Средства навигационного оборудования
Безопасность плавания в описываемом районе обеспечивается достаточным количеством средств навигационного оборудования. В наиболее важных пунктах установлены маяки с дальностью видимости более 20 миль; при некоторых маяках имеются радиомаяки. Входы в гавани и бассейны портов, как правило, обозначены огнями. В открытых районах Ионического моря для определения места можно использовать радионавигационную систему Лоран-С. На надежность местоположения вех и буев, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.
Острова и проливы: Тунисский пролив, расположенный между северным берегом Африки и юго-западным берегом о-ва Сицилия, тянется примерно на 150 миль в направлении с SE на NW, наименьшая его ширина 80 миль. В северной части пролива и у берегов Африки глубины изменяются неравномерно. Мальтийские острова расположены на подводной возвышенности, разделяющей Средиземное море на восточную и западную части. Все острова гористые и их высота не превышает 260 м. В средней части Тунисского пролива расположен остров Пантеллерия высотой 833 м. Северная часть Тунисского пролива изобилует банками и рифами и редко посещается судами. Плавание в проливе требует особой осторожности, так как в нем действуют приливо-отливные и постоянные течения. Пролив Ла-Галит, глубокий и чистый от опасностей, расположен между северным берегом Африки и островом Ла-Галит который лежит на обширной банке в 22 милях от берега. Среди больших глубин имеется много мелководных банок кораллового или вулканического происхождения. Наибольшую опасность для судов представляет обширная банка Скерки, находящаяся при входе в Тунисский пролив с запада.
Земной магнетизм
Магнитное склонение изменяется от 0,3о E на западе района до 3,7оE на востоке. Среднегодовое изменение магнитного склонения колеблется от +0,09о на западе района до +0,02о на востоке. К западу склонение увеличивается и в близи мыса Альмина оно достигает 8,5оW.
Служба навигационной информации
В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ).
Таблица №2.4 – СНО
№ | Наименование маяка (знака) | Место установки | Дальность Мили | Открытие | Закрытие | ||
Широта N, Долгота Е | Пеленг | Время | Пеленг | Время | |||
Хюрмюз | 38024 27056 | - | - | 153º | 12.23 | ||
Мимас | 38036 26042 | 285º | 16.32 | 226º | 17.45 | ||
Малеас | 36027 23012 | 115º | 15:33 | 307,0º | 19:17 | ||
Тенарон | 36023 22029 | 43,0º | 01:12 | 292,0º | 05:02 | ||
Строфадес | 36045 32 49 | 62,0º | 18:43 | 321,0º | 21:27 | ||
Ерогомбоз | 38 011 200 20 | 12º | 12.11 | 121º | 16.23 | ||
Лака | 390 48 180 20 | 342º | 03.35 | 114º | 07.09 | ||
Кастри | 40 38 170 54 | 335º | 11.08 | 153º | 14.23 | ||
Санта-Мария –де-Лука | 430 36 130 30 | 285º | 16.32 | 226º | 17.45 | ||
Спартивенто | 450 28 130 26 | 23º | 03.38 | 203º | - | ||
Арми | 370 55 150 30 | 325º | 16.32 | 165º | 02.45 | ||
Пеццо | 380 12 150 37 | 10º | 23.29 | 175º | 03.51 | ||
Педоро | 380 14 150 38 | 21º | 01.34 | 142º | 06.21 | ||
Орландо | 380 16 140 43 | 243º | 05.41 | 153º | 11.32 | ||
Сан – Вито | 380 20 120 42 | 226º | 16.32 | 226º | 21.13 | ||
Мареттимо | 370 56 110 42 | 192º | 22.14 | 86º | 02.44 | ||
Рас – Энгела | 370 28 090 42 | 234º | 09.27 | 165º | 15.45 |
Таблица 2.5 – Радиомаяки
№ п/п | Название и № по РТСНО | Позы-вной | Частота (l) кГц | Характе-ристика | Дальность (мили) | Расписание работы | Приме-чания |
Лемнос 2540 | ЛМН | 270,0 | А2 | 24ч | № 3001 стр.135 | ||
Каристос 2550 | КРС | А2 | 24ч | № 3001 стр 136 | |||
Сунион 2570 | СУН | А2 | 24ч | № 3001 стр 139 | |||
Милос 2590 | МЛС | А2 | 24ч | № 3001 стр 134 | |||
Иракион 2595 | РКЛ | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | |||
Суда 2600 | СУД | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | |||
Керкира 2635 | КРК | 403,0 | А2 | 24ч | № 3001 стр.136 | ||
Санта Мария-ди-Леука 2930 | МЦ | 305,7 | А2 | 24ч | № 3001 стр.143 | ||
Реджо-де-Калабрия 2970 | РЦА | А2 | 24ч | № 3001 стр 143 | |||
Аугуста 2980 | АТ | 301,1 | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | ||
Ватикано 3000 | ЖН | 296,5 | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | ||
Коццо-Спадаро 2985 | ПЗ | 301,1 | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | ||
Палермо 2993 | ПАЛ | 355,5 | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | ||
Тунис 3220 | Кдн | 385,5 | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 | ||
Кап-Блан 3225 | БЦ | 310,3 | А2 | 24ч | № 3001 стр 144 |
Таблица 2.6 – Радионавигационные системы (РНС)
№ п/п | Название РНС | Название цепочки | Номер цепочки | Стр. РТСО |
Кантандзоро (Италия) Лампедузы (Италия) | Средиземное море | SL1-X SL1-X | ||
Кантандзоро (Италия) Карча (Турция) | Средиземное море | SL1-Y SL1-Y | ||
Кантандзоро (Италия) Эль-Этартит (Испания) | Средиземное море | SL1-Z SL1-Z |
Вывод: В Черном, Мраморном, Эгейском, Ионическом море количество маяков и радиомаяков достаточное, и это позволяет производить определение места с требуемой точностью и периодичностью. Что касается Радионавигационных систем, то на переходе встречается станция Кантандзоро (Италия)- Карча (Турция). Судовая коллекция карт содержит достаточное количество карт с изолиниями системы LORAN-C, это облегчает судоводителю работу по обсервациям в Эгейском море, и также обеспечить определение места судна с требуемой точностью и периодичностью.
