Спонтанная экстериоризация сознания

Полагают, что когда сознание спит, подсознание бодрствует и способно действовать. Явственным проявлением его деятельности считают сны. Исследованию снов посвящено значительное число работ {55-14 и др.}. Наряду с "подкорковым" подсознанием бодрствует и П. Признаки его бодрствования видят в способности субъекта принимать во сне телепатические воздействования, неосознанно решать жизненно важные задачи и даже предвидеть будущее [967]. Некоторые лица утверждают, что их подсознание способно выполнять во время сна поставленные перед ним задачи, и что им иногда удается пользоваться этим. Надеются, что в будущем людям удастся значительно увеличить свои способности за счет обеспечения контакта сознания с П и во сне, и наяву и уже при жизни использовать память П, которая предполагается значительной, а также его способность к внечувственному восприятию [60, 786, 1223]. Предполагают, что за счет этого не только усилятся духовные и умственные потенции людей, но и снизится их подвластность узам пространства и времени [1217]. Но в настоящее время П закрыто для сознания людей, и его память им недоступна.

Некоторые исследователи полагают, что участие П просматривается не только в вещих, но и в обычных снах. Подкрепление своему суждению они видят в поразительной быстротечности отдельных, даже очень сложных сновидений (секунды, как лично установил автор работы [977]). Они связывают это с частичным вырождением времени в мире П0, а свойственную снам картинность — со способностью П и П0 к "прямому постижению" действий, образов и мыслей и к их передаче образно, без слов [967 ]. В фантастичности снов они видят проявление склонности П к "драматургии", к выявлению творческого начала, необходимого в мире отшедших для формирования реальной для них действительности (об этом см. часть IV). Когда воображение П недостаточно организовано, эта их склонность приводит к вздорности, а то и к бессмысленности некоторых снов. К проявлениям П относят и способность отдельных людей видеть "сны наяву" с закрытыми, а иногда и с открытыми глазами — смену образов, картин, иногда цветных, осмысленных, сюжетных, подобных кинематографу [1341]. Так же оценивают и лунатизм: сознание лунатика спит, его органы чувств бездействуют, а П осуществляет "одержание" его организма и, пользуясь внечувственной информацией, управляет им с искусством, недоступным бодрствующему сознанию.

Полагают, что сон, как естественный, так и сомнамбулический, сопровождается частичным высвобождением П из тела. Не теряя с ним связи, П приобретает ту или иную степень свободы {41-5}. Подтверждение этому мнению видят в наблюдениях медиумических и парапсихологических.

В медиумизме нередки случаи получения дистанционных сообщений от спящих людей. Эти случаи считают свидетельством высвобождения П во время сна. Обычное возражение состоит в объяснении этого явления телепатической связью сенситива со спящим. Однако, если медиум находится в нормальном состоянии и его неспособность к проникновению в мысли окружающих была проверена и доказана (так всегда было при наших опытах), то "организатором" явления может быть лишь спящий, его П. Это главное, спорить же о названии явления (экстериоризация, телепатия) бессмысленно, так как их механизмы в равной степени неизвестны. Наши опыты дают примеры подобных явлений1:

"Кто говорит?" "Ира". К кому Вы?" "Лида (имя медиума), я к тебе. Я твоя подруга" "Давно умерла?" "Нет. Я же Ира!" (Лида не может вспомнить): Не шутки ли это?" "Нет. Прощай".

Через 2 недели: "Здравствуй!" "Кто?" "Ира" "Где вы сейчас?" "Прага" "Где познакомились с Лидой?" "В школе" "Что скажете?" "Соскучилась. Я думала, мы встретимся, а ты уехала. Прощай".

Лида вспомнила, что у нее есть знакомая Ира, командированная в Прагу. Она приезжала, когда Лида была в отпуске на юге. По возвращении Иры выяснили, что во время этих разговоров она, возможно, спала, находясь в Праге.

Второй случай с тем же сенситивом:

"Кто говорит?" "Аля. Алик. Алевтин" "Вы нам незнакомы". "Знает Лида". "Клещев?" "Да". "Где Вы?" "В пути. Домой еду с работы". "Так поздно?" "Да, сегодня долго был на работе". "Чем занимаетесь?" "Я занимаюсь многим, но больше всего люблю тренировать своих мальчишек плаванием". "Что сейчас делаете" "Дремаю". (Все верно).

