Методологические основы фин мен

Классификация фин ресурсов

Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

- это совокупность денежных средств у участников финансовых сделок

Системой финансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования.

По степени абсолютной ресурсности. Именно таким образом они представлены в активе предприятия.

А1 (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) - активы, имеющие практически абсолютную ресурсность. Могут быть сразу использованы как знаки стоимости.

А2 - (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) – активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например, факторинговых компаний) и отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.

А3 - (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительной скидкой.

А4 (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) – используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным «ноу-хау».

По праву собственности.

В этом случае элементами являются: собственные ресурсы, заемные ресурсы, временно привлеченные (используемые) ресурсы.

Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту. К ним относятся: прибыль от различных видов деятельности, амортизационные начисления. Амортизационные отчисления - это денежное выражение стоимости износа основных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т.к. включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации возвращаются на расчетный счет, становясь внутренним источником финансирования.

Заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия. разнообразные виды кредитов (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств).

Привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др.

По срочности использования. Как правило, ресурсы классифицируются на: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

Ресурсы краткосрочного назначения – срок их действия – до года. Предназначены для финансирования текущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетов с дебиторами.

Ресурсы среднесрочного назначения – от года до 3 лет – используются для замены отдельных элементов основных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило, не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования.

Ресурсы долгосрочного назначения – привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются для финансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений, венчурного (рискового) финансирования.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИН МЕН

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Это процесс управления финансовыми отношениями предприятия с другими экономическими субъектами и внутрипроизводственными отношениями.

финансовый менеджмент — это управление:

1) в производственной сфере деятельности:

управление прибылью (управление выручкой — объем, ассортимент, структура продукции;

управление запасами (контроль оборачиваемости);

2) в инвестиционной сфере деятельности:

управление активами (внеоборотными и оборотными);

управление инвестиционными проектами;

3) в финансовой сфере деятельности:

управление денежными средствами и финансовыми вложениями;

управление источниками финансирования (пассивами);

управление денежными потоками.

Субъектами финансового менеджмента являются менеджеры, инвесторы-собственники, инвесторы-кредиторы. Всех их интересуют разные целевые показатели деятельности финансовых отношений.

Особое значение в понимании основ финансового менеджмента отводится пониманию математических основ.

Финансовый менеджмент решает следующие вопросы:

как сопоставить денежные суммы, получаемые (выплачиваемые) в разное время;

сколько нужно инвестировать сегодня, чтобы получить определенную сумму в будущем;

покупать участок или арендовать;

сколько сегодня стоит право получать в течение нескольких лет равные суммы;

сколько следует ежемесячно откладывать, чтобы обеспечить определенный пенсионный доход.

Для решения этих проблем применяются следующие математические инструменты.

Коэффициент наращивания:

Этот коэффициент отражает реальную стоимость на момент t текущего поступления.

Коэффициент дисконтирования:

Этот коэффициент показывает, во сколько раз при заданной процентной ставке i каждая денежная единица, получаемая в период t, менее ценна, чем денежная единица на исходный момент (t = 0) — это текущая стоимость будущих поступлений.

Другой важной категорией финансового менеджмента является аннуитет — серия равновеликих платежей (рента).

Коэффициент наращивания аннуитета отражает реальную стоимость на момент t регулярных текущих поступлений равновеликих сумм.

Коэффициент дисконтирования аннуитета показывает текущую стоимость при заданной процентной ставке i равновеликих платежей в течение t периодов.

Реальная процентная ставка — ставка, очищенная от инфляции.

Наши рекомендации