Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы

Параллельно с процессом формирования конкурсной массы осуще­ствляется процесс выявления требований кредиторов,подлежащих удов-


Конкурсное производство


Процедуры несостоятельности (банкротства)

Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru летворению из денежных средств, полученных от продажи имущества должника.

Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов, пе­реданный ему соответственно временным, административным или вне­шним управляющим.

Следует заметить, что в настоящее время ведение реестра может осу­ществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве 2002 г. Реше­ние о привлечении реестродержателя принимается собранием креди­торов. Все требования, вносимые в реестр, рассматриваются судом, который должен установить, к какой очереди относится это требование и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют право вно­сить изменения в реестр.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удов­летворение своих требований, должны предъявить свои претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несо­стоятельности. По истечении данного срока реестр требований креди­торов закрывается. По общему правилу требования кредиторов, заяв­ленные после закрытия реестра, удовлетворяются лишь в том случае, если у должника осталось какое-либо имущество, за исключением тре­бований кредиторов первой и второй очереди, заявленных до оконча­ния расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реес­тра требований кредиторов, а также требований кредиторов третьей очереди, установленных арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди (п. 5, 6 ст. 142 Закона о банк­ротстве 2002 г.).

После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает про­изводить расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной действующим законодательством (ст. 64 ГК РФ, ст. 134 Закона о банк­ротстве 2002 г.). Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает иную очеред­ность, нежели предусмотрена ГК РФ и ранее — Законом о банкротстве 1998 г. Закон о банкротстве 1998 г. закреплял пять очередей кредиторов (помимо этого, отдельно устанавливались требования в части финан­совых санкций, поскольку они удовлетворялись после полного погаше­ния всех пяти очередей).

Закон о банкротстве 2002 г. принципиально изменил подход к оче­редности, установив три очереди кредиторов.

В соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г. очередные кре­диторы делятся на следующие группы:

граждане с требованиями из причинения вреда жизни и здоровью,а также с требованиями по компенсации морального вреда;

— работники с требованиями по выплате выходных пособий и по оплате
труда, а также кредиторы с требованиями по выплате авторских вознаг­раждений;

— остальные кредиторы.

Интересен подход зарубежного законодателя к порядку установления очеред­ности. Так, по законодательству Китая средства, вырученные от продажи иму­щества компании-должника, распределяются следующим образом:

— затраты и расходы на проведение процедур банкротства;

— требования кредиторов, обеспеченные установленным жестким за­логом;

— привилегированные кредиторы (работники предприятий-кредито­ров, государственные органы);

— требования кредиторов, обеспеченные варьируемым «плаваю­щим» залогом;

— необеспеченные требования кредиторов1.

В отличие от очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренной ГК РФ, Законом о банкротстве 2002 г. закрепляются так называемые внеочередные расходы. Перечень требований, удовлет­воряемых вне очереди, детализирован в п. 1 ст. 134 закона. Это следую­щие требования:

— судебные расходы;

— расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управля­ющим и реестродержателю;

— текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

— требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитраж­ным судом заявления о признании должника банкротом и до признания
должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным
обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбит­ражным судом заявления о признании должника банкротом, и по опла­те труда работников должника, начисленной за период конкурсного про­изводства;

— иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

Анализируя данные положения, О.А. Никитина предлагает отнести к числу внеочередных расходов также компенсации работникам, вы­плачиваемые им в случаях переезда к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта), так

Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru См.: Richard W. Hemingway The law of oil and gas. Ed. 3rd. West Publishing Co. St. Paul, Minnesota, 1991. P. 282.




Глава З

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

§6



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru как обязанность по погашению такого долга у ликвидирующегося пред­приятия возникла в ходе конкурсного производства1.

Интересен тот факт, что по законодательству о банкротстве Испании каждая категория кредиторов имеет приоритет над последующей, за исключением:

— кредиторов, чьи требования обеспечены залогом (имеют приоритет
согласно дате регистрации их ипотечных прав);

— кредиторов, чьи требования засвидетельствованы нотариально (име­ют приоритет согласно датам их удостоверения).

