовершенствование способа предсмертных писем. Он и Г. Вуд передали ОПИ зашифрованные открытые послания, ключи к шифрам которых были только в их памяти, и предложили сенситивам пытаться расшифровать эти письма еще при жизни написавших. Пока это не выполнено. Предполагается, что посмертное получение шифра явится убедительным доказательством существования П0 /1102, 1464, 1495/. Однако мало шансов, что столь сложное сведение удержится в памяти переходящего. Это же можно сказать о предложении И. Стивенсона оставлять запертый цифровой замок и посмертно сообщать отпирающую его комбинацию цифр /1296/. Парапсихолог Г. Прэтт выполнил это и обещал сообщить фразу из 6 слов, числа букв в которых отопрут замок. После его смерти в 1979 году уже поступил ряд ложных ответов, переданных черед медиумов, якобы, от лица его П0 /1257, 1258/. Г. Мерфи предложил и вовсе неосуществимый прием доказательства: предложить По организовать из отшедших, незнакомых с медиумом и исследователями, группу П0, объединенных общностью прижизненного интереса (например, "собирателей фарфора"), также неизвестного живущим. Медиумическое сообщение о составе и интересе группы явится доказательством, если сведения подтвердятся /1060/. Полагают, что доказательным был бы следующий, до сих пор не осуществленный опыт: гипнотически внушить умирающему, чтобы его П0 проявился в обсуловленное время при медиумическом опыте, медиум и участники которого не будут информированы об этом условии /967/. Надежда на успех основывается на стойком запоминании гипнотических приказов подсознаниями живущих.

Наряду с указанными предложениями оригинальных доказательств, делались попытки организации медиумических опытов, уменьшающей вероятность влияния GESP медиума /811/. В общем, это не привело к успеху, так как затруднения из-за усложнения экспериментов опережали достигаемый выигрыш. Опробованы следующие методы:

Метод замещения экспериментатора ("Proxy sitting"). Вместо исследователя, знающего П0, в опыте участвует его "заместитель", с П0 незнакомый — также, как и медиум и другие участники опыта. Рассчитывают на то, что сведения, доказывающие самоличность П0, будут при такой организации значимее, поскольку затрудняется контакт П медиума с П экспериментатора — "кладезем сведений" о П0. Примером может служить случай, когда на любительский медиумический сеанс явился П0 убитого летчика и просил связать его с женой, не осведомленной о его смерти. Все присутствующие были с ней незнакомы, кроме одного из участников, который и сыграл роль "заместителя" его жены /514/. В наших опытах встречались сходные случаи, и они использовались, как примеры отдельности П0 от П экспериментатора, но, конечно, доказательствами существования П0 их нельзя было назвать.

Метод условия ("Appointment method"). Исследователь направляет умственную просьбу (и записывает ее для последующего предъявления) знакомому П0 о том, чтобы он прислал другого, незнакомого П0 в условленное время к не знающему их медиуму, для передачи ему поручения или сведения, допускающего проверку. Мы не знаем, опробовался ли этот метод. Даже если будет получен положительный результат (что сомнительно), он не явится доказательством существования П0, так как возможность его объяснения с привлечением GESP медиума2 не исключается.

Цепной метод ("Linkage-method") представляет собой усложнение метода замещения. С медиумом работает исследователь, не знающий ни П0, ни лица, знакомого с этим П0. Между этим лицом и исследователем вводится несколько связных, каждый из которых знает лишь предыдущего и последующего. Предполагается, что если их введение ухудшит информативность сообщения, то его автор — П медиума, а если не ухудшит, — то П0. Отчетливые результаты применения этого метода нам неизвестны.

Комбинированный метод. Экспериментатор, знающий П0, просит его через медиума связаться в условленное время с незнакомыми им (экспериментатору, медиуму и П0) двумя парами медиум-исследователь. Выстраивают два ряда связных между экспериментатором и исследователями этих пар (как в предыдущем методе). Просят П0 выполнить перекрестное письмо (см. ниже), пользуясь медиумами пар. В лучшем случае получают путаницу и неразбериху, а обычно — ничего.

Общий недостаток всех этих методов в том, что чем они сложнее, тем большей медиумической одаренности требуют для своего осуществления, что увеличивает вероятность вмешательства GESP — того, чего стараются избежать. Излагаемые ниже методы производят более благоприятное впечатление.

