Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя »

К газотурбинным авиационным двигателям относятся турбореактивные двигатели (ТРД), двухконтурные (ДТРД) и турбовинтовые (ТВД). По организации рабочего процесса к этой же группе принадлежат и бескомпрессорные воздушно – реактивные двигатели: прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД).

Устройство и принцип действия газотурбинных авиационных двигателей.

Турбореактивный двигатель состоит из следующих основных элементов: входного устройства, компрессора, камеры сгорания, газовой турбины и реактивного сопла. Рабочий процесс организован так, что каждый процесс осуществляется в специально для этого предназначенном элементе двигателя: сжатие – во входном устройстве и компрессоре, сгорание – в камере сгорания, расширение – в газовой турбине и реактивном сопла.

При полете самолета воздух входит в двигатель. Во входном устройстве за счет использования скоростного напора повышается давление воздуха. В бескомпрессорных двигателях, которые эффективны только на больших сверхзвуковых скоростях полета, процесс сжатия на этом и заканчивается.

Эффективность процесса сжатия характеризуется степенью повышения давления

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

и выбирается для современных двигателей Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru от Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru до Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Эффективность организации процесса сжатия в двигателе характеризуется КПД процесса сжатия

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru - работа, которую необходимо затратить на сжатие воздуха от Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru давления до давления Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru в случае, если процесс сжатия протекал адиабатно.

КПД процесса сжатия может изменяться в пределах Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru

Сжатый воздух из компрессора поступает в камеру сгорания, где происходит сгорание топлива

Количество подводимого в двигателе тепла ограничивается допустимой температурой газа на выходе из камеры сгорания.

В наиболее совершенных современных двигателях температура достигает величины Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и более.

Степень подогрева воздуха в двигателе:

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru

Соотношение между количеством воздуха, необходимого для сгорания, и количеством воздуха, в действительности протекающего через двигатель, называется коэффициентом избытка воздуха:

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

где Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru – количество воздуха, необходимое для полного сгорания 1 кг топлива. Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru / Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

В современных газотурбинных двигателях Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Получение тепловой энергии в камере сгорания характеризуется коэффициентом полноты сгорания:

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

У современных камер сгорания Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Аэродинамика камеры сгорания характеризуется коэффициентом восстановления полного напора:

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

который лежит в пределах Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru

Из камеры сгорания газовый поток поступает в газовую турбину. Расширяясь в турбине, газ производит работу, которая расходуется на привод компрессора и всех вспомогательных агрегатов, обслуживающих двигатель.

Дальнейшее расширение газового потока происходит в реактивном сопле. При этом достигаемая на выходе из сопла скорость истечения оказывается большей, чем скорость полета, что обусловливает возникновение силы тяги.

Процесс расширения в двигателе характеризуется КПД процесса расширения:

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

где Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru - работа расширения, которая могла бы быть получена, если бы расширение в газовой турбине и реактивном сопле происходило адиабатно, а в камере сгорания достигалась бы, та же конечная температура Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и отсутствовали потери давления.

Зависимость работы цикла от параметров рабочего процесса.

Работа и КПД цикла зависят от степени повышения давления Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и степени подогрева воздуха Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , а также от коэффициентов Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , характеризующих потери в двигателе. Кроме того, работа цикла зависит от температуры Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , которая может изменяться при изменении высоты полета и атмосферных условий.

Коэффициенты Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru зависят от режима работы двигателя и скорости полета и могут быть определены с достаточной степенью точности только в том случае, если известны соответствующие характеристики всех элементов двигателя ( Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ; Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ).

Влияние степени повышения давления на величину работы цикла.

Какой характер имеет зависимость работы цикла от степени повышения давления при заданном режиме полета, постоянной степени повышения температуры газа и при постоянных Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Работы цикла равно:

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

где

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru

и

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Коэффициент учитывает различие теплоемкостей воздуха и газа.

