Методологические основы фин мен
Классификация фин ресурсов
Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.
- это совокупность денежных средств у участников финансовых сделок
Системой финансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования.
По степени абсолютной ресурсности. Именно таким образом они представлены в активе предприятия.
А1 (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) - активы, имеющие практически абсолютную ресурсность. Могут быть сразу использованы как знаки стоимости.
А2 - (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) – активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например, факторинговых компаний) и отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.
А3 - (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительной скидкой.
А4 (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) – используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным «ноу-хау».
По праву собственности.
В этом случае элементами являются: собственные ресурсы, заемные ресурсы, временно привлеченные (используемые) ресурсы.
Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту. К ним относятся: прибыль от различных видов деятельности, амортизационные начисления. Амортизационные отчисления - это денежное выражение стоимости износа основных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т.к. включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации возвращаются на расчетный счет, становясь внутренним источником финансирования.
Заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия. разнообразные виды кредитов (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств).
Привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др.
По срочности использования. Как правило, ресурсы классифицируются на: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.
Ресурсы краткосрочного назначения – срок их действия – до года. Предназначены для финансирования текущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетов с дебиторами.
Ресурсы среднесрочного назначения – от года до 3 лет – используются для замены отдельных элементов основных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило, не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования.
Ресурсы долгосрочного назначения – привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются для финансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений, венчурного (рискового) финансирования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИН МЕН
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Это процесс управления финансовыми отношениями предприятия с другими экономическими субъектами и внутрипроизводственными отношениями.
финансовый менеджмент — это управление:
1) в производственной сфере деятельности:
управление прибылью (управление выручкой — объем, ассортимент, структура продукции;
управление запасами (контроль оборачиваемости);
2) в инвестиционной сфере деятельности:
управление активами (внеоборотными и оборотными);
управление инвестиционными проектами;
3) в финансовой сфере деятельности:
управление денежными средствами и финансовыми вложениями;
управление источниками финансирования (пассивами);
управление денежными потоками.
Субъектами финансового менеджмента являются менеджеры, инвесторы-собственники, инвесторы-кредиторы. Всех их интересуют разные целевые показатели деятельности финансовых отношений.
Особое значение в понимании основ финансового менеджмента отводится пониманию математических основ.
Финансовый менеджмент решает следующие вопросы:
как сопоставить денежные суммы, получаемые (выплачиваемые) в разное время;
сколько нужно инвестировать сегодня, чтобы получить определенную сумму в будущем;
покупать участок или арендовать;
сколько сегодня стоит право получать в течение нескольких лет равные суммы;
сколько следует ежемесячно откладывать, чтобы обеспечить определенный пенсионный доход.
Для решения этих проблем применяются следующие математические инструменты.
Коэффициент наращивания:
Этот коэффициент отражает реальную стоимость на момент t текущего поступления.
Коэффициент дисконтирования:
Этот коэффициент показывает, во сколько раз при заданной процентной ставке i каждая денежная единица, получаемая в период t, менее ценна, чем денежная единица на исходный момент (t = 0) — это текущая стоимость будущих поступлений.
Другой важной категорией финансового менеджмента является аннуитет — серия равновеликих платежей (рента).
Коэффициент наращивания аннуитета отражает реальную стоимость на момент t регулярных текущих поступлений равновеликих сумм.
Коэффициент дисконтирования аннуитета показывает текущую стоимость при заданной процентной ставке i равновеликих платежей в течение t периодов.
Реальная процентная ставка — ставка, очищенная от инфляции.