Использование результатов работы другого аудитора
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования для случаев, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор (далее - аудитор) при подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, предоставленную одним или несколькими подразделениями и включенную в финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.
Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности не применяется:
· в случае, если два и более аудитора назначаются в качестве совместных аудиторов;
· в отношениях аудитора с аудитором, проводившим аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий отчетный период;
· в случае, если основной аудитор считает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность подразделений является несущественной по отношению к финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
Если отчетность нескольких подразделений, несущественная по отдельности, в совокупности является существенной, аудитор рассматривает необходимость применения процедур, предусмотренных настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.
2. Основному аудитору при использовании результатов работы другого аудитора необходимо определить, как работа другого аудитора повлияет на проведение аудита.
3. Основной аудитор отвечает за подготовку аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в случае, если такая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольким подразделениям, которые проверяются другим аудитором.
4. Другой аудитор не является основным и несет ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой информации подразделения, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проверяемую основным аудитором. Понятие "другой аудитор" включает аффилированных аудиторов по отношению к основному аудитору, а также аудиторов, не связанных с основным аудитором. Основной аудитор и другой аудитор не всегда являются участниками одного договора оказания аудиторских услуг.
5. Понятие "подразделение" - это подразделение, филиал, дочерняя организация или иная организация, чья финансовая (бухгалтерская) информация включается в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проверяемую основным аудитором.
Назначение в качестве основного аудитора
6. Аудитор определяет, является ли его собственное участие в аудите достаточным для того, чтобы действовать в качестве основного аудитора. В связи с этим основной аудитор учитывает:
· а) существенность части финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверяемой основным аудитором;
· б) знание основным аудитором особенностей деятельности подразделений;
· в) риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений, проверяемых другим аудитором;
· г) состав и объем дополнительных процедур, которые предписаны настоящим федеральным правилом (стандартом) в отношении подразделений, аудируемых другим аудитором, и результатом которых является значительное участие основного аудитора в таком аудите.
Процедуры, выполняемые основным аудитором
7. При планировании использования работы другого аудитора основной аудитор должен оценить профессиональную компетентность другого аудитора в зависимости от конкретного поручения. Соответствующую информацию основной аудитор может получить, используя совместное членство в профессиональном аудиторском объединении, совместное участие в другой аудиторской организации, а также обращение к профессиональному аудиторскому объединению, в котором состоит другой аудитор. Эти источники можно при необходимости пополнить, используя опрос иных аудиторов, сотрудников кредитных организаций или получив информацию непосредственно от другого аудитора.
8. Основной аудитор выполняет процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора адекватна целям основного аудитора в зависимости от конкретного поручения.
9. Основной аудитор информирует другого аудитора:
· а) о требованиях независимости как в отношении аудируемого лица, так и в отношении подразделения с получением письменного заявления, подтверждающего соблюдение подразделением этих требований;
· б) об использовании результатов работы другого аудитора и аудиторского заключения. Кроме того, основной аудитор договаривается с другим аудитором о координации их работы на начальном этапе планирования аудита и сообщает другому аудитору об областях, требующих особого внимания, о процедурах выявления внутригрупповых операций, информацию о которых необходимо раскрыть, и графике проведения аудита;
· в) о требованиях к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита и составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности с получением письменного заявления, подтверждающего соблюдение этих требований.
10. Основной аудитор может:
· обсудить с другим аудитором применяемые процедуры аудита;
· ознакомиться с письменным кратким изложением процедур, выполненных другим аудитором (в виде вопросника или контрольного перечня), или провести обзорную проверку его рабочих документов;
· выполнить указанные процедуры при посещении другого аудитора.
Характер, временные рамки и объем этих процедур будут зависеть от обстоятельств задания, а также знания основным аудитором профессиональной компетентности другого аудитора, которое можно расширить путем обзорной проверки результатов аудиторской работы, проведенной ранее другим аудитором.
11. Основной аудитор может прийти к заключению об отсутствии необходимости прибегать к процедурам, описанным в пункте 10 настоящего федерального правила (стандарта), поскольку получены достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что другой аудитор в своей работе придерживается приемлемой методики и процедур контроля качества работы. Например, основной и другой аудиторы, являясь аффилированными лицами, возможно, поддерживают длительные официальные отношения, предусматривающие процедуры, которые обеспечивают достаточные аудиторские доказательства при проведении периодических взаимных обзорных проверок, при тестировании политики управления и установленных процедур, а также при обзорных проверках рабочих документов по выборочным аудитам.
12. Основной аудитор принимает во внимание значимые факты, отмеченные другим аудитором.
13. Основной аудитор может счесть целесообразным обсуждение с другим аудитором и руководством подразделения отмеченных в ходе аудита фактов или других вопросов, влияющих на финансовую информацию подразделения. Он может также решить, что необходимо провести дополнительные тесты бухгалтерских записей или финансовой информации подразделения. Такие тесты могут выполняться основным аудитором или другим аудитором в зависимости от обстоятельств.
