Тема 11. Организация исполнения бюджетов

Существуют три системы (модели) кассового исполнения бюджета, подразумевающие организацию сбора бюджетных средств, их хранения и выдачи, ведения учета и отчетности:

а) казначейская;

б) банковская;

в) смешанная.

Правомерность сказанных слов доказывается изучением моделей исполнения бюджета. В ходе исследования были проанализированы три модели исполнения бюджета: банковская, казначейская и смешенная (рис. 3).

При банковской системе исполнения бюджета контроль за движением бюджетных средств отсутствовал на стадии их ведомственного распоряжения. С законодательным закреплением самостоятельности бюджетов всех уровней в соответствии с отмененным уже Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" и главой 3 Бюджетного Кодекса РФ финансовые органы получили возможность контролировать исполнение собственных бюджетов, не контролируя при этом целевое использование средств федерального бюджета.

Тема 11. Организация исполнения бюджетов - student2.ru

Рис. 3. Модели кассового исполнения бюджетов

Эти факторы способствовали ослаблению бюджетной дисциплины на федеральном уровне, утрате государственного контроля за расходованием бюджетных средств, породили безответственное отношение к государственной казне и полную безнаказанность. Отсутствие объективной оперативной информации на всех уровнях исполнения бюджет не позволяло осуществлять маневрирование бюджетными ресурсами для наиболее рационального их исполнения. Возможность нецелевого использования бюджетных средств в недалеком прошлом имелось довольно часто, из-за чего срок прохождения до конечных получателей был недопустимо большим, и имели место задержки в финансировании социально-экономических программ. Одновременно на счетах коммерческих банков накапливались значительные объемы остатков бюджетных средств, использовавшихся как кредитные ресурсы банков.

Казначейская система исполнения бюджета лишает коммерческие банки возможности использовать бюджетные средства в качестве дешевых и наиболее доступных источников кредитных ресурсов, так как предполагает прохождение всех финансовых потоков через органы Федерального казначейства, осуществляющих контроль за бюджетными средствами. Казначейская система исполнения бюджета предполагает:

1. Создание органа, который осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет доходов и расходов соответствующего бюджета, составляет отчетность и осуществляет управление финансовыми средствами бюджета;

2. Консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета ("Казначейском счете") в учреждениях ЦБ РФ;

3. Применение наиболее совершенных технологий проведения различных операций в ходе исполнения бюджета и обеспечение их учета в Главной книге Казначейства по соответствующему бюджету.

Казначейское исполнение доходов бюджета основано на принципе единства кассы, который означает следующее: орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который перечисляются все поступающие платежи и откуда ведется финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Отражение всех операций осуществляется в бюджетах разных уровней при помощи балансовых счетов казначейства, при этом запрещено проводить операции, минуя систему балансовых счетов казначейства. Это означает закрытие лицевых счетов бюджетных организаций (учреждений) в учреждениях банка России и открытия их в казначействе. На лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в казначействе, должны отражаться лимиты бюджетных обязательств, фактическое наличие финансовых ресурсов и кассовый расход (позднее планируется ввести в практику и учет обязательств).

К середине 1992 года РФ пришла к состоянию, когда исполнение средств бюджета практически вышло из под контроля Правительства РФ. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Минфина РФ, а также в предоставлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный Банк России. Последний, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за доходностью стали переводить свои счета в коммерческие банки.

Как только банковская система отказалась от функций контроля за исполнением бюджета Правительство РФ лишилось возможности активного участия в реализации бюджетной политики. Необходимо отметить, что объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального Банка России. В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает исполнение бюджета, а ст.75 Конституции РФ определяет независимость Центрального банка России. Более того, законом "О Центральном Банке России" на него возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

Многолетний опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы - создание казначейской системы исполнения бюджета, которая и была утверждена ст.215 БК РФ.

В декабре 1992 года Президентом РФ был подписан Указ "О Федеральном Казначействе", который послужил началом воссоздания системы Федерального казначейства в России. Единая централизованная система органов Федерального казначейства (Казначейство), включающая в себя Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах создана в целях повышения действенности государственной бюджетной политики, оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и эффективным исполнением средств Федерального бюджета.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и исполнения бюджета, печати с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием. Органы казначейства несут установленную законом ответственность за выполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняется своему вышестоящему и руководителю ФК РФ.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ. Система Федерального казначейства - сравнительно молодая финансовая структура, однако темпы ее развития весьма высоки, а эффективность выполняемых операций возрастает с каждым годом. Одновременно расширяется перечень функций органов Федерального казначейства по учету государственных финансов. В числе важных направлений - контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ бюджетной дисциплины; оформление бюджетных ссуд; перечисление федеральных доходов на территории в целях финансирования расходов и трансферта субъектам Федерации; представление интересов казны в судебных органах и др.

Органы казначейства, организованные в виде трехзвенной структуры, способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Казначействам надлежит обеспечивать и претворять в жизнь принцип фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Не случайно в ежегодных Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию большое внимание уделяется развитию казначейской системы и совершенствованию казначейских технологий.

Казначейство информирует о результатах исполнения федерального бюджета РФ, иных операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных федеральных доходов внебюджетных средств и бюджетной системы РФ высшие представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и управления РФ ежемесячно, а министра финансов - ежедневно. Успешное управление экономикой в любом государстве во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, для эффективного управления которых Правительство РФ должно получать ежедневно информацию об их состоянии. Основным поставщиком этой информации для Правительства выступает Главное Управление Федерального казначейства.

Согласно Положению о Федеральном Казначействе РФ задачами органов казначейства являются:

1. Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

2. Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и Государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.

3. Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов.

4. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Совета Министров - Правительства РФ по Федеральному бюджету РФ, о Государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ.

5. Управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

6. Разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами Государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. В целях управления средствами Федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета казначейского бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и его филиалах ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их порядка без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Принципиально важно то, что с развитием рынка федеральный бюджет становится основным элементом, обеспечивающим управляемость экономикой. Значительный спад производства и высокий уровень инфляции требуют жестокого контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. В то же время, в условиях, когда через бюджет перераспределяется около половины ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся генератором дестабилизирующих экономику факторов и подлежат глубокой коррекции. Поэтому в данной ситуации возникла острая необходимость в проведении коренных преобразований в бюджетном процессе, то есть создании и внедрении новых более эффективных механизмов исполнения федерального бюджета. Было принято решение о том, что потерю прежних рычагов управления средствами федерального бюджета на местах должно возместить созданием Федерального Казначейства в РФ, незаслуженно забытое в Советской России. В сложившейся обстановке вопрос о создании централизованной системы органов казначейства, с возложением на него функций организовывать, осуществлять и контролировать исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов стал наиважнейшим.

Можно заключить, что создание органов Федерального казначейства было связано с решением целого комплекса проблем. Среди них:

- повышение эффективности использования бюджетных средств,

- появление возможностей маневрирования бюджетными средствами в процессе исполнения бюджета, прекращение их нерационального и нецелевого использования;

- повышение оперативности зачисления доходов на счета федерального бюджета;

- предоставление федеральным органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;

- повышение оперативности контроля за процессом перечисления и использования бюджетных средств;

- достижение большей сбалансированности бюджета по доходам и расходам и др.

Наши рекомендации