Исполнительные асинхронные двигатели. Принципы управления исполнительными асинхронными двигателями.
Двухфазные асинхронные двигатели получили наибольшее применение в качестве исполнительных двигателей. На статоре такого двигателя расположена двухфазная обмотка. Одна из обмоток фазы статора - это обмотка возбуждения 0В. Она постоянно включена в сеть переменного тока на неизменное напряжение U1. Другая обмотка фазы статора — это обмотка управления ОУ, на нее подают сигнал управления напряжением Uy от блока управления БУ Для работы асинхронного исполнительного двигателя необходимо, чтобы обмотка статора создавала вращающееся магнитное поле. Условие возникновения такого поля - наличие в двигателе пространственного и временного сдвига МДС обмоток фазы статора. Пространственный сдвиг МДС обеспечивается конструкцией двигателя: обмотки фазы статора расположены так, что их оси сдвинуты в пространстве относительно друг друга на угол 90 эл. град. Временной (фазовый) сдвиг МДС создается включением обмоток статора по специальным схемам, содержащим фазовращатель или фазосдвигающий конденсатор в цепи одной из обмоток фазы. Для управления асинхронными исполнительными двигателями применяют три способа: амплитудный, фазовый и амплитудно-фазовый.
При амплитудном управлении напряжение управления Uу независимо от его значения имеет фиксированный фазовый сдвиг на 90° относительно напряжения U1. Управление исполнительным двигателем выполняется
путем изменения значения (амплитуды) напряжения управления. Изменение частоты вращения и электромагнитного момента вызвано тем, что при равенстве МДС обмоток фазы статора (Fу = fв) вращающееся поле в двигателе круговое, а при изменении напряжения Uy равенство нарушается, поле становится эллиптическим и на ротор двигателя действуют не только прямой (вращающий), но и обратный (тормозящий) момент. Реверс двигателя при амплитудном управлении достигается изменением фазы Uy на 180°. Относительное значение напряжения управления при амплитудном управлении определяется эффективным коэффициентом сигнала aе=k Uу/U1, где к=kобв*wв/(кобу*wу),кобв и koбу — обмоточные коэффициенты обмоток возбуждения и управления; wв и wу число витков в этих обмотках. Круговое вращающееся поле статора соответствует ае=1. При фазовом управлении напряжение управления имеет постоянное значение (амплитуду) Uy=U1/k, управление двигателем выполняется путем изменения угла фазового сдвига этого напряжения относительно U1 в диапазоне b =0 —90° (рис. в). Коэффициент сигнала при фазовом управлении а = sinb. При фазовом сдвиге между напряжениями Uу и U1 на угол b = 90° вращающееся поле статора круговое и а=1. Если b<90°, магнитное поле статора становится эллиптическим, если b =0—пульсирующим. Если b<0, т. е. угол фазового сдвига отрицательный, то двигатель изменяет направление вращения ротора. При амплитудно-фазовом управлении в цепь обмотки возбуждения 0В включают фазосдвигающий конденсатор С. При изменении значения (амплитуды) напряжения управления Uу изменяется ток в обмотке управления и возбуждения: это приводит к изменению как величины, так и фазы напряжения на обмотке возбуждения Uв. Емкость конденсатора С выбирается такой, чтобы при номинальном напряжении управления Uном и неподвижном роторе( n2=0) вращающее поле двигателя было круговым. Этому режиму соответствует коэффициент сигнала а=а0. Сравнение способов а)линейность механ и регул хар-к выше всего при фазовом управлдении(ампл-фаз самое большое отклонение) б) Мощность при ампл и ампл-фаз практически одинакова и пропорц квадрату коэф сигнала, при фаз сигнал не влияет на мощность. В) наиболее прост фазовый, так как не требует спец. Средств для сдвига фаз между напряжением управления и возбуждения.