Метод случайного визитера ("Drop in communicator"). Стараются получить допускающие проверку сведения от неизвестного присутствующим П0, случайно "заглянувшего" на сеанс. Такие "визиты" — частое явление в медиумизме. Преимуществом данного метода над методом замещения считают невозможность извлечения сведений из П присутствующих, ибо они неосведомлены /489/. Но метод не предотвращает обычное возражение скептиков — что П медиума конструирует псевдо П0, извлекая для этого сведения психометрическим путем из предметов, которые принадлежали при жизни субъекту, от лица которого даются сведения, или находя с помощью своего GESP нужные сведения в газетах, архивах и прочих подобных источниках /175/. Поясним это примером.

Однажды были получены сведения от визитера, который проживал до перехода в удаленном от места опыта городе и был его участникам неизвестен. Сведения подтвердились и случай считали доказательным. Однако, потом обнаружили в газете, выпускающейся в городе, где проживал визитер, некролог со сведениями о нем и усомнились в доказательности случая из-за возможности криптомнезии со стороны П медиума /1378/. В других аналогичных случаях поводом для сомнений послужили сведения о визитерах, обнаруженные в телефонной книге, на надгробье, в архивах и т.п. /1056/. Более высоко оцениваются два случая, приведенные И. Стивенсоном: "визитер" — Р. Мари, убитый в первой мировой войне, проявился в удаленной от его родины стране, в опыте с незнакомыми ему медиумом и участниками. Большинство сведений, которые он дал о себе, удалось проверить и подтвердить. В другом аналогичном случае визитер сообщался на незнакомом медиуму языке /1312/.

Члены ОПИ Голд, А. Корнелл и Е. Дингуолл принимали участие в работах любительского кружка, который провел в период с 1937 по 1964 г. 470 опытов методом двигательного автоматизма. Во время опытов наблюдались значительные психические явления: при свете стоваттной лампы тяжелый стол стучал ножками, поднимаясь на 3 — 4 см в течение 3 секунд; в столе раздавались сильные стуки; в темноте наблюдались светочи и полеты рупора с привязанной к нему светящейся лентой /489/. В материалах этого кружка Голд выявил 88 "визитов". Из них он по разным соображениям исключил 50. Из оставленных 38 визитеров лишь 25 дали о себе достаточную информацию, но из них 15 — неверную. Сведения об одном из 10 оставшихся визитеров оказались недостаточно конкретными, а о четырех других имелась информация в газетах. Кое-какие сведения о 5 оставшихся визитерах удалось найти в архивах церквей, а об одном из них — лишь в неопубликованном завещании. Как видно, если возможность действия GESP медиума не исключена проверкой, метод случайного визитера не абсолютно доказателен.

Два показательных случая имели место в Исландии с участием медиума Бьернссона. В 1941 году при опытах с ним начал являться "визитер", назвавший себя Г. Магнуссоном, надоедал и мешал. Через некоторое время стало известно, что не так давно шофер Г. Магнуссон оказался в глуши без бензина, добрался до места пешком, но от истощения умер. Никакой связи с ним медиума и участников опытов не обнаружилось. В другом случае визитер долго не называл себя, сообщал о себе всякие вымыслы и упорно требовал "разыскать его ногу". Его обманы надоели и с ним перестали разговаривать. Он исчез, но через некоторое время вновь явился/'раскаялся" и все о себе сообщил. Он оказался Р. Рунольфссоном, умершим 60 лет тому назад. Он заснул пьяный на берегу моря, был накрыт приливом и утонул. Труп обнаружили уже без ноги. Кость ноги, извлеченная из желудка пойманной акулы, оказалась в доме одного из участников опытов, что и явилось, видимо, причиной визита. Кость захоронили, и П0 успокоился, перестал грубить и со временем стал главным гидом медиума. Все сведения о нем постепенно удалось проверить, несмотря на давность. Возможность знания их медиумом считают невероятной, но не исключают вероятие получения им сведений психометрическим путем, учитывая близкое нахождение фрагмента останков отшедшего /1318/.

