Искажения при магнитной записи и воспроизведении

Магнитной записи присущи искажения, вносимые различными звеньями канала записи — воспроизведения. Рассмотрим отдельные из них, например вносимые магнитным звеном (магнитные головки, носитель записи).

Волновые потери. Возникают при записи из-за ко­нечных размеров магнитных головок, их величина за­висит от соотношения между длинной волны записи и геометрическими размерами зазора записывающей го­ловки, плотности прилегания носителя записи к ее сердечнику.Каждый бесконечно малый участок носителя записи будет находиться в поле записывающей головки время t, которое пропорционально пределам распрост­ранения магнитного поля о и обратно пропорционально скорости v движения носителя записи, т.е. t = σ/v. Обычно σ немного больше геометрической ширины зазора за счет того, что магнитное поле у краев зазора из-за рассеивания магнитного потока спадает постепенно (рис. 7.11). При записи низких частот (λ>σ) за время прохождения бесконечно малого участка носителя записи в поле вписывающей головки значение тока в обмотке практически не изменяется, участок намагничивается полем одного направления. При записи высоких частот (λ<σ) за время нахождения бесконечно малого участка носителя записи в поле головки ток в обмотке успевает измениться по фазе. Вследствие этого на участок носи­теля записи вначале действует поле одного направле­ния, а затем — противоположного, что приводит к час­тичному размагничиванию носителя записи. Уменьшить этот вид искажений можно путем увеличения скорости движения носителя записи или уменьшения ширины рабочего зазора записывающей головки.

Контактные потери. Эти потери возникают при вос­произведении в основном за счет воздушного зазора между сердечником воспроизводящей головки и носителем за­писи. Наличие зазора приводит к тому, что через сер­дечник воспроизводящей головки замыкается только часть магнитного потока сигналограммы, часть его рассеивает­ся в зазоре и с обратной стороны рабочего слоя. Степень рассеивания увеличивается с уменьшением длины вол­ны записи и увеличением расстояния между носителем записи и головкой, т.е. чем выше частота записанного сигнала, тем больше контактные потери.

Щелевые потери. Искажения при магнитной записи и воспроизведении - student2.ru Причинойщелевых потерь явля­ется конечная ширина рабочего зазора воспроизводящей головки (рис. 7.12). Такие потери существуют во всем диапазоне воспроизводимых частот, но особенно прояв­ляются, когда σ > λ /2. Процессы воспроизведения низ­ких (σ < λ /2) и высоких (σ = λ) частот условно показаны на рис 7.11, а и б соответственно. При σ > λ /2 магнитные потоки полуволновых областей частично замыкаются в рабочем зазоре, частично рассеиваются в сердечнике. В сердечнике они направлены в противоположные сторо­ны и поэтому компенсируют друг друга. Следует заме­тить, что все перечисленные искажения возрастают при увеличении отношения σ /λ = σ f/v. Для одной и той же частоты искажения будут тем меньше, чем будет больше скорость движения носителя записи.

Нелинейные искажения. Наибольшие нелинейные искажения в канале запись—воспроизведение возника­ют в процессе записи в рабочем слое носителя. По сравнению с ними искажения в усилителях записи и вос­произведения ничтожно малы. Нелинейные искажения при записи могут возникнуть при неправильном выбо­ре амплитуды тока записи или высокочастотного подмагничивания вследствие нелинейности кривой остаточ­ной намагниченности. Причиной нелинейных искажений могут быть колебания скорости движения носителя запи­си (детонации). Эти искажения приводят к паразитной частотной модуляции воспроизводимого сигнала. Колебания скорости движения носителя записи происходят из-за изменения частоты вращения электродвигателя, экс­центриситета насадки деталей на оси электродвигателя, сжатия или растяжения носителя записи, скольжения носителя записии т.д. Наиболее заметны на слух детона­ции при частоте изменения скорости до 25 Гц. Их можно заметить в изменении высоты тона записанного звука. Звук как бы «плавает», особенно это заметно при воспроизве­дении «медленных» музыкальных произведений. Детонации с частотами выше 25 Гц приводят к хриплости зву­чания. Шумы. Источником шума чаще всего являются носи­тели записи. С точки зрения причин возникновения шумы разделяют на структурные и контактные. Структурный шум возникает из-за неоднородности рабочего слоя носи­теля записи. Его уровень зависит от магнитного состоя­ния носителя: в размагниченном состоянии уровень шума находится в пределах —60...65 дБ, с ростом намагничен­ности его величина увеличивается. Структурный шум модулирует записываемый сигнал по амплитуде и в зна­чительной степени маскируется этим сигналом. Для сни­жения структурного шума носителя записи необходимо избегать намагничивания постоянным полем, которое может возникнуть из-за асимметрии стирающего поля и поля высокочастотного подмагничивания.