Сведения о портах
Порт Измир
Порт Измир, второй по грузообороту порт Турции, расположенный в вершине Измирского залива.
Приметные пункты
При входе в порт Измир хорошо приметны гора Мимас на полуострове Карабурун; два пика, возвышающие к SW от мыса Санджаккале, а также элеватор стоящий в 2,8кб от мыса Дарагач.
Внутренняя гавань защищена Северным и Восточным молами; ширина входа в нее 225 м, глубина во входе 11,9 м. Порт доступен для судов длиной до 206 м и с осадкой до 10,9. От западного берега внутренней гавани к SSE выступает пирс длиной 400 м. В 150 м к W от основания Восточного мола к N от южного берега внутренней гавани выступает широкий пирс, который делит южную часть гавани на два ковша.
В северной части внутренней гавани вблизи стенок имеются подводные камни.
Режим плавания. Районы запретные для якорной стоянки, находятся к Е от восточного мола и непосредственно у вход во Внутреннюю гавань.
Лоцманская служба
Лоцманская проводка для судов более 150 рег. т обязательна. Суда должны сообщать свой приход за 24 ч по УКВ ,лоцман встречает суда в 6,5кб к NW от северного входа в гавань Ичлиман.
Снабжение. Жидкое топливо набирают из цистерн, в городе можно пополнить запасы продовольствия, пресная вода подведена к причалам.
Портовые средства и оборудования: на причалах порта установлены краны грузоподъемностью до 6,5 т и краны с ручным приводом грузоподъемностью 1 и 2 т, порт располагает буксирами, лихтерами и понтонами.
Якорные места
Суда с разрешения портовых властей становятся на якорь во внешней, средней и во внутренней частях порта. Якорное место находится по пеленгу 1300 на огонь, установленный на оконечности пирса Паспорт, в 4 кб от него, грунт якоря держит хорошо.
Ремонт. В порту Измир можно произвести мелкий ремонт корпуса и механизмов малых судов.
Станции и сигналы
Сигнальный пост, поддерживающий связь с судами, стоящими на рейдах порта Измир, находится к SW от северной оконечности Главного мола. На мачте сигнального поста могут подниматься штормовые сигналы.
Сообщение и связь. Порт Гиресун имеет регулярное морское сообщение с портами Черного моря. Город Гиресун связан с общей железнодорожной сетью страны; имеется воздушное сообщение. В порту Гиресун есть портовая радиостанция.
Порт Скикда
Порт Скикда, важный торговый и военный порт, расположен у южного берега мыса Эль - Хадид. Он доступен для судов с осадкой до 6,5 м; общая протяженность набережных порта 10 км. Порт располагает 54 местами для швартовки судов.
Погрузочно-разгрузочные работы ведутся, как правило, у причалов, но иногда они могут производиться на судах, стоящих на швартовных бочках. Несмотря на защитные сооружения, при сильных северо-восточных ветрах в порт заходит волнение. Среднее годовое число дней, когда волнение затрудняет производство погрузочно-разгрузочных работ в порту, не превышает 10. В разных частях порта сила волнения неодинакова. Обычно под действием волнения суда могут перемещаться вдоль причала на расстояние до 5—8 м.
Колебания уровня
При западных ветрах уровень воды в порту Скикда обычно повышается, при восточных — понижается. Величина колебаний уровня воды иногда достигает 1 м.
Навигационное оборудование. Подход к порту Скикда и плавание по его акватории обеспечиваются средствами навигационного оборудования.
Лоцманская служба
Лоцманская проводка обязательна для всех судов и осуществляется круглосуточно. Лоцманская станция находится в порту Скикда. Заявку на лоцмана можно подать через радиостанцию, или по УКВ радиостанции. Ночью для вызова лоцмана необходимо передать светосигнальным фонарем букву П (•- -•) по азбуке Морзе. Лоцман поднимается на борт судна в 1,0 мили к Е от оконечности Южного пирса. Лоцманский катер черный с белым якорем на обоих бортах; катер оборудован УКВ радиостанцией.