Два следующих случая получены с другим медиумом:

"Здравствуйте!" "Кто вы?" "Я ваш друг". "Чей конкретно?" "Ваш. Вы приятные люди". "Наш усопший друг?" "Я сплю. На Земле". "В каких краях?" "В Москве". "Не рано ли улеглись?" "Я смертельно устал". "Что так?" "Очень сложная работа". "Какова она?" "Педагог в ВУЗе". "Хотите познакомиться?" "Не надо". "Зачем же пришли?" "Тянет к добру и свету. Просто мне приятно с вами". Разговор продолжался, но данные для опознания собеседника не были получены.

Второй случай: дочь, спавшая в Норвегии, сообщила через медиума своей матери некоторые сведения, которые подтвердились после ее возвращения.

Были и другие подобные случаи. Они противоречат встречающимся в литературе утверждениям о том, что "выход" П из тела с перемещением в пространстве возможен лишь при экстремально глубоком сне, достижимом в трансе или в летаргии [365].

Иногда П0 сообщают медиумическим путем о встречах с "вышедшими" П спавших, которые, в свою очередь, тем же путем подтверждают это [282 ]. Вообще, судя по медиумическим сообщениям, во сне П часто вступает в общение с П0 близких людей, а иногда и видит их мир, но эти впечатления, как правило, не доходят до сознания или забываются, как это свойственно информации, получаемой внечувственным путем [343, 708, 997]. Обрывочные картины порой вспоминаются как кошмары, сновидения [83, 147, 320]. Полагают, что для П полезны контакты во сне с отшедшими, так как способствуют его развитию в тем большей степени, чем шире круг П0, с которыми он общается [85]. Нет правил без исключений и изредка бывает, что спавший, проснувшись, отчетливо вспоминает впечатления о П0 и их мире. Если впечатление очень сильное, стрессовое, возможно восприятие По в виде призрака [7, 44, 1147].

Имеются, хотя и относительно редкие, но в сумме многочисленные примеры многократных и длительных экскурсий вышедшего во сне П в мире отшедших с сохранением воспоминаний об этом {42-5}. Подобным случаям даже присвоен специальный термин "Descent into Hades experiences" [1376]. Об их истинности можно судить лишь по совпадению описываемого со сведениями других независимых источников. Выдающимся является случай Э. Сведенборга, который на протяжении последних 28 лет жизни часть своих дней проводил в состоянии транса, пребывая, по его словам, в мире П0, впечатления о чем он изложил в книге [133] и в других сочинениях. Если учесть неизбежное наложение на сообщаемое априорных (в данном случае — библейско-религиозных) представлений автора, то сходство его сведений с информацией из других источников становится заметным.

В свидетельствах многочисленных источников, связанных с индийской традицией, отражены свойственные ей представления о переходах П0 с плана на план со сбрасыванием отслуживших тел и с пребыванием в бессознательности на планах, превышающих уровень совершенства П0 [129 ]. Современные сенситивы (например, Р. Монро) сообщают о картинах астральной жизни, напоминающих земную жизнь [744а]. Создается впечатление, что и Сведенборг и другие сенситивы передают как бы результаты наблюдения сходных картин, но по-разному искаженных. Р. Круколл на основании обобщения значительного числа данных, пришел к выводу о сильной зависимости характера наблюдений от состояния сенситива: при "спокойном" выходе П из тела (например, в результате постепренного истощения) наблюдения связны, сопровождаются светлыми впечатлениями (например, встречей с близкими П0) и выходами в астрал [337, 338 ]. При внезапном, "насильственном" выходе впечатления хаотичны, напоминают бредовый сон. По данным Ч. Тарта, длительность выхода П (в земном времени) занимает от полуминуты до получаса.

Имеют место случаи, когда при выходе П0 во сне получаемые им впечатления связаны с событиями земной жизни и могут быть проверены. Много таких случаев происходит и в наши дни, причем при возможности они иногда проверяются. Для этого испытавших выход просят немедленно звонить в редакцию журнала [1430] — до того, как наблюдавшееся при выходе событие стало достоянием гласности и средств информации. Обычно сообщают о ночных пожарах, столкновениях на транспорте, авариях на стройках и тому подобных впечатляющих событиях в различных городах, иногда значительно удаленных от места пребывания спящего, П которого экскурсирует. Во многих случаях достоверность сообщенного была подтверждена.

Выявлен ряд людей, у которых экскурсии П во время сна происходят систематически. Наиболее примечателен в этом отношении Р. Монро, сообщивший о более, чем 900 ночных путешествиях его П, причем многие полученные им впечатления были незамедлительно проверены и подтверждены [749, 1431 ]. О более, чем 600 испытанных выходах П сообщает Д. Уайтмэн [1174]. Исследователями психизма собрано очень много сведений о случаях спонтанной экстериоризации сознания (вернее было бы сказать - подсознания, т.е. П) во сне. Некоторая часть их приведена в таблице 3.

Наши рекомендации