Метод перекрестного письма. Просят сообщающегося (обычно, гида одного из двух, участвующих в опыте, медиумов) поочередно передавать куски своего сообщения то через одного, то через другого медиума, находящихся в значительном удалении друг от друга, например, в разных городах или странах. Получаются два бессмысленных текста, которые при наложении обретают смысл. Считают, что этот метод предложил и сообщил медиумическим путем П0 Ф. Майерса /493/. Сложные опыты перекрестного письма были предприняты, как решительная попытка дать неопровержимое доказательство справедливости медиумической гипотезы. Цель не была достигнута, так как данная методика, несмотря на внешнюю эффективность результатов, не исключает главного возражения критиков — возможности объяснения явлений телепатической связью участников, в данном случае — участвующих в опыте медиумов, тем более, что для осуществления опытов медиумы должны быть высокоодаренными, и им можно приписать любые психические способности. Можно найти самые различные оценки результативности перекрестного письма — от утверждений, что оно полностью и неопровержимо доказывает существование П0 /970, 1350/, до полного ее отрицания /736, 1464/.

В борьбе с объяснением телепатией стали применять при перекрестном письме всякие ухищрения, например, передачу запутанных, сложных текстов. Расшифровка результатов крайне усложнилась, стала мало доступной рядовому исследователю и непоказательной. Целые тома посвящены анализу данных перекрестного письма {253— 14}. Большинство авторов приходит к выводу, что, хотя медиумическое объяснение гораздо вероятнее, но и телепатическое не исключается. Лишь Э. Боццано, О. Лодж и немногие другие утверждают, что медиумическое объяснение является единственно возможным {254 — 5}. Им противоречит Ж. Максвелл, посвятивший целую книгу /736/ критике истолкования результатов перекрестного письма другими авторами. Он пришел к выводу о несостоятельности и медиумического, и телепатического объяснений. По его мнению, закономерной связи между складываемыми сообщениями нет, все корреляции случайны. Редакция трудов /1406/ в выпуске /1427/ упрекнула его в незнакомстве с первичным материалом и показала ложность его выводов.

Со своей стороны, доктор Г. Гелей в своей работе /493/ обвиняет всех английских исследователей — членов ОПИ, занимавшихся перекрестным письмом, — в склонности к излишнему усложнению и запутыванию опытов и подробно излагает проведенный им эксперимент с участием двух медиумов — одного в Париже и другого на приморском курорте. Гид первого из них был деятельным и распорядительным организатором работы медиумов и сообщал им распоряжения Гелея. Получены обширные, весьма осмысленные, хорошо сопоставляющиеся и взаимоувязывающиеся материалы перекрестного письма. Но вывод Гелея по данным этой работы тривиален: объяснение участием П0 напрашивается, но не может считаться безусловно доказанным, так как объяснение телепатией хоть и мало вероятно, но не исключено. Поборник гипотезы телепатии, М. Манжин в журнале /1253/ критикует работу Гелея утверждая, что единственно приемлемое объяснение наблюдавшихся Гелеем явлений — это телепатическая связь активно действующих подсознаний. А именно, что все события опыта заранее задумало подсознание Гелея, телепатически связалось во время его сна с П обоих медиумов и внушило им, что и когда они должны писать при своих опытах. При этом оно позаботилось придать всему происходящему "драматизм" — видимость самостоятельной деятельности гида, его переговоров через своего медиума с Гелеем и т. п. В опубликованной в том же журнале реплике, Гелей говорит, что "объяснение Манжина наглядно демонтсрирует всю искусственность телепатической интерпретации и отвращает от нее".

Метод перекрестного письма не оправдал ожиданий и затраченных усилий и не приблизил к ответу на вопрос о существовании По. Так и должно было быть, так как метод требует использования исключительно одаренных медиумов, проявления GESP которых в принципе были возможны, а в эксперименте не были проверены.

Методы экстериоризации сознания. Многие считают, что существование посмертной жизни доказывают три вида сообщений, связанных с экстериоризацией сознания, а именно, сообщения лиц, испытавших клиническую смерть, сообщения врачей и сиделок о своих наблюдениях у смертного ложа и сообщения лиц, испытавших "выход" своего П, и сохранивших память об этом. В отличие от ранее изложенных методов, методы экстериоризации сознания не являются медиумическими. В третьей главе мы рассмотрели возражения, которые встречает истолкование явлений экстериоризации, как свидетельств существования П и его посмертной жизни. Хотя эти возражения и оспариваются, но сама их возможность приводит к тому, что каждое из этих трех явлений, взятое в отдельности, не дает окончательного утверждения медиумической гипотезы. Но после того, как доказательство существования П0 будет получено независимыми от них средствами (к чему мы сейчас перейдем), явления экстериоризации становятся убедительным его подкреплением. Их убедительности способствует полное сходство данных, полученных в столь различных ситуациях, как сон, клиническая смерть и завершенное умирание. После получения доказательства существования П0 становится показательной и обширнейшая совокупность накопленных разнообразных случаев проявлений медиумизма, примеры которых мы здесь привели. При этом все явления находят простое объяснение, а их совокупность гармонично складывается в четкую картину. Так всегда бывает в естествознании, когда явлениям природы найдено правильное объяснение.