14. Основной аудитор указывает в рабочих документах аудита те подразделения, финансовая (бухгалтерская) информация которых была проверена другими аудиторами, их значимость для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом, наименования (фамилии, имена и отчества, если другими аудиторами являются индивидуальные аудиторы) других аудиторов и любые выводы о том, что отчетность отдельных подразделений является несущественной. Основной аудитор также документально оформляет выполненные процедуры и полученные выводы. Следует, например, указать проверенные им рабочие документы другого аудитора и зафиксировать результаты проведенных с другим аудитором обсуждений. Однако основной аудитор может не документировать причины ограничения процедур при обстоятельствах, описанных в пункте 11 настоящего федерального правила (стандарта), при условии, что такие причины обобщены где-либо в другом месте в документации основного аудитора.
Сотрудничество между аудиторами
15. Другой аудитор, зная, в каком контексте основной аудитор будет использоватьрезультаты его работы, сотрудничает с основным аудитором и сообщает основному аудитору о любых составляющих частях своей работы, которые не могут быть выполнены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России. Аналогично в соответствии с правовыми и профессиональными нормами другой аудитор должен быть информирован о любых вопросах, о которых стало известно основному аудитору и которые могут серьезно повлиять на работу другого аудитора.
Вопросы, требующие рассмотрения при составлении аудиторского заключения
16. Если основной аудитор приходит к выводу о том, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам основной аудитор не может выполнить достаточные дополнительные процедуры в отношении финансовой информации подразделений, проверенных другим аудитором, то основной аудитор выражает мнение с оговоркой или отказывается от выражения мнения, поскольку существует ограничение объема аудита.
17. Если другой аудитор выдает или намеревается выдать модифицированное аудиторское заключение, основной аудитор рассматривает, имеет ли причина модифицирования такой характер и значимость с точки зрения финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, по которой готовит аудиторское заключение основной аудитор, что необходимо модифицировать аудиторское заключение основного аудитора.
Разделение ответственности
18. Если основной аудитор формирует мнение о финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом только исключительно на основе аудиторских заключений другого аудитора по одному или нескольким подразделениям, то в его аудиторском заключении указывается этот факт, а также указывается значимость той части финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая была проверена другим аудитором. Если основной аудитор делает такие ссылки в аудиторском заключении, то аудиторские процедуры могут быть ограничены процедурами, изложенными в пунктах 7 и 9 настоящего федерального правила (стандарта)аудиторской деятельности.
32. Формирование мнения о достоверности бфо в ауд.заключении.
Согласно ФСАд 1/2010 “Ауд.заключение о бфо и формирование мнения о ее достоверности” по рез-там проведенного аудита АО и ИА должны выразить в ауд.заключении мнение о достоверности бфо ауд.лица, сформированное на основе полученных ауд.доказательств.
Ауд.заключение должно содержать:
а) наименование “Аудиторское заключение”;
б) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники ООО и иные лица;
в) сведения об аудируемом лице: наименование, гос.регистрационный номер, место нахождения;
г) сведения об АО, ИА: гаименование орг-ии, Ф.И.О. игдивидуального аудитора, гос.рег.номер, место нахождения, наименование СРОА, членом которой явл-ся, номеер в реестре аудиторов и ауд.орг-ий СРОА;
д) перечень (состав) бо, в отношении к-рой проводился аудит, с указаниемипериода, за к-рый она составлена, при этом, если аудитору становится известно, чтотпроаудированная бо будет включена в документ, к-рый содержит прочую инф-ию, например, в годовой отчет, аудиторм может, если флрма представления позволяет, указать те страницы, на к-рых будет представлена проаудированная бо;
е) распределение ответственности ы отношении указанной бо м/у ауд.лицом и аудитором;
ж) сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);
з) мнение аудитора с указанием обстоятельств, к-рые оказфвают или могут оказать существенное влияние на достоверность бо;
и) подпись аудитора;
к) дату ауд.заключения.
Ауд.заключение должно включать часть, озаглавленную “Мнение”, в к-рой приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бо достоверно во всех существенных отношениях фин.положение ауд.лица по состоянию на отчетную дату, рез-ты его фхд и движение д/с за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бо.
Аудитор должен сделать вывод относительно того, составлена ди бо, во всех ли существенных отношениях, в соответствии с установленнфми правилами составления бо. В ауд.заключении может быть выражено модифицированное или немодифицированное мнение о достоверности бо.
Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, конда он приходит к выводу, что бо отражает достоверно во всех существенных аспектах отношениях фин.положение ауд.лица и рез-ты его фин.деят-ти в соотв-ии с правилами отчетности.
Немодифицированное мнение формулируется в вуд.заключении след.образом: “бух.отчетность отражает положение [аудируемого лица] по состоянию на [отчетная дата], результаты [его] финансово-хозяйственной деятельности и движения денежных средств за [отчетный год] год в соответствии м установленными правилами составления бухгалтерско отчетности”.
Аудитор должен выразить модифицированное мнение в ауд.заключении, если;
а) на основании полученных ауд.доказательств установлено, что бух.отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
б) он не может получить достаточные надлежащие ауд.доказательства, чтобы установить, что бух.отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.