Как видно из уравнения, работы цикла обращается в нуль при значениях Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , соответствующих Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru т.е. при Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru . Между указанными значениями Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru существует степень повышения давления, при которой работа цикла достигает максимального значения. Это степень повышения давления называется оптимальной Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Величина Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru определяется путем исследования уравнения на максимум, т.е. из условия

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ,

откуда

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Следовательно,

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru связаны между собою соотношением Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

увеличение степени подогрева Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и коэффициентов Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru увеличивает как Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , так и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , т.е. приводит к расширению диапазона возможных рабочих значений Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и смещает максимум полезной работы цикла Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru в сторону больших значений. Для современных двигателей достигнутые значения Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru дают значение Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , и соответственно Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Тяговый КПД Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru существенно зависят от конструкции движителя, однако для всех двигателей рассматриваемой группы имеет примерно один характер зависимости от Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , а именно, он приближается к единице в точках, где Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru достигает максимального значения.

Так как полный КПД двигателя Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , то он обращается в нуль в тех же точках, где обращается в нуль Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , т.е. при Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , а в промежутке имеет максимум. Так как Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru полностью характеризует экономичность двигателя, то соответствующая его максимум степень повышения давления носит название экономической степени повышения давления Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru . Для современных двигателей Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Степень повышения давления для двигателей современных самолетов выбирается в зависимости от назначения самолета, между Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Полезная работа всякой тепловой машин зависит от двух факторов: от количества тепла, сообщаемого на каждый килограмм проходящего воздуха, от степени превращения этого тепла в полезную работу, т.е.

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

В результате влияния этих двух факторов работа цикла возрастает до тех пор, пока преобладающую роль играет рост Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , а затем начинает подать из – за уменьшения количества сообщаемого тепла.

При очень высокой степени повышения давления, равной Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , работа цикла обращается в нуль. В данном случае температура Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru на выходе из компрессора становится близкой по величине к допустимой температуре газа перед турбиной Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и количество тепло становится столь малым, что его хватает только на преодоление гидравлических потерь в двигателе.

Влияние степени подогрева на величину работы цикла.

При увеличении степени подогрева Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru работа цикла возрастает. С уменьшением Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , напротив, работа цикла падает и при некотором значении Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru обращается в нуль. Объясняется в тем, что с понижением Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru количество сообщаемого тепла резко уменьшается и при Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru полностью расходуется на преодоление гидравлических потерь. Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru можно быть найдена из уравнения работа цикла при условии Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , откуда

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , т.е. Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru тем выше, чем больше степень повышения давления и чем ниже Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Так как КПД цикла определяется равенством Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , то при Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru (поскольку Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru а Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru ). С увеличением Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru непрерывно увеличивается. Объясняется это тем, что с ростом Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru общее количество тепла, вносимого в двигатель, возрастает весьма интенсивно, а та часть его, которая затрачивается на преодоление гидравлических потерь, - остается практически неизменной.

При Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru тяговой КПД Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , и постоянно падает с увеличением Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru . Объясняется это тем, что увеличивается скорость истечения, что ведет к увеличению потерь с кинетической энергией.

Полный КПД, равный произведению тягового КПД и КПД цикла, с ростом Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru сначала возрастает, пока преобладающую роль играет увеличение КПД цикла, а затем, достигнув максимального значения при Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , начинает уменьшаться.

Влияние КПД процессов сжатия и расширения на работу цикла.

С уменьшением потерь в процессах сжатия и расширения, т.е. с увеличением Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , работа цикла возрастает. При некотором значении произведения Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru работа цикла обращается в нуль. Очевидно, что это значение равно

Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Таким образом, создание экономичных ГТД с большой степенью сжатия возможно только при высоких значениях Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru . Чем ниже значение температуры газа перед турбиной, тем выше минимальные потребные значения Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru и Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru

Следует отметить, что работа расширения всегда больше работы сжатия. Поэтому увеличение Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru оказывает численно большее влияние на Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru , чем равное увеличение Лекция № 10 « Рабочий процесс газотурбинного авиационного двигателя » - student2.ru .

Наши рекомендации