Эти требования погашаются во внеочередном порядке. После указанных внеочередных расходов погашаются требования кредито­ров в порядке очередности, установленной законом о банкротстве.

Вопросы определения количества очередей и состава кредиторов со­ответствующей очереди являются в настоящее время одними из наибо­лее дискуссионных в конкурсном праве, поскольку по-разному регули­руются нормами ГК РФ и Закона о банкротстве 2002 г.

Согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ требования кредиторов должны удовлет­воряться в рамках очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой выделяются следующие очереди:

— кредиторы с требованиями из причинения вреда жизни или здоровью;

— кредиторы с требованиями по оплате труда и выплате выходных посо­бий лицам, работающим по трудовому договору, а также кредиторы с
требованиями по выплате вознаграждений по авторским договорам;

— кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника;

— налоговые и иные уполномоченные органы с требованиями по уплате
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

— остальные очереди.

Закон о банкротстве 1998 г. в целом повторял очередность удовлет­ворения требований кредиторов, установленную ГК РФ.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит новеллу относительно требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника. Данные требования удовлетворяются преимущественно перед требованиями иных кредиторов, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога (п. 4ст. 134).

Первую очередьсоставляют требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью

Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru См.: Никитина О.А. Комментарий к главе V[ «Конкурсное производство» // За­кон. 1998. № 3. С. 67.

(§ 2 гл. 59 ГК РФ, ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г.). Возмещение вреда осуществляется независимо от того, в каких отношениях состоял граж­данин с причинителем вреда: договорных, трудовых, гражданско-право­вых и т.д. (ст. 1024 ГК РФ). Специальные нормы содержались в Правилах возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с выполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 (в настоящее время данные правила утратили юридическую силу).

Лицам, здоровью которых был причинен вред, возмещается утрачен­ный заработок или иной доход, которого они лишились в связи с по­вреждением здоровья.

Определение размера требований граждан, перед которыми лицо несет ответственность за причинение вреда, при банкротстве осуществ­ляется путем капитализации повременных выплат на период, в течение которого возмещается вред. Так, несовершеннолетним вред по случаю смерти кормильца возмещается до достижения ими 18 лет, а в случае если они продолжают учиться по очной форме обучения — до оконча­ния учебы, но не более чем до достижения 23 лет; инвалидам — на срок инвалидности, пенсионерам — пожизненно и т.д. Если возмещение вреда присуждено пожизненно, то подлежащие выплате суммы капи­тализируются до достижения потерпевшим возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Если же возраст гражданина превышает 70 лет, период для капитализации соответствующих платежей составляет Шлет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве 2002 г.).

Закон о банкротстве 2002 г. предусматривает случаи, когда капита­лизация платежей не производится или суммы полученного возмеще­ния недостаточны. В этом случае при согласии гражданина происходит переход права требования к должнику в сумме капитализированных по­временных платежей к Российской Федерации.

Эти отношения регулирует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с измене­ниями и дополнениями). Данный закон предусматривает переход от воз­мещения непосредственно работодателями вреда гражданам, получив­шим увечье, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья в связи с выполнением трудовых обязанностей, к возмещению вреда на принципах социального страхования. Выплаты производятся единым страховщиком за счет страховых взносов, уплачиваемых ра-



Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru ботодателями. Федеральный закон «Об обязательном социальном стра­ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вступил в силу одновременно с положениями Федераль­ного закона от 2 января 2000 г. № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обя­зательное социальное страхование от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний на 2000 год», устанавливающе­го страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Получив право требования гражданина к должнику, государство по сути становится кредитором первой очереди. При этом обязанность го­сударства перед гражданином не прекращается и в том случае, если должник не сможет удовлетворить данные требования ни полностью, ни частично.

Заметим, что объем требований, подлежащих уплате в первую оче­редь, определяется по правилам § 2 гл. 59 ГК РФ (выплата различных пособий, компенсация утраченного заработка или его части, возмеще­ние дополнительных расходов и т.д.).

Стоит обратить внимание на тот факт, что требования о компенса­ции морального вреда удовлетворяются в размере, установленном су­дебным актом.