1 Это подтверждает преимущество двигательного автоматизма.

2 И экспериментатора, раз он способен умственно общаться с П0.

Глава 18. Метод доказательства существования посмертной жизни.

Описание методики

Для получения искомого доказательства используется медиумизм. Могут заметить, что механизм медиумизма не выяснен, достоверность его явлений не доказана и что поэтому предпринимается "изучение незнаемого с помощью неизвестного". В какой-то степени это так: используется прием, плодотворно применяемый в различных областях науки и техники, называемый "методом черного ящика", при котором эмпирически исследуется и затем используется зависимость сигналов на выходе четырехполюсника от сигналов на его входе, причем его устройство может оставаться неизвестным.

Эксперименты реализуются в форме диалога с сообщающимися через медиума. Таким образом, используется тривиальная для медиумизма процедура. В то же время, по своему существу, методика отличается четырьмя особенностями. Поясним их.

Доказательство, основанное на использовании медиумизма, опирается на эксперимент. При постановке научных опытов в первую очередь встает вопрос о наличии и величине помех, препятствующих выявлению изучаемого эффекта (величины отношения сигнала к шуму). Как показано в предыдущих главах, помехой доказательству существования П0 являются предполагаемые психические способности П медиума. Неудача предшествующих попыток доказательства обусловлена тем, что эти способности при опыте не проверялись, а при последующей критике результатов предполагались неограниченными. Первая особенность излагаемой методики состоит в том, что существование помех и их интенсивность проверяются в каждом опыте.

Для успешного проведения любого научного опыта, помехи необходимо устранить или ограничить. Своеобразие помех при использовании медиумизма состоит в том, что они прямо связаны с одаренностью медиума: чем она выше, тем больше оснований приписывать получаемые результаты деятельности подсознания медиума. Отсюда видна бесперспективность привлечения к экспериментам высокоодаренных медиумов, что и доказал опыт предшествующих исследований. Но не было исследовано, что может дать снижение используемой одаренности. Для выяснения этого мы изучили, какова связь медиумической одаренности с другими формами психизма сенситивов. Исследование дало благоприятный результат. Выяснилось, что способность к медиумическому действию является наиболее распространенным видом психической одаренности, что возможна медиумическая связь через лиц, не проявляющих или слабо проявляющих другие формы психизма. Этим была обоснована целесообразность придания излагаемой методике ее второй отличительной черты, заключающейся в использовании слабой медиумичности. Это обеспечивает методике такое важное преимущество, как воспроизводимость. Слабая медиумичность представляет собой распространенное свойство, тогда как одаренные медиумы редки, и опыты с ними для большинства лиц неосуществимы. Между тем, как мы уже не раз говорили, вопрос о посмертной жизни настолько важен, что интересующиеся им люди не склонны верить словам, а хотят лично убедиться. Воспроизводимость методики предоставляет им такую возможность.

Третьяособенность методики состоит в том, что психическая одаренность медиума экспериментально проверяется и, путем подбора медиума, устанавливается не превышающей допустимой величины.

Четвертой особенностью является невозможность получения при использовании данной методики положительного ответа на вопрос о существовании П0 в результате обманных действий медиума. Напомним, что объяснение обманом со стороны медиума — это первое, что обычно приходит на ум критикам медиумических опытов. В нашем случае, даже если обман не исключен, он не может повлиять на цель опытов — установление существования П0.

Доказательством существования посмертной жизни служит установление "самоличности" сообщающегося П0, т.е. того, что сообщающийся — это именно тот отшедший, в качестве которого он предстает. Учитывая это, а также изложенные особенности методики, ей дано название "Метод установления самоличности П0 способом контролируемого ограничения медиумичности".

Самоличность сообщающегося устанавливается обычным в практике медиумизма способом, соответствующим пункту 14 таблицы 10: от сообщаю

Наши рекомендации