Контактный шум появляется при изменении рассто­яния между носителем и сердечником записывающей головки за счет шероховатости поверхности носителя и рабочей поверхности головки. При изменении расстоя­ния изменяется степень намагниченности носителя за­писи. Уменьшению контактных шумов способствует по­лировка рабочей поверхности головок и носителя записи.

Копирэффект. Он вызывается намагничиванием не-намагниченных участков рулона магнитной ленты участ­ками ленты с большой намагниченностью. Из-за копирэффекта при воспроизведении помимо основного запи­санного сигнала прослушиваются как опережающие, так и запаздывающие эхо-сигналы. Крайне неприятны опере­жающие эхо-сигналы. Копирэффект особенно заметен при воспроизведении литературно-драматических произведе­ний, в которых громкие звуки чередуются с паузами.

Копирэффект зависит от свойств, плотности намот­ки носителя записи и режима записи. Носитель записи, подверженный копирэффекту, следует наматывать ме­нее плотно. С увеличением температуры хранения или при воздействии внешнего магнитного поля копирэф­фект увеличивается.

необходимого качества стирания и приемлемой мощностью ГВЧ.

2. Задание на СРС (Л1. стр.190-205) 2.1 Сравнительный анализ структурного и контактного шумов. 2.2 Причины появления при записи сигналов щелевых потерь. 2.3 Почему при записи низкочастотный ток в обмотке записывающей головки не меняется. 3. Задание на СРСП. 3.1 Причины щелевых потерь при воспроизведении сигналов 3.2 Поясните явление «копирэффекта» 3.3 Причины появления шумов при записи  

4. Контрольные вопросы

4.1 Причины волновых потерь на малых, средних и высоких частотах 4.2 Перечислите причины возникновения контактных потерь. 4.3 Причины щелевых потерь, в каком диапазоне возникают чаще всего? 4.4 Причины появления нелинейных искажений, перечислить? 4.5 К чему приводят детонации? 4.6 Как изменяется частота тона при детонациях до 25 Гц и выше 25 Гц? 4.7 Из-за чего появляется копир-эффект при воспроизведении записанного сигнала?

Глоссарий

5.1 Структурный шум 5.2 Контактный шум 5.3 Внешнее магнитное поле 5.4 Низкочастотный ток 5.5 Плотность намотки ленты Structural noise Contact noise External magnetic field Low-frequency current Density of winding of a tape  

Литература

Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 190-205 6.2 А.В. Выходец стр. 403-405 Дополнительная  

Лекция 14

Цифровая магнитная запись

Аналоговые магнитофоны и видеомагнитофоны реализовали все резервы даль­нейшего совершенствования. Попытки одновременно преодолеть совокупность недостатков аналоговой запи­си (нелинейные искажения, детонации, модуляционные шумы и т.д.) приводят к недопустимому удорожанию аппаратуры магнитной записи. В то же время при цифровой магнитной записи мож­но записать сигналы со сколь угодно большим динами­ческим диапазоном и сколь угодно малыми нелиней­ными искажениями сигнала при отсутствии детонаций, модуляционных шумов и искажений АЧХ.