Помимо требований граждан, перед которыми должник несет ответ­ственность за причинение вреда жизни и здоровью, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами бан­ков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, а также требования граждан — кредиторов организаций, осуществляю­щих незаконную деятельность по привлечению денежных средств граж­дан (ст. 64 ГК РФ).

Так, решением Арбитражного суда г. Москвы ОАО «АБ Инкомбанк» было при­знано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство. Позже один из конкурсных кредиторов обратился с жалобой на действия конкурсного управляющего, отказавшегося включить его требования в ре­естр требований кредиторов первой очереди. Спорная сумма представля­ла собой проценты по договору банковского вклада и проценты по ст. 393 ГК РФ за два года пользования вкладом.

Определением суда первой инстанции требования истца были удовлетво­рены частично: суд обязал конкурсного управляющего включить в реестр только сумму, составляющую проценты, начисленные на день отзыва у дол­жника лицензии.

Постановлением апелляционной инстанции данное решение было отменено. Кассационная инстанция сочла необходимым удовлетворить требования кредитора в полном объеме по следующим основаниям.

Пунктом 3 ст. 65 ГК РФ предусмотрено, что требования кредиторов при бан­кротстве юридического лица удовлетворяются в очередности, предусмот­ренной п. 1 ст. 64 ГК РФ, а именно: при ликвидации банков в первую очередь удовлетворяются требования граждан, средства которых привлечены бан­ком. Те же положения содержатся и в ст. 49 Федерального закона «О несос­тоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В названных нормах законодатель не разделил требования кредиторов — физических лиц на требования о возврате суммы вклада, процентов за пользование вкладом и на требования о взыскании неустоек и убытков в связи с неисполнением банком своих обязательств1.

Во вторую очередьосуществляются расчеты по выплате выходных по­собий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту). При этом должны быть учтены:

1) непогашенная задолженность должника по оплате труда на момент при­нятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

2) задолженность по заработной плате, образовавшаяся после принятия
арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до
фактического увольнения работника;

3) выходные пособия и компенсация за неиспользованные отпуска в со­ответствии с трудовым законодательством.

В общую сумму задолженности должника перед кредиторами второй очереди включаются также невыполненные обязательства по выплате вознаграждений по авторским договорам. Следует учесть, что на выход­ное пособие при прекращении трудового договора, денежную компен­сацию за неиспользованный отпуск, а также на сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодатель­ством, подоходный налог и страховые взносы во внебюджетные фонды не начисляются.

Обращает на себя внимание тот факт, что требования второй очере­ди, как и первой, не подпадают под действие моратория, поэтому не ис­ключено, что к моменту открытия конкурсного производства они уже будут удовлетворены должником. Однако если этого не произошло, то данные требования кредиторов второй очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

При определении размера требований кредиторов третьей очереди учи­тываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru См.: постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 фе­враля 2000 г. № КГ-А40/8078-01 // Судебная практика к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». С. 727—728.

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

§6



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru В соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. к третьей очередиот­несены требования, обеспеченные залогом имущества должника.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ в силу залога залогодержатель име­ет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимуществен­но перед другими кредиторами залогодателя за изъятиями, установлен­ными законом. В качестве таких изъятий при несостоятельности рас­сматриваются требования кредиторов первых двух очередей. Однако тот факт, что требования залоговых кредиторов удовлетворяются в третью очередь, свидетельствует о преимущественном их положении при рас­пределении конкурсной массы.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Законом о банк­ротстве 1998 г. в составе требований третьей очереди учитывалась толь­ко задолженность по обязательству в части, обеспеченной залогом. За­долженность по обязательствам в части, не обеспеченной залогом, учи­тывалась конкурсным управляющим в составе требований пятой очереди.

Интересен тот факт, что согласно Закону о банкротстве 1992 г. иму­щество, являвшееся предметом залога, не включалось в конкурсную массу. Однако с принятием части первой ГК РФ ситуация изменилась. В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 разъяснено, что при рассмотрении дел о несостоятельно­сти (банкротстве) юридических лиц следует исходить из того, что иму­щество должника, которое являлось предметом залога, подлежит вклю­чению в общую конкурсную массу, а требования кредитора-залогодер­жателя подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, оставшегося после удовлетворения первых двух очередей, в том числе не являющегося предметом залога.

