В случае газообразного топлива пользуются коэффициентом
теплоплотности: Эт = Qp
н / Qусл = Qp
Н / 29,33
⎥ ⎥
⎦
⎤
⎢ ⎢
⎣
⎡
МДж/кг у.т.
МДж/м3 р.т.
.
С помощью этих коэффициентов оценивают также экономичность хранения
и транспортировки различных видов топлива. К примеру, торф имеет низкие
Коэффициенты калорийности и теплоплотности, поэтому его нецелесообраз-
Но транспортировать на большие расстояния.
Понятием условного топлива пользуются при планировании добычи
И потреблении топлива.
Основы теории горения
В теплотехнике горением называют процесс взаимодействия
Топлива с кислородом. В качестве источника кислорода используют воздух,
Воздушное дутье, обогащенное кислородом, или чистый кислород.
Сжигание топлива в пламенных печах осуществляется в факеле. Факел
_ это струя, состоящая из компонентов, обладающих различными физичес-
кими свойствами (топливо__________, воздух и продукты сгорания), в пределах которой
Осуществляется горение. Собственно реакции горения протекают в узкой
Полосе внутри факела, называемой фронтом пламени. Фронт пламени делит
факел на две зоны _ внутреннюю и внешнюю.
Во внутреннюю зону подается топливо и окислитель (либо только топливо),
Туда же диффундирует из фронта пламени часть высокотемпературных
Продуктов сгорания, во внешней зоне находятся продукты сгорания, либо
Продукты сгорания и окислитель.
Горение представляет собой сложный физико-химический процесс, в
Котором химическая реакция протекает совместно с рядом физических про-
Цессов, включающих: перемешивание топлива с кислородом и образо-
Вание горючей смеси, разогрев этой смеси за счет тепла продуктов
Сгорания, а также отвод продуктов сгорания из зоны реакции.
Эти процессы являются важнейшей составной частью горения и опре-
Деляют его особенности и скорость.
Наибольшее влияние на процесс горения оказывает самый медленный
из перечисленных процессов _ смешивание топлива с окислителем.
Перемешивание топлива с окислителем происходит с участием моле-
Кулярной и конвективной диффузии. Если газообразное топливо и воздух
Подаются во внутреннюю зону факела в виде раздельных параллельных
ламинарных потоков, то образование горючей смеси происходит преиму-
Щественно за счет молекулярной диффузии. Интенсивность смешения
Определяется в этом случае средней скоростью теплового движения молекул
Газов и длиной пути их свободного пробега.
В высокотемпературных установках (пример, в печах) газовые потоки
Обычно движутся в турбулентном режиме и их перемешивание осуществля-
Ется за счет турбулентной конвективной диффузии, в процессе которой
переносятся не отдельные молекулы, а так называемые ォтурбулентные
Моли», заключающие в себе большое число молекул данного вещества.
Интенсивность смесеобразования при этом определяется величиной
Пульсации скорости, степенью и масштабом турбулентности. Масштаб
Турбулентного смешения на несколько порядков больше длины свободного
пробега молекул и, соответственно, скорость смесеобразования в последнем
Случае значительно выше, чем при молекулярной диффузии. Однако реакция
Горения протекает лишь в том случае, когда молекулы топлива и окислителя
подведены друг к другу на расстояние менее 5 _ 6 длин свободного пробега.
Масштаб пульсаций при турбулентности заведомо превосходит эту
величину. Поэтому завершение образования горючей смеси при турбулент-
Ном движении происходит за счет молекулярной диффузии. Вместе с тем
Турбулентные пульсации интенсифицируют молекулярную диффузию, так
Как обеспечивают высокую концентрацию молекул реагирующих веществ в
Местах контакта турбулентных молей топлива и окислителя.
Таким образом, оба механизма диффузии дополняют друг друга в процессе
смесеобразования, причем конвективная диффузия оказывает решающее
Влияние.
Образование газовой горючей смеси при сжигании твердого или жид-
Кого топлива имеет свои особенности. Вместе с тем и здесь имеет место сов-
Местное взаимодействие молекулярной и конвективной диффузии, причем
последняя оказывает определяющее влияние на смесеобразование.
Для регулирования процесса смесеобразования применяют специаль-
Ные устройства, называемые горелками, основной задачей которых является
Обеспечение определенного режима перемешивания топлива с воздухом.