Цифровые магнитофоны рассчитаны на воспроизведение сигналов с динамическим диапазоном «Д» менее 90 дБ, что возможно при использовании 16-разрядного кода (m=16). При частоте дискретизации fд= 48 кГц двухканальной (n=2) стерео­фонической записи соответствует скорость цифрового потока v = fд m n = 48 • 16 • 2 = 1536 кбит/с.

C учетом дополнительных импульсов, вводимых для повышения достоверности передачи и синхрони­зации скорость цифрового потока при записи стерео­фонического сигнала достигает 2...2,5 Мбит/с. Спектр частот такого цифрового сигнала равен 4...5 МГц. Чтобы записать такой сигнал на магнитную ленту, требуется скорость движения ленты относительно го­ловок до 3...5 м/с.

Проблема снижения скорости движения магнитной ленты в магнитофонах со стационарными (неподвиж­ными) магнитными головками решена за счет примене­ния многодорожечной записи с продольным намагни­чиванием. Число дорожек записи, а следовательно, и головок достигает 30. Цифровой поток при этом делит­ся на субпотоки, число которых равно числу информа­ционных дорожек записи. Каждый из субпотоков запи­сывается, воспроизводится и обрабатывается самостоя­тельно. Скорости субпотоков снижаются пропорциональ­но количеству дорожек записи на ленте, что позволяет вести запись со скоростью 5,47 см/с.

Проблема снижения скорости существенно упроща­ется при использовании вращающихся магнитных го­ловок. Разработан международный стандарт на этот формат записи (R-DAT). Он предусматривает шесть ре­жимов работы цифровых магнитофонов. В основном ре­жиме работы используется частота дискретизации 48 кГц и 16-разрядное линейное квантование. В других режи­мах применяются частоты дискретизации 32 и 44,1 кГц.

В R-DAT магнитофонах осуществляется наклонно-строчная запись с помощью двух магнитных головок, расположенных на барабане блока вращающихся голо­вок (БВГ). Угол охвата лентой вращающегося барабана значительно меньше, чем в видеомагнитофонах, и со­ставляет 90°, что позволяет уменьшить давление ленты на цилиндр БВГ и головки, а следовательно, и износ магнитной ленты и головок. Головки вращаются со ско­ростью 33,3 с-1, скорость перемещения магнитной ленты составляет 8,15 мм/с, а скорость движения головки; относительно ленты-3,133 м/с. Запись ведется на металлопорошковую магнитную ленту шириной 3,81мм. При цифровой магнитной записи велика вероятность появления пакетных ошибок, вызываемых дефектами магнитной ленты, загрязнением головок. Эффективным способом защиты от пакетных (многократных) ошибок является помехоустойчивое кодирование с применени­ем двойного кода Рида — Соломона в сочетании с перемежением сигналов. Так называемый внутренний код Рида — Соломона используется для коррекции случай­ных одиночных ошибок, а внешний код — для коррек­ции пакетных ошибок. Каждый проверочный символ кода используется в системе обнаружения и коррекции ошибок дважды — для определения одиночных и па­кетных ошибок.

Записываемый цифровой сигнал представляет собой последовательность разнополярных импульсов тока за­писи. При высокой плотности записи возникает меж­символьная интерференция (МСИ), отклики воспроиз­водимых сигналов перекрываются. Воспроизводимый сигнал при этом значительно отличается по форме от записываемого, что затрудняет выделение из него ин­формации. Если на ленте записан сигнал с неизменным значением намагниченности (длинные серии единиц или нулей), то на выходе воспроизводящей головки форми­руется сигнал, равный нулю, при атом ухудшаются ус­ловия синхронизации узлов (выделение тактовой час­тоты из последовательности импульсов). Для уменьшения влияния межсимвольных иска­жений применяют канальное кодирование-замену исходного цифрового сигнала другим, спектральные свойства которого в большей степени соответствуют каналу записи-воспроизведения магнитофона. В циф­ровых магнитофонах применяют канальный код 8-10. В модуляторе канального кода каждое 16-разрядное кодовое слово вначале делится на две 8-разрядные кодовые группы, которые затем преобразуются в 10-разрядные кодовые группы. Из вновь образованных кодовых комбинаций используют только те, которые содержат не более чем три соседних нуля и не имеют постоянной составляющей.

