Условия Доверительного управления в российских компаниях
Компания | Мин. сумма | Мин. срок договора, мес. | Абонентская плата, % в год | Вознаграждение за успех, в % от дохода |
Церих | 0,5-3 млн.руб | - | 1-2 | 10-20 |
Баррель | $10-20 тыс | - | $30-240 | 5-30 |
Абсолют банк | 1 млн руб | 0-30 | ||
Амити | $50 тыс. | 3-12 | - | 15-20 |
Финам | $20 тыс. | - | 0.05-0.1 | 5-20 |
Атон-менеджмент | $250-500 тыс. | 0.5-1 | 15-20 | |
Импексбанк | $50 тыс | - | 1.25-2 | 18-26 |
БКС | 100-300 тыс. руб | 1-6 | 0.7-1 | |
Агана | 100 тыс. руб. | - | - | 13.5-15 |
Солид | 300 тыс – 10 млн руб | 12-36 | 20-30 |
25. Задачи и порядок работы Общих фондов банковского управления (ОФБУ).
Согласно Инструкции ЦБ РФ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», общие фонды банковского управления (ОФБУ) – это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.
Учредитель доверительного управления, внесший долю имущества в ОФБУ является учредителем управления ОФБУ.
Создание ОФБУ допускается при выполнении банком следующих условий:
- с момента государственной регистрации кредитной организации прошло не менее одного года;
- размер собственных средств (капитала) кредитной организации должен составлять не менее 100 млн. руб.;
- кредитная организация на шесть последних отчетных дат перед датой принятия решения о создании ОФБУ должна быть отнесена к первой категории по финансовому состоянию (финансово стабильные банки), определяемой территориальным учреждением Банка России в соответствии с требованиями письма Банка России «О критериях определения финансового состояния банков».
Решение о создании ОФБУ принимается правлением или другим органом банка на основе разработанных и утвержденных двух документов: инвестиционной декларации и общих условий создания и управления имуществом ОФБУ.
Общие условия должны содержать следующее:
Ø описание прав и обязанностей доверительного управляющего и членов ОФБУ;
Ø описание видов имущества, принимаемого в ОФБУ;
Ø сроки и объемы представляемой отчетности;
Ø размер вознаграждения доверительного управляющего;
Ø порядок выплаты доходов выгодоприобретателям;
Ø порядок ликвидации ОФБУ.
На титульном листе общих условий создания и доверительного управления имуществом должна быть проставлена отметка регистрирующего органа о регистрации ОФБУ в региональном ГУ ЦБ РФ. После регистрации ОФБУ общие условия создания и доверительного управления имуществом должны быть опубликованы.
ЦБ РФ установил ряд требований, соблюдение которых является для банка – доверительного управляющего обязательным:
- операции по аккумулированию средств учредителей доверительного управления имуществом должны осуществляться банком после регистрации ОФБУ;
- банк может вложить не более 15% активов ОФБУ в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением (настоящее ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги);
- переоформление сертификата долевого участия на другое лицо или группу лиц должно производится банком только на основании заявления, подаваемого владельцем сертификата долевого участия;
- операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны вестись банком в строгом соответствии с инвестиционной декларацией;
- представленные ценными бумагами активы ОФБУ должны находиться на хранении в депозитарии (собственном или в других депозитариях);
- банк как доверительный управляющий обязан регистрировать в государственных органах права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, осуществлять операции доверительного управления в интересах учредителя управления;
- банк не должен инвестировать средства ОФБУ в ценные бумаги зависимых организаций, а также дочерних организаций от зависимых организаций.
Каждый отдельный ОФБУ предварительно должен быть зарегистрирован в региональном ГУ ЦБ РФ.
Основными целями создания ОФБУ для банка является:
v дополнительное привлечение средств в обороты;
v получение высоких доходов в результате эффективного вложения средств;
v перераспределение возможных убытков между учредителями и доверительными управляющими.