Закон о банкротстве 2002 г. в ст. 138 закрепляет следующее положе­ние: требования кредиторов по обязательству, обеспеченному залогом, подлежат удовлетворению за счет средств, полученных от продажи пред­мета залога, преимущественно перед иными кредиторами после прода­жи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования по которым возникли до заключения договора залога.

Итак, предмет залога в любом случае поступает в конкурсную массу, а кредитор-залогодержатель становится конкурсным. Вместе с тем особый правовой режим, закрепленный в ст. 138 Закона о банкротстве 2002 г., бе­зусловно, направлен на защиту прав данных кредиторов, поскольку из

буквального толкования п. 2 ст. 138 следует, что в ряде случаев креди­тор-залогодержатель может получить удовлетворение своих требован и й и в первую очередь, если соответствующий договор залога был заклю­чен до возникновения требований первой и второй очередей.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. изменил не толь­ко очередность удовлетворения требований залоговых кредиторов, но и порядок их удовлетворения. Эти требования удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога. При этом преимуще­ственный порядок удовлетворения не применяется, если за счет выру­ченных средств требование в полном объеме удовлетворить не удалось.

Аналогично с порядком удовлетворения требований залоговых кре­диторов удовлетворяются требования кредиторов, которые обеспечены удержанием имущества должника. Так, применительно к договору ко­миссии законодатель устанавливает, что в случае объявления комитен­та несостоятельным (банкротом) право удержания комиссионера пре­кращается, а его требования к комитенту удовлетворяются в соответ­ствии с правилами, установленными для удовлетворения требований залоговых кредиторов (п. 2 ст. 996 ГК РФ).

Требования в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. удовлетворялись в четвертую очередь. В настоящее время эти требования (в Законе о банкротстве 2002 г. они именуются требованиями уполномоченных органов) подлежат удовлет­ворению в рамках третьей очереди. Основная особенность этих требо­ваний заключается в том, что они вытекают не из гражданско-право­вых отношений, а из публичных правоотношений.

Заметим, что государство в процессе несостоятельности может вы­ступать и как организация, преследующая свои публичные интересы, и как кредитор, если его требования вытекают из гражданско-правово­го договора с должником.

Применительно к порядку удовлетворения требований кредиторов третьей очереди необходимо выделить два важных положения. Во-пер­вых, если должник не смог уплатить обязательные платежи в полном объеме в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, то требования, не погашенные до принятия решения о признании должника банкротом, должны быть удовлетво­рены вне очереди. Во-вторых, требования кредиторов этой очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неусто­ек и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре тре-

ПгаваЗ

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru бований кредиторов и подлежат удовлетворению только после погаше­ния основной суммы задолженности и причитающихся процентов. По мнению М.В. Телюкиной, в результате «создан режим особой очереди, к которой относятся требования по уплате санкций, во-первых, за не­исполнение обязанности по внесению обязательных платежей; во-вто­рых, за неисполнение гражданско-правовых обязательств; в-третьих, по возмещению убытков»1.

Вместе с тем данный автор считает, что последнее представляется не вполне обоснованным, поскольку по своей сути возмещение убытков — основное требование, тем более что вопрос о возмещении убытков в конкурсных отношениях нередко возникает тогда, когда изначально требование кредитора является неденежным. Кроме того, кредиторами в части требования возмещения убытков становятся контрагенты, в отношении которых внешним управляющим был применен отказ от исполнения сделок.

После полного удовлетворения данных требований производятся расчеты с остальными кредиторами (к примеру, с кредиторами третьей очереди, заявившими свои требования после закрытия реестра требо­ваний кредиторов; с кредиторами, чьи заявленные в срок требования были отклонены управляющим, а впоследствии установлены арбитраж­ным судом).

Рассмотрев порядок удовлетворения требований кредиторов, следует отметить ряд важных положений.