Упрощенная схема магнитофона формата R-DAT приведена на рис. 7.16. Аналоговые сигналы поступа­ют на входы АЦП, где преобразуются в ИКМ сигнал. В мультиплексоре (MX) происходит перемежение двух сигналов в последовательности, принятой в компакт дисках.

Далее ИКМ сигнал поступает на кодер поме­хоустойчивого кодирования (КПК), в котором цифро­вой сигнал дополняется проверочными символами. Кодер функционирует совместно с оперативным запо­минающим устройством (ОЗУ). Цифровой сигнал за­поминается на некоторое время в ОЗУ и считывается из памяти ОЗУ со скоростью примерно в 3 раза боль­шей, чем записывается. В результате на временном интервале блока данных появляется свободное место, которое используют для записи сжатого фрагмента ИКМ сигнала и дополнительных сигналов субкода. Од­новременно с преобразованием временного масштаба выполняется операция перемежения значений ИКМ сигнала: отсчеты ИКМ сигнала размещаются не в ес­тественном порядке, а вразброс, по определенному ал­горитму.

Перемежение сигналов позволяет восстановить сиг­нал с помощью интерполяции даже при загрязнении одной из магнитных головок. Затем сигнал поступает на модулятор канального кода (МКК), где цифровой сигнал преобразуется в биполярный в коде 8-10 без постоянной составляющей. Преобразованный сигнал через вращающиеся трансформаторы БВГ поступа­ет на универсальные магнитные головки (на рис. 7.16 показаны отдельно записывающая ГЗ и воспроизво­дящая ВГ головки) и записывается на магнитной лен­те в виде последовательностей из двух значений на­магниченности ленты. При воспроизведении универсальные головки под­ключают к усилителю воспроизведения, на выходе ко­торого включен демодулятор канального кода (ДКК). Он восстанавливает закодированный сигнал в исходный цифровой сигнал. С помощью ФАПЧ формируются сиг­налы тактовой синхронизации, управляющие работой ДКК. На выходе ДКК происходит разделение дополни­тельных сигналов субкода и основного ИКМ сигнала. Основной ИКМ сигнал поступает в ОЗУ. При считыва­нии данных из оперативного запоминающего устрой­ства осуществляются операция деперемежения и вос­становление временного масштаба ИКМ сигнала, декодер помехоустойчивого кода (ДПК) обнаруживает и исправляет ошибки, возникшие в произведения, а интерполятор маскирует ошибочные значения ИКМ сигнала, которые не могли быть скорректированы ДПК. Далее сигнал поступает в цифро-анало­говый преобразователь, восстанавливающий исходные аналоговые сигналы.

Управление и синхронизация работы всех устройств магнитофона осуществляется микроЭВМ, которой мо­гут управлять сигналы субкода. Эти сигналы исполь­зуются также для автоматической установки необхо­димого режима работы, реализации ряда сервисных функций. На магнитную ленту также записываются специальные сигналы системы поиска дорожек записи (автотрекинга). Автоматическая система оперирует этими сигналами для того, чтобы управлять электродвигателями при точном поиске нужного участка записи: при электронном монтаже и т.д. В цифровом магнитофоне нет стирающей головки, старая запись стирается путем перезаписи новым сигналом.

Проблему снижения скорости при цифровой магнитной записи телевизионного сигнала решить сложнее, чем при записи звуковых сигналов. Разработан формат компонентной записи цифровых телевизионных сигналов со скоростью 216 Мбит/с D-1, в котором использованы специальные методы обработки (сжатия) сигналов.

