Вращающие моменты асинхронной машины
2.1. Определение вращающего момента асинхронной машины на основании закона электромагнитных сил
Возникновение электромагнитных сил и вращающих моментов в асинхронной машине является результатом взаимодействия распределенных вдоль окружности ротора гармоник тока и индукции магнитного поля того же порядка. (Гармоники разных порядков создают вдоль окружности ротора знакопеременные электромагнитные силы и моменты, суммарная величина которых равна нулю).
На рис.6 показана кривая индукции основной гармоники результирующего магнитного поля в зазоре асинхронной машины
B=Bmsin(πx/τ), (45)
При вращении этого поля в каждом проводнике обмотки ротора наводится переменная ЭДС, мгновенное значение которой равно e2=Blδv. Эта ЭДС так же, как и магнитная индукция, распределяется вдоль окружности ротора по синусоидальному закону
(46)
Рис.6. Кривые распределения индукции В, ЭДС е, линейной плотности тока А, электромагнитных сил в асинхронной машине.
Направление этих ЭДС определяется по правилу правой руки. Под действием ЭДС е2 в каждом проводнике обмотки ротора протекает ток i2, линейная плотность которого А2 (сумма токов на единицу длины окружности) связана с МДС F2 выражением А2=F2. Она распределяется вдоль окружности ротора по синусоидальному закону для любого момента времени. Ток i2 отстает от ЭДС на угол ψ2. Тогда
A2=Am2sin(πx/τ-ψ2), (47)
Взаимодействие плотности тока А2 с бегущим вдоль окружности ротора магнитным полем В приводит к появлению электромагнитных сил F, которые действуют на проводники c током
F=BlδA2, (48)
Элементарный момент развиваемый электромагнитными силами, действующими на протяжении элемента длины окружности ротора dx, равен,
где Dа=2pτ/ π - диаметр ротора (длина окружности ротора - πDа = 2pτ )
В полученную формулу для элементарного момента подставим выражения для плотности А2 (47) и магнитной индукции В (45) и, выполнив преобразования, получим
Зависимость d(M)=f(x) изображена на риc.6. Легко отметить, что к проводникам, лежащим на дуге, соответствующей углу (π-ψ2) приложены моменты, увлекающие ротор за вращающимся магнитным потоком, а на дуге, соответствующей углу ψ2 - тормозящие моменты.
Результирующий электромагнитный момент найдем путем интегрирования элементарного по x
Принимая во внимание, что
Окончательно получим
M= pm2w2kоб2 Фm I2 cosψ2=CM Фm I2 cosψ2, (49)
где CM= pw2kоб2 - постоянный коэффициент.
Таким образом, при неизменном токе I2 и магнитном поле величина результирующего электромагнитного момента M тем меньше, чем больше угол ψ2. При ψ2=π/2 момент M=0, так как на половину проводников действует усилие, направленное в одну сторону, а на другую половину - такое же усилие, направленное в другую сторону. Формула (49) позволяет связать величину момента с физическими явлениями, происходящими в двигателе, и ею удобно пользоваться для качественного анализа поведения асинхронной машины в различных режимах.