Ауд.заключкние подписывается:
а) руководителем АО или уполномоченнфм им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наим.орг-ии, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ауд.заключение;
б) индивидуальным аудитором. Подпись должна вкдючать фимилию и инициалы ИА.
Ауд.заключение должно быть датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих ауд.доказательств, на основании которых аудитор выражает свое мнение, включая доказательства того, что:
а) бо подготовлена в полном объеме и включает соответствующее раскрытие инф-ии;
б) лица, обладающие соотв-ими полномочиями, подтвердили, что они несут ответственность за данную бо.
Дата ауд.заключения предоставляет пользователю оснаванте полагать, что аудитор учел влияне2, которое оказали на бо и ауд.заключение события и операции, возникшие жо этой даты и известные аудитору.
Ауд.заключение должнобыть составлено в письменном виде.
К ауд.заключению на бум.носителе поилагается юо, в отношении которкоторлй выражается мнениеии которая датирована и подписана ауд.лицом в соотв-ии с правилами отчетности. Ауд.заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количнчтва листов.
Ауд заключение поготавлиаювается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и ауд.лицом, причем аудитор и ауд.лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру ауд.заключения с прилагаемой бо.
33. Модифицированное мнение в аудиторском заключении.
ФСАД 2/2010 «Модифиц.мнение в ауд.заключении»устанавливает,что модиф.мнение может быть выражено ауд.организацией или индивид.аудитором в след формах: мнение с оговоркой,отриц.мнение,отказ о выражения мнения.
Аудитор должен модифицировать ауд.мнение в случае,когда:
а)аудитор приходит к основанному на полученных ауд.доказательствах выводу о том,что бух отчетность в целом содержит существенные искажения;
б)у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих ауд.доказательств того,что бух.отчетность в целом не содержит существенных искажений.
Существенные искажения бух.отчетности могут быть связанны:
1.с принятой ауд.лицом уч. политикой:
а)в случае,когда выбранная уч.политика не соотв-ет требованиям установленных правил составления бух.отчетности;
б)в случае,когда бух.отчетностность,включающая соответс.пояснения,достоверно не отражает сути реально имевших место хоз.операций и событий.
2.с тем,каким образом реализована принятая ауд.лицом уч.политика:
а)в случае,когда принятая уч.политика не применяется рук-ом ауд.лица последовательно и в соот-ии с правилами отчетности;
б)в силу неправильного применения принятой уч.политики.
3.с уместностью,правильность и полнотой раскрытия инфор-ии в бух.отчетности:
а)в случае,когда бух.отчетность не раскрывает всей инф-ии,предусмотренной правилами отчетности;
б)в случае,когда раскрытие инф-ии в бух.отчетности осуществлено не в соотв-ии с правилами отчетности;
в)в случае,когда в бух.отчетсности не раскрыта информа-ия необходимая для обеспечения достоверности этой отчетности.
Отсутсвие возможности получения достаточно надлежащих ауд.доказательств может быть следствием:
а)возникновения неконтролируемых ауд.лицом обстоятельств;
б)обстоятельств,связанных с характером или сроком проведения аудита;
в)препятсвий,установленных рук-ом ауд.лица.
обстоятельства,связанные с характером или сроком проведения аудита,могут возникнуть:
а)в случае,когда время назначения аудитора не позволяет ему наблюдать за проведением инвентаризации товарно-мат.запасов;
б)когда аудитор приходит к выводу,что проведение только процедур проверки по существу не является достаточным, а средства контроля ауд.лица неэффективны.
Препятствия,установленные рук-ом ауд.лица:
а)рук-во ауд.лица препятствует аудитору при инвентаризации тов-мат.запасов;
б)рук-во препятствует в получении внеш.подтверждений относительно остатков по соот.счетам бух.учета.
Выбор ауд.формы модиф.мнения зависит от:а)характера обст-в,явившихся причиной вырожения модиф.мнения;б)суждения аудитора относит.степени распространения имевших место или возможного влияния искажающих факторов на бух.отчетность.
Аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае если:
а)аудитор,получив достаточные надлежащие ауд.док-ва приходит к выводу,что влияние искажений,рассматр.по отдельности или в совокупности,яв-ся существенным,но не затронет большинство значимых эл-ов бух.отчетности;
б)у аудитора отсутствует возможность получения достаточно надлежащих ауд.док-в.
Аудитор должен выразить отриц.мнениев том случае,когда,получив достаточно надлежащие ауд.док-ва,он приходит к выводу,что влияние искажений,рассматриваемых по отдельности или в совокупности,яв-ся одновременно существенными.
Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае,когда у него отсутствует возможность получения достаточно надлежащих ауд.док-в,на которых он мог бы основывать мнение,но он приходит к выводу,что возможное влияние необнаруженных искажений может быть одновременно существенными и всеобъемлющим для бух.отчетности.
В случае когда,когда аудитор предпологает модифицировать мнение в ауд.заключении,он должен сообщить представителям собственников ауд.лица об обстоятельствах,которые стали причиной этого,а также предпологаемом содержании модиф.мнения.