Классификация бюджетов по основным классификационным признакам
Классификационный признак | Вид бюджета | |
По сферам деятельности предприятия | 1.Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности | |
2.Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности | ||
3.Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств | ||
По видам затрат | 1.Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг) | |
2.Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д. | ||
По широте номенклатуры затрат | 1.Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.) | |
2.Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.) | ||
По методам разработки | 1.Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия). | |
2.Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов | ||
По длительности планируемого периода | 1.Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой | |
По периоду составления | 1.Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения) | |
2.Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия | ||
3.Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации | ||
По непрерывности планирования | 1.Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов | |
2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый | ||
По степени содержания информации | 1.Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено | |
2.Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим | ||
Метод расчета бюджета на нулевой базе также используется в случаях, когда на начальной стадии процесса бюджетирования некоторые подразделения (центры финансовой ответственности) в план включают запас в предчувствии последующего урезания. В этом случае необходимо сокращать расходы бюджета таких центров ответственности на стадии планирования. Подобная практика может закрепиться, если будет использована система, по которой бюджет составляется на основе фактических затрат предыдущего года. При таком подходе бюджет с запасом активно будет использоваться для обеспечения достаточно прочной базы на последующий период. В этой связи целесообразно использовать методы расчета плана с нулевой базой.
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.
Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждой организации, являются:
· прогноз баланса;
· бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках);
· бюджет движения денежных средств Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 156с.
Процесс формирования отдельного основного бюджета включает: разработку формата документов, определение перечня необходимых первичных документов, установление временного регламента составления бюджета, разработку схемы консолидации бюджета, определение ответственных лиц за составление бюджета, сбор и обработку информации.
Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.
Задача службы маркетинга -- грамотно рассчитать цену на товар, которая принесет максимальный доход, и количество товаров, которые предполагается продать по этой цене.
Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой и покупками потребителей и их представлениями. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определяется тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Первого интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), второго -- стоимость, обусловливаемая затратами коммерческой организации Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. - 2005. - №3. - с.23-42..
Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.
Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:
S = У QК*PК, где
S - выручка, продажи, в стоимостном выражении;
QK - количество реализуемой продукции (натуральные единицы);
PK - прогнозные цены.
После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг -- определение размераденежных поступлений от этих продаж. Коэффициент инкассации(Кi) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции и
.
Производственный бюджет -- это план производства продукт. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, т.е. способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности предприятий России. . М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001г . 257 с.
Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.
На отечественных предприятиях существуют два основныхметода составлениябюджета прямых затрат на материалы:
· нормативный метод;
·аналитический метод. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. - 2005. - №3. - с.23-42.
Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходяизустановленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельныенормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, наоснове установленных норм (стандартов) расходов материалов и данныхпроизводственного бюджета рассчитывают потребность бюджетный период Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности предприятий России. . М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001г . 261 с..
Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.
В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:
· фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;
· сдельную (переменную) часть оплаты труда.
В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.
Бюджет общехозяйственных расходовпредставляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.
Бюджет общехозяйственных расходов имеет две цели:
· интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и
· аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.
Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:
· бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;
· прогноза баланса - в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.
Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.
Величина запаса собственных оборотных средств на конец периода определяется на основе следующих показателей:
· объема производства и реализации продукции;
· затрат на производство, хранение и реализацию продукции;
· норм запаса оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат.
Бюджет коммерческих расходов
Коммерческие расходы - это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку; представительские расходы и т.д.
Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Назначение бюджета управленческих расходов состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления организацией в целом.
Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:
· расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого персонала, командировочные расходы, представительские расходы и др.);
· общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи, и т.д.);
· налоги, сборы, платежи (относящиеся к себестоимости продукции);
· непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе).
Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.
Бюджет доходов и расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое построение документа позволяет судить о рентабельности производства за определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности.
Составление бюджета капитальных вложений(инвестиционногобюджета) -- это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями организации.
В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельности предприятия, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости. Хорн Дж. К. Основы управления финансами - М.: “Финансы и статистика”, 2006. с - 111.
Главная задача бюджета движения денежных средств(БДДС) -- проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации.
Необходимость подготовки данного документа обусловлена следующим:
· понятия «доходы» и «расходы» в бюджете доходов и расходов не отражают действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному интервалу, в котором последняя будет отгружена потребителю;
· в бюджете доходов и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной.
Прогноз баланса -- это прогноз состояния активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов -- актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса.
Назначение прогноза баланса -- показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).