2. Задание на СРС (Л1. стр.215-222) 2.1Сравнительный анализ аналоговой формы сигнала ЗВ и цифровой, достоинства и недостатки. 2.2Форматы кодов цифровых устройств, применяемых в ЗВ. 2.3Дайте понятие процессу преобразования частоты дискретизации в мультиплексоре.   3. Задание на СРСП. 3.1 Каким образом осуществляется управление всеми узлами магнитофона? 3.2 Поясните необходимость снижения скорости при цифровой магнитной записи 3.3 Дайте понятие перемежению и деперемежению цифровых сигналов

4. Контрольные вопросы

4.1 Каковы особенности магнитной записи телевизионных сигналов? 4.2 Перечислите пути перехода от аналоговой формы сигнала к цифровой. 4.3 В каком формате видеомагнитной записи легче выпол­нить электронный монтаж? 4.4 Какой способ преобразования сигналов применяется в цифровых магнитофонах? 4.5 Почему при видеомагнитной записи лучше использовать поперечный или наклонный способы записи? 4.6 Почему в цифровых магнитофонах (видеомагнитофонах) невелика вероятность появления нелинейных искажении? 4.7Каким образом и зачем при видеомагнитной цифровой записи транспонируют спектр?

Глоссарий

5.1 Кодирование 5.2 Формат кода 5.3 Кодовое слово 5.4 Одиночная ошибка 5.5 Пакеты ошибок 5.6 Натуральный код Coding The format code The code word Single error Stays errors Natural code  

Литература

Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 215-222 6.2 А.В. Выходец стр. Дополнительная  

Лекция 15

Цифровая обработка сигналов звуко­вого вещания

Цифровые методы обработки и передачи сигналов ЗВ внедряются в аппаратуре трактов ЭКЗВ. Применение цифровых устройств при формирова­нии программ облегчает труд звукорежиссера, уско­ряет технологический процесс подготовки программ. Цифровые методы обработки сигналов обеспечивают качество звучания, недоступное для аналоговых сис­тем. Отношение сигнал/шум почти не зависит от чис­ла выполняемых с цифровыми сигналами операций. Нелинейные искажения сигналов могут составлять сотые доли процента при динамическом диапазоне сиг­нала 96... 100 дБ.

Переход от аналоговой к цифровой форме сигнала осуществляется в результате комплекса операций: дис­кретизации (по времени), квантования (по уровню) и кодирования. (Квантование и кодирование, как прави­ло, осуществляется одновременно общим функциональ­ным блоком. Для удобства анализ этих процессов ве­дется раздельно. Преобразование аналоговых, сигна­лов в цифровые происходит в аналого-цифровых пре­образователях (АЦП), обратное преобразование в цифро-аналоговых преобразователях (ЦАП).

В соответствии с теоремой Котельникова неиска­женная передача непрерывного сигнала, занимающе­го полосу частот О...Fmax, достигается последователь­ностью его отсчетов, если частота дискретизации

fд ≥ 2Fmax

Частоту дискретизации выбирают исходя из комп­ромисса между требуемым качеством воспроизведения и допустимой скоростью цифрового потока, которая прямо пропорциональна частоте дискретизации.

Квантование — «округление» отсчетов сигнала, принимающих произвольные значения, до ближайших разрешенных уровней. Оно является причиной возникновения шумов квантования. Шум квантования появляется на выходе цифро-аналогового преобразователя только при наличии сигнала и зависит от квантования. При равномерном квантовании мощность шума квантования постоянная и не зависит от уровня сигналов. При неравномерном квантовании мощность шумов квантования увеличивается с увеличением уровня передаваемого сигнала.,

Кодирование — преобразование квантованного значения отсчета в соответствующее ему кодовое (кодовую комбинацию символов). При импульсно- кодовой модуляции (ИКМ) каждый отсчет сигнал кодируется отдельно и соответственно каждое кодовое слово несет информацию об одном отсчете сигнала. Требуемое число разрядов кодового слова m при определяется только диапазоном изменения входного сигнала и выбранным шагом квантования. При равномерной шкале квантования отношение мощности сигнала Рс к мощности шума квантования Рш.кв для сигналов звукового вещания равно:

Рс /Рш.кв = 6m -16,7.