Во-первых, требования каждой очереди удовлетворяются после пол­ного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключени­ем случаев, предусмотренных для удовлетворения требований кредито­ров, обеспеченных залогом имущества должника.

Во-вторых, при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропор­ционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей, заяв­ленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению, но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявив­шими свои требования в установленный срок. При этом удовлетворе­ние требований кредиторов соответствующих очередей приостанавли­вается.

В-четвертых, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномо­ченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кре-

диторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возник­шие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет оставшегося имущества (независимо от срока их предъявления).

В-пятых, требования кредиторов, не удовлетворенные по причине не­достаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных относятся также требования кредиторов, которые были от­клонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или которые были признаны арбитражным судом необоснованными.

В-шестых, кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в пол­ном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требо­вания к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника.

Конкурсный управляющий вправе осуществлять и иные полномочияв процессе конкурсного производства. Так, конкурсный управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством РФ о труде. Вместе с тем в Законе о банкротстве 2002 г. содержится положение, согласно которому при про­даже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обя­занности работодателя переходят к покупателю предприятия.

На практике, как правило, существуют два способа перехода работ­ников от предприятия-продавца к предприятию-покупателю.

Во-первых, это перевод согласно п. 5 ст. 77 ТК РФ. При этом работ­ник увольняется в порядке перевода с предприятия-банкрота и сразу же принимается в порядке перевода на новое предприятие, ставшее соб­ственником имущества банкрота.

Второй способ — увольнение работника с предприятия-банкрота с одновременным приемом работника на тех же условиях и в той же дол­жности на предприятие — покупатель имущественного комплекса.

Следует заметить, что оба способа перехода работников должны оформляться согласно установленному трудовым законодательством порядку увольнения и перевода при наличии всех необходимых в дан­ном случае документов.

Анализируя проблемы регулирования трудовых отношений в про­цессе конкурсного производства, некоторые авторы отмечают, что дан­ное регулирование сводится практически к двум вопросам: увольнение работников в связи с ликвидацией организации и удовлетворение их требований по выплате выходных пособий и оплате труда1.



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru 208

Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 190.

См.: Афанасьева И.В., Хорунжая Л.В. Анализ проблем правового регулирования трудовых отношений при банкротстве предприятий // Юрист. 2003. № 9.

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Размер требований по выплате выходных пособий и оплате труда ли­цам, работающим по трудовому договору, определяется исходя из той задолженности, которая образовалась на момент принятия арбитраж­ным судом заявления о признании должника банкротом. Иной поря­док удовлетворения данных требований предусмотрен в том случае, когда должник в период принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме выполнил обяза­тельства по указанным требованиям. Суммы, не выплаченные до при­нятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований.

Стоит обратить внимание, что в рамках конкурсного производства возможна передача социально значимых объектов соответствующему му­ниципальному образованию. При такой передаче происходит смена соб­ственника. В этом случае в соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ трудовые от­ношения с согласия работника продолжаются. Иными словами, работ­ники данных объектов не могут быть уволены по инициативе конкурсного управляющего. Муниципальное образование как новый собственник будет впоследствии самостоятельно решать все кадровые вопросы.

Важной новеллой действующего Закона о банкротстве 2002 г. явля­ется положение о возможном переходе от конкурсного производства к внешнему управлению.Вместе с тем следует признать, что такой пере­ход, как следует из буквального толкования ст. 146 Закона о банкрот­стве 2002 г., возможен только при определенных условиях, а именно:

—- если ранее в отношении должника не вводилось финансовое оздоров­ление и (или) внешнее управление;

— если в ходе конкурсного производства появились достаточные основа­ния полагать, что платежеспособность должника может быть восстанов­лена;

— если собрание кредиторов принимает решение о прекращении конкур­сного производства и переходе к внешнему управлению; причем данное
собрание должно быть созвано в течение месяца с момента выявления
обстоятельств, позволяющих предполагать восстановление платежеспо­собности; решение должно быть принято большинством голосов от об­щего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр
требований кредиторов и не погашены на дату проведения такого собра­ния;

— если у должника есть имущество, необходимое для осуществления са­мостоятельной хозяйственной деятельности.

