Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации

млрд. руб.

Показатели
Доходы, всего 16 169,1 12 363,9 13 652,1 15 404,9 16 556,8
%% к ВВП 38,8 31,7 31,6 32,0 30,8
Федеральный бюджет 9 275,9 6 713,8 6 950,0 7 455,7 8 069,6
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 253,3 3 411,6 4 794,7 5 541,0 6 057,4
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 654,4 1 324,3 2 176,4 3 279,4 3 577,9
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 198,8 5 686,0 5 505,3 5 634,4 5 735,1
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 5 073,3 4 211,8 4 382,2 4 642,2 4 850,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 536,7 479,1 502,8 558,2 617,7
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 166,7 114,0 143,5 27,6 59,2
Расходы, всего 14 157,0 16 101,7 16 946,4 17 588,4 18 289,3
%% к ВВП 34,0 41,3 39,2 36,6 34,1
Федеральный бюджет 7 570,9 9 931,4 9 886,9 9 389,8 9 681,0
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 4 893,9 6 386,7 6 167,6 6 159,1 6 341,1
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 2 897,8 3 508,9 4 828,0 5 536,5 6 048,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 2 728,7 3 397,8 4 717,6 5 268,4 5 751,3
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 253,1 6 109,1 5 829,4 5 888,3 5 864,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 033,1 5 838,1 5 558,4 5 602,7 5 579,2
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 500,1 479,1 502,8 558,2 617,7
Дефицит (-)/профицит (+), всего 2 012,1 -3 737,8 -3 294,3 -2 183,5 -1 732,5
%% к ВВП 4,8 -9,6 -7,6 -4,5 -3,2

Структура доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации отражает законодательно установленное разграничение предметов ведения и полномочий публично-правовых образований, при осуществлении которых принимаются расходные обязательства, исполняемые за счет соответствующих бюджетов (таблица 2):

Таблица 2

Структура доходов и расходов бюджетной системы РФ

Показатели
Доходы до перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет 57,4 54,3 50,9 48,4 48,7
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 31,4 34,1 32,1 30,1 29,3
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 10,2 10,7 15,9 21,3 21,6
в т.ч. Пенсионный фонд РФ 6,2 7,5 12,7 17,1 17,3
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования 1,0 0,9 1,1 0,2 0,4
Доходы после перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет 40,5 25,5 23,5 27,3 28,4
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 38,3 46,0 40,3 36,6 34,6
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 20,1 27,6 35,1 36,0 36,6
в т.ч. Пенсионный фонд РФ 17,2 23,3 31,2 31,0 31,5
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования 3,3 3,9 3,7 3,6 3,7
Доля межбюджетных трансфертов в доходах, %
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 18,2 25,9 20,4 17,6 15,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 49,1 61,2 54,6 40,8 40,9
в т.ч. Пенсионный фонд РФ 59,3 67,6 59,3 44,9 45,2
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования 68,9 76,2 71,5 95,1 90,4
Расходы (без учета трансфертов, перечисляемых в другие бюджеты бюджетной системы), % к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет 34,6 39,7 36,4 35,0 34,7
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 42,6 36,3 32,8 31,9 30,5
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 19,3 21,1 27,8 30,0 31,4
в т.ч. Пенсионный фонд РФ 18,8 18,5 25,2 27,2 28,5
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования 3,5 3,0 3,0 3,2 3,4


Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями.

Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы (таблица 3):

Таблица 3

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель Отчет Прогноз
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,9 7 781,1 9 275,9 6 713,8 6 950,0 7 455,7 8 069,6
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,3 17,2 16,1 15,5 15,0
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 931,4 9 886,9 9 389,8 9 681,0
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,5 22,9 19,5 18,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 217,6 -2 936,9 -1 934,1 -1 611,4
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,3 -6,8 -4,0 -3,0

В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 4):

Таблица 4

Динамика доходов федерального бюджета

Показатель Прогноз
Доходы, всего (млрд. рублей) 9 275,9 6 713,8 6 950,0 7 455,7 8 069,6
в том числе:          
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) 4 389,4 2 797,6 3 194,7 3 311,8 3 503,1
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) 4 886,5 3 916,2 3 755,3 4 143,9 4 566,5
Темпы прироста доходов к предыдущему году,% 19,2 -27,6 3,5 7,3 8,2
в том числе:          
Нефтегазовые доходы 51,5 -36,3 14,2 3,7 5,8
Ненефтегазовые доходы 0,1 -19,9 -4,1 10,3 10,2
Доля в общем объеме доходов, %          
Нефтегазовые доходы 47,3 41,7 46,0 44,4 43,4
Ненефтегазовые доходы 52,7 58,3 54,0 55,6 56,6

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году.

Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП).

Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 5):

Таблица 5

Наши рекомендации