В цифровых системах с предсказанием (дифференциальная ИКМ, дельта-модуляция) кодируется разность между действительным и предсказанным значением сигнала в момент отсчета. При наличии корреляционных связей разностный сигнал оказывается меньше входного сигнала, требуемое для кодирования число разрядов при этом уменьшается. Для формирования цифровых сигналов применяют неизбыточный натуральный двоичный код (код 8—4—2—1), симметричный двоичный код.

Последовательность m-разрядных кодовых слов является выходным сигналом АЦП. Обычно при передаче и записи к выходному сигналу АЦП добавляются дополнительные сигналы, которые служат для повышения достоверности передачи и синхронизации. При этом кодовые слова, подвергаемые одновременной обработке

объединяются в блоки. Порядок следования кодовых слов и отдельных символов в блоке, соответствующий данному коду, называют форматом кода.

Форматы кодов цифровых устройств, используемых в АС'К и каналах связи, различны. Цифровые устройства АСК радиодомов должны обеспечивать высокое качество передачи и возможность передачи большого объема дополни­тельной информации (адресно-временного кода для монтажа программ, режиссерских комментариев и т.д.). Поскольку устройства не взаимодействуют по каналам связи, результирующая скорость цифрового потока большой роли не играет, в них применяют равномерное квантование с числом разрядов в кодовом слове не менее 16 (в пультах звукорежиссера и устройствах шумоподавления число разрядов на отсчет достигает 24) и высокую частоту дискретизации (48 кГц). Избыточность, вводимая для борьбы с ошибками, достигает 33 %.

При передаче по каналам связи определяющую роль играет скорость цифрового потока, необходимая для передачи сигналов. Для ее сокращения частота дискретизации принята равной 32 кГц, используется неравномерное квантование, объем служебной и дополнитель­ной информации снижен до 2...3 % от общего объема. Соединение (стык) цифровых устройств с разными форматами кодов осуществляется устройствами, называемыми интерфейсами (транскодерами). Интерфейсы стандартизованы по сигналам стыка, электрическим характеристикам и типу разъемов. Стык осуществляется сравнительно просто, если частоты дискретизации в коммутируемых устройствах совпадают. В том случае достаточно согласовать законы кодирования в устройствах.

При несовпадении частот дискретизации интерфейс должен содержать дополнительно блок передискретизации, в котором происходит изменение частоты дискретизации. В этом блоке используется прямое преобразование частоты дискретизации цифрового сигнала. Наиболее распространенный способ прямого преобразования частоты дискретизации основан на добавлении и исключении отсчетов цифрового сигнала.

Рассмотрим реализацию этого способа, если отношение частот дискретизации последовательностей отсчётов на входе fд1 и выхода fд2 находится в соотношении:

1 ∕ fд2 = V ∕ W где V, W — целые числа.

Искажения при магнитной записи и воспроизведении - student2.ru Искажения при магнитной записи и воспроизведении - student2.ru

В процессе преобразования частота дискретизации входной последовательности в мультиплексоре 1 приводится к значению V • fд1 путем добавления методом интерполяции новых отсчетов. В результате этого возникает новая последовательность отсчетов тем же спектральным составом. Из этого спектра при обратном цифро-аналоговом преобразовании фильтром нижних частот может быть выделен входной сигнал с максимальной частотой Fcmax. Последующее уменьшение числа отсчетов в отношении 1:W в мультиплексоре 2 приводит к уменьшению частоты дискретизации до значения (V • fд1) / W.