В связи с закреплением на законодательном уровне положения, ка­сающегося возможного перехода от конкурсного производства к внеш-

нему управлению, на практике вполне допустим вопрос о том, можно ли рассматривать комплекс соответствующих мероприятий, проводимых в данном случае, как самостоятельную процедуру банкротства? Законода­тель не дает четкого ответа на данный вопрос. Вместе с тем ст. 146 Закона о банкротстве 2002 г. определяет цели и последствия данных мероприя­тий. Так, среди последствий прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению можно назвать следующие:

— прекращаются ограничения органов управления должника, предусмот­ренные рамками конкурсного производства;

— открывается реестр требований кредиторов;

— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обя­зательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, счи­таются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешне­му управлению;

— требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых не
наступил на момент открытия конкурсного производства, также счита­ются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему
управлению;

— требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, счита­ются погашенными и не подлежат восстановлению и т.д.

Дискуссионными на сегодняшний день являются ряд вопросов, от­носящихся к судьбе неликвидного имущества.Согласно Закону о банк­ротстве 1998 г. лицо, желавшее получить такое имущество, должно было направить конкурсному управляющему соответствующее заявление, на основании которого последний передавал данное имущество должни­ка в собственность заявителя.

При отсутствии такого заявления конкурсный управляющий должен был уведомить уполномоченные органы соответствующего муниципаль­ного образования. По истечении одного месяца с момента получения уве­домления уполномоченные органы должны были принять неликвидное имущество на свой баланс и нести все расходы по его содержанию.

Закон о банкротстве 2002 г. допускает возможность передачи орга­нам местного самоуправления неликвидного имущества только при наличии следующих условий, взятых в их совокупности:

— при отказе кредиторов от принятия имущества, которое предлагалось к
продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, для по­гашения своих требований;

— при отсутствии заявлений собственника имущества должника — унитар­ного предприятия о правах на указанное имущество;

— при отсутствии заявлений учредителей (участников) должника также о
правах на указанное имущество.

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство



Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru Правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы - student2.ru В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия неликвидного имущества конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении соответству­ющего органа местного самоуправления к принятию указанного иму­щества (п. 3 ст. 148 Закона о банкротстве 2002 г.).

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. предоставляет органу местного самоуправления возможность направить конкурсно­му управляющему протокол разногласий не позднее чем через 14 дней с даты получения уведомления.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обя­зан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий. Ар­битражному суду предоставляется не более двух недель для рассмотрения возникших разногласий, поскольку не позднее чем через 30 дней с даты получения уведомления орган местного самоуправления обязан при­нять данное имущество и нести все расходы по его содержанию. Одна­ко на практике не исключена ситуация, когда арбитражный суд выйдет за установленные временные рамки рассмотрения разногласий. В этой ситуации неясно, каким образом это может отразиться на судьбе нелик­видного имущества? Закон не дает ответа на данный вопрос.

Серьезная практическая проблема заключается также в том, что за­кон не отвечает на вопрос о порядке передачи кредиторам в счет пога­шения долга неликвидного имущества.

В частности, неясно, что делать, если желание приобрести данное имущество изъявили несколько кредиторов, относящихся к разным группам очередников. Представляется логичным и обоснованным пред­ложение, согласно которому право на получение неликвидного имуще­ства имеют все кредиторы, не получившие полного удовлетворения.

Конкурсное производство завершаетсяпосле окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего ар­битражный суд выносит определение о завершении конкурсного произ­водства. Это определение должно быть в пятидневный срок представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника — юридического лица (п. 2 ст. 149 Зако­на о банкротстве 2002 г.); если в качестве должника выступает индиви­дуальный предприниматель, то утрачивает силу его регистрация в ка­честве индивидуального предпринимателя (ст. 25 ГК РФ).

Конкурсное производство считается завершенным с момента вне­сения указанной записи в единый государственный реестр юридиче­ских лиц.

Мировое соглашение

Наши рекомендации