Современные концепции возникновения Вселенной и её объектов. Парадигмы движения, пространства, времени, их физические интерпретации

План семинарского занятия

1. Космология как наука, классическая модель Вселенной, ее противоречия. История исследования «небесной реальности» в различных исторических эпохах.

2. Современные гипотезы происхождения Вселенной, их естественнонаучная аргументация.

3.Галактики, их типы. Образование Солнечной системы.

4.Звезды, их эволюция и строение.

5.Проблема неземных цивилизаций и гипотезы ее решения в науке

Рекомендации по подготовке к семинару

Необходимо обратить внимание на следующие вопросы и подготовить

на них развернутые ответы:

1. В чем различие понятий Вселенная и Метагалактика?

2. Чем космология отличается от астрономии?

3. В чем суть модели стационарной Вселенной и кто является ее созда

телями?

4. Чем знаменит в космологии Г. Ольберс?

5.Суть гравитационного, фотометрического и термодинамического па

радоксов модели стационарной Вселенной?

6. В чем суть стандартной модели Большого взрыва? Почему она так

названа?

7. В чем суть инфляционной модели возникновения Вселенной? Что

такое инфляция и что было ее причиной?

8. Что такое «красное смещение»? Какие выводы сделаны из данного

наблюдения?

9. Что такое реликтовое излучение?

10. В чем суть «взрыва» квантового объекта по Г. Гамову?

11. Что такое однородность и изотропность Вселенной?

12. Что такое «возбужденный вакуум»?

13. Чем знаменит в космологии Г.Галилей?

14. Что такое сингулярность и каковы ее физические характеристи

15. ки?

16. Чем знаменит в космологии Э. Хаббл?

16. В чем разница между бесконечностью и безграничностью?

17. О чем говорит космологический постулат?

18.Что такое экстраполяция?

19. Чем знаменит в космологии А.А. Фридман?

Выпишите из учебной литературы значения основных физических констант, необходимых для определения возраста Вселенной с помощью постоянной Хаббла. Подготовьтесь обозначить и аргументировать собственную позицию по вопросу о соотношении естественнонаучных космологических моделей и религиозной концепции креационизма.

Учебная литература

1.Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. СПб. 2003.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М. 2007.

3.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2012.

4.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2012.

Дополнительная литература

1.Вайнберг С. Первые три минуты. М., 2000

2.Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? // Вопросы философии. 1995. № 2

3..Долгов А.Д., Зельдович Я.Б., Сажин М.В. Космология ранней Вселенной. М., 2001

4..Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985

Тема 2.2

Физика о формах и уровнях организации материи. Законы термодинамики, энтропии, симметрии, теории объединения всего.

План семинарского занятия

1. Классическая механика и механистическая картина мира. Развитие

идеи атомизма

2. Формирование релятивистской физической картины мира

а/основные положения теории электромагнитного поля и создание

специальной теории относительности Элементарные частицы, их

классификация

б/постулаты общей теории относительности А. Эйнштейна.

3. Мировоззренческое значение общей теории относительности

4. Свойства причинной связи. Динамические и статистические законы.

5.Физические взаимодействия. Модели атома Томсона, Э. Резерфорда,

Н.Бора Энтропия и нарушение симметрии.

Рекомендации по подготовке к семинару.

При освоении материала учебных пособий обратите внимание на следующие вопросы:

· Как формулируется принцип относительности в классической механике, специальной теории относительности и общей теории относительности?

· Что такое преобразования Лоренца и каковы следствия из них (обратите внимание на их формализованное выражение)?

· Что такое пространственно-временной континуум?

· Что такое неевклидово пространство и каковы его разновидности?

· В чем суть концепций дальнодействия и близкодействия?

· Каковы характеристики пространства и времени в классической механике и теории относительности?

· Перечислите динамические и статистические закономерности.

Аудиторная работа на семинаре будет письменной, требующей понимания материала, в том числе физических формул.

Учебная литература

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2007.

2.Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2004.

3.Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко и др.]; под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИДАНА, 2004

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы:

Портал«Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова

тельных ресурсов» http://school collection.edu.ru/

Библиотека сайта philosophy.ru http://www/ philosophy.ru/

Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru/

Википедия – свободная энциклопедия http://www/wikipedia.org/

http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов;

http://www.prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещение»

http://dic.academic.ru/ - словари и энциклопедии

http://studentam/net/ - электронная библиотека учебников

Тема 2.3

Современная геология о строении и развитии Земли

План

1. Геохронология о развитии Земли. Геохронологическая шкала.

2. Геология о строении Земли. Геологические оболочки (литосфера,

гидросфера, атмосфера). Физические характеристики планеты.

2. Концепция мобилизма. Изменение климата как результат эволюции

тела Земли.

Рекомендации по подготовке к семинару

Подберите видеофильмы ВВС по изучаемой теме, почитайте литерату

ру о знаменитых путешественниках и открытиях.

Учебная литература

1.Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004

2.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007

3.Концепции современного естествознания: Учебник / [А.Д. Урсул, В.А. Лось]; М.: РАГС, 2005

4.Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.Г. Рау. – М.: Высшая школа, 2004

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school collection.edu.ru/

4. Библиотека сайта philosophy.ru http://www/ philosophy.ru/

5. Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru/

6. Википедия – свободная энциклопедия http://www/wikipedia.org/

7. http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов;

8. http://www.prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещение»

9. http://dic.academic.ru/ - словари и энциклопедии

10. http://studentam/net/ - электронная библиотека учебников

Тема 2.4.

Наши рекомендации