Как правило, банки создают несколько ОФБУ, реализуя собственную инвестиционную стратегию и исходя из необходимости обеспечить клиентам доходность и ликвидность ценных бумаг в процессе доверительного управления.
Банк как доверительный управляющий заключает договоры с учредителями управления. При этом должны соблюдаться следующие требования:
Ö договоры должны быть заключены со всеми учредителями управления;
Ö договоры должны быть юридически правильно оформлены;
Ö содержание договоров не должно входить в противоречие с общими условиями создания и доверительного управления имуществом;
Ö передача имущества в управление оформляется сертификатами долевого участия.
В договоре доверительного управления имуществом должны обязательно быть указаны:
· состав имущества передаваемого в доверительное управление;
· наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
· размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
· срок действия договора.
Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества законом могут быть установлены иные предельные сроки договора.
Обязательным приложением к договору банка и клиента должны быть инвестиционная декларация и сертификат долевого участия. Доверительный управляющий должен строго соблюдать инвестиционную декларацию по управлению имуществом ОФБУ. Декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ.
Инвестиционная декларация – документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютных ценности, об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей эмитентов ценных бумаг). Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ, о доле каждого вида имущества, о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ.
Сертификат долевого участия – документ, который свидетельствует о факте передачи имущества в доверительное управление банку и размере доли Учредителя управления в составе ОФБУ. Сертификат долевого участия, как правило, содержит:
v стоимостную оценку доли Учредителя управления ОФБУ в составе управляемого имущества на дату передачи имущества в доверительное управление по Договору доверительного управления;
v номер и дату регистрации Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ;
v дату выдачи Сертификата долевого участия.
Сертификат долевого участия выдается Учредителю управления ОФБУ Доверительным управляющим в день передачи имущества в ОФБУ.
Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли – продажи и иных сделок.
Управляя денежными средствами или ценными бумагами клиента в составе ОФБУ, банк – доверительный управляющих не реже одного раза в год должен представлять учредителю управления отчет, дающий представление об эффективности доверительного управления в интересах клиента банка. В практике многих российских банков отчет о доверительном управлении представляется ежеквартально не позднее 5-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным по установленной форме и содержит следующую информацию:
- о размере доли учредителя доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;
- о размере доли других учредителей доверительного управления в этом же ОФБУ на дату составления отчета;
- о расходах, понесенных доверительным управляющим по доверительному управлению имуществом за отчетный период, на дату составления отчета;
- о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за отчетный период, на дату составления отчета;
- о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления;
- о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.
Доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ.
Подразделение банка, проводящее доверительные операции, составляет справку-ведомость о доходах, причитающихся выгодоприобретателям (за подписью управляющего ОФБУ), на основании которой осуществляется выплата доходов.
Бухгалтерский учет операций доверительного управления осуществляется на отдельном балансе доверительного управления. Операции доверительного управления не проводятся по основному балансу банка (за исключением отнесения доходов и расходов в установленных случаях и проведения расчетов через счет 40701).
Для ведения операций доверительного управления используются счета доверительного у правления:
- аналитический учет операций ведется в разрезе учредителей и по каждому ОФБУ (по всем счетам), а также в разрезе видов активов и обязательств, расчетов и результатов управления, в зависимости от характеристики конкретного счета доверительного управления;
- синтетический учет операций ведется на счетах 801-810 и 851-855.
По каждому индивидуальному договору доверительного управления и по каждому ОФБУ ведется отдельный баланс. На основании отдельных балансов составляется ежедневный сводный баланс доверительного управления.
Доходы, полученные доверительным управляющим в виде вознаграждения за оказанные услуги, связанные с управлением имуществом, подлежат обложению налогом на прибыль. Убытки, если они произошли не вследствие непреодолимой силы либо действий учредителей управления, а по вине доверительного управляющего, относятся на финансовые результаты деятельности банка – доверительного управляющего. Расходы по организации доверительного управления имуществом, понесенные управляющим, включаются в себестоимость. Уплата налога на добавленную стоимость по всем операциям в рамках доверительного управления производится доверительным управляющим в соответствии сдействующим законодательством.