Между мультиплексорами включен интерполирующий цифровой фильтр. В результате цифровой фильтрации образуется последовательность отсчетов с частотой дискретизации V • fд1, но с отфильтрованным спектром. Уменьшение частоты дискретизации в W раз вызывает перекрытие спектров и входного и дискретизированного сигналов, что не позволяет выделять сигнал с частотой Fcmax. Цифровой фильтр ограничивает спектр исходного сигнала с частотой Fc1max< Fcmax. Спектральная диаграмма сигнала после передискретизации и предварительной фильтрации при V / W = 2/3 приведена на рис. Наличие помех в каналах приводит к ошибкам при регенерации цифровых сигнал. Ошибки в пяти-шести старших разрядах вызывают большие изменения в виде щелчков, сильно ухудшающих качество звучания. Кроме одиночныхмогут быть ошибки, сгруппи­рованные в пакеты. Под пакетами ошибок понимают появление двух или нескольких ошибок в пределах одного m-разрядного кодового слова. Для устранения влияния ошибок принимают специальные меры, ко­торые состоят в обнаружении и последующем их мас­кировании либо исправлении. Для обнаружения оди­ночных ошибок используется принцип четности. Ко­довые слова на передаче дополняются символами 0 и 1, чтобы количество единиц в слове было четным. При приеме выделяются кодовые слова и в каждом из них подсчитывается количество единиц. Нечетное число 1 будет означать наличие ошибки в принятом кодо­вом слове. Вероятность необнаруженной ошибки при этом методе зависит от вероятности ошибок в канале, числа символов m в кодовом слове, включая разряд четности.

После обнаружения ошибок происходит их маски­рование, которое состоит в замене искаженного отсче­та другим отсчетом, минимально отличающимся от ис­тинного. Возможны два способа маскирования: экст­раполяция и интерполяция. При экстраполяции ис­каженный отсчет заменяется предыдущим, при ин­терполяции он определяется как среднее арифмети­ческое предыдущего и последующего отсчетов. Ин­терполяция более точно восстанавливает отсчет. Если образуются пакеты ошибок либо вероятность ошибки Искажения при магнитной записи и воспроизведении - student2.ru превышает 10-5, то эффективность маскирования ошибок оказывается низкой. В таких случаях необходимо использовать устройства для исправления ошибок. Исправление ошибок — задача более сложная, чем их обнаружение. Для исправления ошибок используют различные варианты линейных кодов Хемминга, Рида — Соломона, циклический код БЧХ (Боуза-Чоудхори—Хоквингема) и др. В некоторых случаях в аппаратуре записи сигналов, могут появляться пакеты ошибок длиной в сотни разрядов. Исправить такие ошибки практически невозможно. Для борьбы с ними применяются специальные способы формирования цифровых сигналов, позволяющие превратить ошибки большой кратности в множество одиночных ошибок. Среди них - метод перемежения символов.

2. Задание на СРС (Л1. стр.278-282) 2.1.Какие виды кодов используются для нахождения и исправления ошибок? 2.2Форматы кодов цифровых устройств, применяемых в ЗВ. 2.3Дайте понятие процессу преобразования частоты дискретизации в мультиплексоре. 3. Задание на СРСП. 3.1 Каким образом происходит перемежение двоичных символов? 3.2 Дайте понятие интерполяции сигналов 3.3 Для чего происходит маскирование ошибок?

4. Контрольные вопросы

4.1 В чем преимущества использования цифровых устройств при формировании программ ЗВ? 4.2 Перечислите пути перехода от аналоговой формы сигнала к цифровой 4.3 Как определяется для сигналов ЗВ отношение мощности сигнала к мощности шума? 4.4 Какие коды используют для формирования цифровых ЗВ сигналов, перечислите? 4.5 Дайте понятие формату кода? 4.6 Почему при формировании цифрового потока используют равномерное квантование и высокую частоту дискретизации? 4.6 Каким образом происходит преобразование частоты дискретизации?

Глоссарий

5.1 Интерполяция 5.2 Экстраполяция 5.3 Кодовое слово 5.4 Перемежение 5.5 Пакеты ошибок Interpolation Extrapolation The code word   Stays errors  

Литература

Основная 6.1 М.Т. Кохно стр. 278-282 Дополнительная  

Наши рекомендации